Компьютерное обучение за рубежом

Автор: a**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:03, реферат

Описание работы

Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств за последние 2-3 года сделал эту технику достаточно доступной. Поэ

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ…………………………………………………..5
1.1.К истории возникновения проблемы компьютеризации учебного
процесса……………………………………………………………………..5
1.2.Современное состояние практической компьютеризации процесса
обучения………………………………………………………………………6 1.3. Методы организации обучения с применением персонального
компьютера……………………………………………………………………7
1.4. ПК как средство обучения……………………………………………….9
1.5.Дистанционное обучение…………………………………………………11
РАЗДЕЛ 2 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В МИРЕ…………………..21
2.1.Обзор проблем дистанционного обучения за рубежом…………………..21
2.2. Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся……………………24
2.3. Специфика психологического восприятия студентами компьютерных технологий в обучении………………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………38
Библиография……………………………………

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ КОМПЬЮЬЕР В ОБУЧ.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

      ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

        «ВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНЖЕНЕРНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

      КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»  

        РЕФЕРАТ

      по  дисциплине: «информационные технологии в образовании»

        на тему: «Компьютерное обучение за рубежом». 
 

        Выполнила: Рещикова А.А.- студентка 2 курса

                                     гр. ПЗ 10/2                                                                     Проверила:  
 
 
 
 
 
 
 
 

        

      Нижний  Новгород

       2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3  

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ…………………………………………………..5

1.1.К истории возникновения проблемы компьютеризации  учебного  

     процесса……………………………………………………………………..5

1.2.Современное состояние практической компьютеризации процесса

    обучения………………………………………………………………………6               1.3. Методы организации обучения с применением персонального

компьютера……………………………………………………………………7

1.4. ПК как средство обучения……………………………………………….9

1.5.Дистанционное  обучение…………………………………………………11

РАЗДЕЛ 2 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В МИРЕ…………………..21

   2.1.Обзор проблем дистанционного обучения за рубежом…………………..21

 2.2. Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся……………………24

  2.3. Специфика психологического восприятия студентами  компьютерных  технологий в обучении………………………………………………………….35

Заключение………………………………………………………………………38

Библиография……………………………………………………………………39       

ВВЕДЕНИЕ

 

    Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира.  Причина тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации,  превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств за последние 2-3 года сделал эту технику достаточно доступной.  Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и  компьютеризации образования (Международная академия информатизации образования [Москва] и созданный на базе ее иностранных отделений Всемирный распределенный университет, и т.д.).           Уже много лет компьютерные технологии присутствуют во всех сферах нашей жизни, а с появлением интернета они стали неотъемлемой частью нашей деятельности дома и на работе. Сегодня все работники должны обладать навыками обращения с компьютером. В зарубежных странах накоплен значительный теоретический и практический опыт компьютерного обучения. Известный прогресс, высокие научные и технические достижения развитых капиталистических стран требуют специального изучения и последующего использования с учетом возможностей и особенностей отечественной системы образования.

     В современной зарубежной школе проявляется противоречие между дидактическими возможностями компьютеризации обучения и реальным использованием этих возможностей в учебно-воспитательном процессе.  Основными направлениями развития компьютеризации обучения за рубежом на современном этапе являются: уменьшение времени фронтального обучения в пользу самостоятельной деятельности учащихся; ориентация использования компьютеров на активные методы обучения (игровой, имитационное моделирование, обучение через "открытия" и ранение проблем); постепенный переход от применения компьютерной техники для репродуктивного обучения к обучению, направленному на выработку навыков критического мышления и исследовательскую деятельность обучаемых; совершенствование автоматизированных учебных процессов с помощью механизмов самоуправления познавательной деятельностью и в связи с этим передача некоторых управляющих функций (выбор учебной задачи, характерная мера помощи со стороны компьютера) из компетенции компьютера самому обучающемуся.

  Объект исследования:  процесс компьютеризации

  Предмет исследования: особенности дистанционного обучения

Цель исследования: раскрыть особенности компьютерного обучения за рубежом.

