Автор: a**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:03, реферат
Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств за последние 2-3 года сделал эту технику достаточно доступной. Поэ
Введение…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ…………………………………………………..5
1.1.К истории возникновения проблемы компьютеризации учебного
процесса……………………………………………………………………..5
1.2.Современное состояние практической компьютеризации процесса
обучения………………………………………………………………………6 1.3. Методы организации обучения с применением персонального
компьютера……………………………………………………………………7
1.4. ПК как средство обучения……………………………………………….9
1.5.Дистанционное обучение…………………………………………………11
РАЗДЕЛ 2 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В МИРЕ…………………..21
2.1.Обзор проблем дистанционного обучения за рубежом…………………..21
2.2. Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся……………………24
2.3. Специфика психологического восприятия студентами компьютерных технологий в обучении………………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………38
Библиография……………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА
«ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «информационные технологии в образовании»
на тему: «Компьютерное
обучение за рубежом».
Выполнила: Рещикова А.А.- студентка 2 курса
Нижний Новгород
2011
Введение…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ…………………………………………………..5
1.1.К истории возникновения проблемы компьютеризации учебного
процесса………………………………………………………
компьютера……………………………………………………
1.4. ПК как средство обучения……………………………………………….9
1.5.Дистанционное обучение…………………………………………………11
РАЗДЕЛ 2 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В МИРЕ…………………..21
2.1.Обзор проблем дистанционного обучения за рубежом…………………..21
2.2. Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся……………………24
2.3. Специфика
психологического восприятия студентами
компьютерных технологий в обучении…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств за последние 2-3 года сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования (Международная академия информатизации образования [Москва] и созданный на базе ее иностранных отделений Всемирный распределенный университет, и т.д.). Уже много лет компьютерные технологии присутствуют во всех сферах нашей жизни, а с появлением интернета они стали неотъемлемой частью нашей деятельности дома и на работе. Сегодня все работники должны обладать навыками обращения с компьютером. В зарубежных странах накоплен значительный теоретический и практический опыт компьютерного обучения. Известный прогресс, высокие научные и технические достижения развитых капиталистических стран требуют специального изучения и последующего использования с учетом возможностей и особенностей отечественной системы образования.
В современной зарубежной школе проявляется противоречие между дидактическими возможностями компьютеризации обучения и реальным использованием этих возможностей в учебно-воспитательном процессе. Основными направлениями развития компьютеризации обучения за рубежом на современном этапе являются: уменьшение времени фронтального обучения в пользу самостоятельной деятельности учащихся; ориентация использования компьютеров на активные методы обучения (игровой, имитационное моделирование, обучение через "открытия" и ранение проблем); постепенный переход от применения компьютерной техники для репродуктивного обучения к обучению, направленному на выработку навыков критического мышления и исследовательскую деятельность обучаемых; совершенствование автоматизированных учебных процессов с помощью механизмов самоуправления познавательной деятельностью и в связи с этим передача некоторых управляющих функций (выбор учебной задачи, характерная мера помощи со стороны компьютера) из компетенции компьютера самому обучающемуся.
Объект исследования: процесс компьютеризации
Предмет исследования: особенности дистанционного обучения
Задачи:
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов – человеческого капитала и знаний, что, в конечном счете, определяет общий уровень развития общества. И главным ускорителем его развития становится информатизация. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит сейчас на первое место в педагогической науке. Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Возникнув вместе с появлением компьютера, она не может использовать опыт прошлых веков и тысячелетий и вынуждена развиваться только "изнутри", формируя свою научную базу одновременно во всех необходимых сферах - философии, психологии. Это обстоятельство, в сочетании с крайней практической необходимостью, придает проблеме компьютеризации образования повышенную актуальность, выводит ее на первое место в группе первоочередных задач педагогики.
Комплексная информатизация школ и вузов ориентируется теперь на формирование и развитие интеллектуального потенциала науки, совершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения, использование в педагогической работе современных информационных технологий.
Определить состояние дел в той или иной сфере деятельности всегда достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как компьютеризация, есть один легко учитываемый фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать картину в целом. Это - показатель технической обеспеченности, другими словами - наличие необходимого парка компьютерной техники и уровень ее технического качества. Дело в том, что компьютеризация рабочих процессов прямо зависит от наличия и качественного уровня компьютеров на рабочих местах; без этого наличие даже самой передовой научной мысли так и останется фактом науки, но не фактором производственной и общественной жизни.
С развитием технологии для обучения с использованием технических средств стало достаточным наличие только компьютера. Функции, которые раньше выполняли: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, кинопроектор, диапроектор и др., с успехом взял на себя компьютер. Причем качество передачи, хранения, отображения информации значительно повысилось. В этом ключе необходимо рассматривать задачу перевода всей информации в цифровые стандарты как приоритетную.
Уже сейчас компьютерная
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения:
Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК бессмысленно.
Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом плане более оправданным является применение проблемного и исследовательского методов.
Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.
Исследовательский метод обучения с применением ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.
Компьютерные
модели имеют ряд серьезных
Эффективное обучение с применением компьютерной техники базируется на следующих общих принципах и выводах по ним:
|