  Задачи:

  1. Провести теоретический анализ источников по данной проблеме.
  2. Раскрыть современное состояние проблемы
  3. Проанализировать методы   дистанционного обучения в России и за рубежом.
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

1.1. К истории возникновения проблемы компьютеризации

учебного  процесса

 

    К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому  на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов – человеческого капитала и знаний, что, в конечном счете,  определяет общий уровень развития общества. И главным ускорителем его развития становится информатизация. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит сейчас на первое место в педагогической науке.  Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Возникнув вместе с появлением компьютера,  она не может использовать опыт прошлых веков и тысячелетий и вынуждена развиваться только "изнутри", формируя свою научную базу одновременно во всех необходимых сферах - философии, психологии. Это обстоятельство, в сочетании с крайней практической необходимостью, придает проблеме компьютеризации образования повышенную актуальность,  выводит ее на первое место в группе первоочередных задач педагогики.

      Комплексная информатизация школ и вузов ориентируется теперь на формирование  и развитие интеллектуального потенциала науки, совершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов  обучения, использование в педагогической работе  современных информационных технологий.

    1. Современное состояние практической компьютеризации

    процесса  обучения.

 

   Определить  состояние дел в той или  иной сфере деятельности всегда достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как компьютеризация,  есть один легко учитываемый фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать картину в целом. Это - показатель технической обеспеченности, другими словами - наличие необходимого парка компьютерной техники и уровень ее технического качества. Дело в том, что компьютеризация рабочих процессов прямо зависит от наличия и качественного уровня компьютеров на рабочих местах; без этого наличие даже самой передовой научной мысли так и останется фактом науки, но не фактором производственной и общественной жизни.

     С развитием технологии для обучения с использованием технических средств стало достаточным наличие только компьютера. Функции, которые раньше выполняли: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, кинопроектор, диапроектор и др., с успехом взял на себя компьютер. Причем качество передачи, хранения, отображения информации значительно повысилось. В этом ключе необходимо рассматривать задачу перевода всей информации в цифровые стандарты как приоритетную.

        Уже сейчас компьютерная грамотность  является важным показателем  культуры, а в будущем окажется необходимой каждому человеку, на каком бы участке он ни работал. Следовательно, компьютерное дело, обучение пользованию компьютером в ближайшее время должно стать всеобщим.  
 
 

1.3. Методы организации обучения с применением персонального компьютера

   В практике обучения могут применяться  четыре основных метода обучения:

  • объяснительно-иллюстративный
  • репродуктивный
  • проблемный
  • исследовательский

   Учитывая, что первый метод не предусматривает  наличия обратной связи между  учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК бессмысленно.

   Репродуктивный  метод обучения с применением  средств вычислительной техники  предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и  организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом плане более оправданным является применение проблемного и исследовательского методов.

   Проблемный  метод обучения использует возможности  ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

   Исследовательский метод обучения с применением  ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо  наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

   Компьютерные  модели имеют ряд серьезных преимуществ  перед моделями других видов в силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на ПК позволяет замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или просто невозможных в реальном мире.

Общие принципы организации обучения с применением ПК

   Эффективное обучение с применением компьютерной техники базируется на следующих  общих принципах и выводах  по ним:

    Общие принципы Выводы
    Активное  участие обучающегося в учебном  процессе Максимально содействовать активизации обучающегося
    Постоянное  проведение личного анализа ситуации обучающимися в процессе обучения Избегать использования  стандартных схем анализа, менять задачи и ситуации на различных стадиях  обучения
    Наличие сигналов обратной связи в учебном процессе Сообщать обучающемуся о результатах его действий в  каждой конкретной ситуации
    Наличие быстрой обратной связи в учебном  процессе Обеспечивать  по возможности мгновенную обратную связь
    Отказ от поведения, не дающего положительного результата Подавлять нежелательные варианты действия, не подтверждая их.
    Постоянное  повторение пройденного материала. Практиковать  и подтверждать способы действий, даже если они уже были продемонстрированы однажды.
    Индивидуализация  количества и последовательности подтверждений действий в процессе обучения. Подбирать способы  подтверждения индивидуально.
    Учет  индивидуальных особенностей обучающегося к восприятию внешних условий  в зависимости от его состояний  и настроения. Применять приведенные  выше принципы не жестко и однозначно, а гибко.

Информация о работе Компьютерное обучение за рубежом