Глава
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1
Классификация по типу интерактивности
Для
того, чтобы правильно понять, оценить,
грамотно разработать и использовать
информационные технологии в различных
сферах жизни общества необходима их
предварительная классификация.
Классификация
информационных технологий зависит
от критерия классификации. В качестве
критерия может выступать показатель
или совокупность признаков, влияющих
на выбор той или иной информационной
технологии. Примером такого критерия
может служить пользовательский
интерфейс (совокупность приемов взаимодействия
с компьютером), реализующийся операционной
системой.
Информационные технологии разделяются
на две большие группы: технологии с избирательной
и с полной интерактивностью. ИТ с избирательной
интерактивностью принадлежат все технологии,
обеспечивающие хранение информации в
структурированном виде. Сюда входят банки
и базы данных и знаний, видеотекст, телетекст,
интернет и т.д. Эти технологии функционируют
в избирательном интерактивном режиме
и существенно облегчают доступ к огромному
объему структурируемой информации. В
данном случае пользователю разрешается
только работать с уже существующими данными,
не вводя новых.
ИТ с полной интерактивностью
содержит технологии, обеспечивающие
прямой доступ к информации, хранящейся
в информационных сетях или
каких-либо носителях, что позволяет
передавать, изменять и дополнять
ее.
2.2
Классификация по области применения
и по степени использования в них компьютеров
Информационные технологии следует
классифицировать прежде всего
по области применения и по
степени использования в них
компьютеров. Различают такие
области применения информационных
технологий, как наука, образование,
культура, экономика, производство,
военное дело и т. п.
По степени использования в
информационных технологиях компьютеров
различают компьютерные и бескомпьютерные
технологии. В области образования
информационные технологии применяются
для решения двух основных
задач: обучения и управления.
Соответственно paзличают компьютерные
и бескомпьютерные технологии
обучения, компьютерные и бескомпьютерные
технологии управления образованием.
В обучении информационные технологии
могут быть использованы, во-первых,
для предъявления учебной информации
обучающимся, во-вторых, для контроля
успешности ее усвоения. С этой
точки зрения информационные; технологии,
используемые в обучении, делятся
на две группы: технологии предъявления
учебной информации и технологии
контроля знаний.
К числу бескомпьютерных информационных
технологий предъявления учебной
информации относятся бумажные,
оптотехнические, электроннотехнические
технологии. Они отличаются друг
от друга средствами предъявления
учебной информации и соответственно
делятся на бумажные, оптические
и электронные. К бумажным средствам
обучения относятся учебники, учебные
и учебно-методические пособия; к
оптическим - эпипроекторы, диапроекторы,
графопроекторы, кинопроекторы, лазерные
указки; к электронным телевизоры и проигрыватели
лазерных дисков.
К числу компьютерных информационных
технологий предъявления учебной
информации относятся:
- технологии, использующие компьютерные
обучающие программы;
- мультимедия технологии;
- технологии дистанционного обучения.
2.3.
Классификация средств компьютерной техники
Современные средства компьютерной
техники можно классифицировать.
Персональные компьютеры - это вычислительные
системы с ресурсами, полностью
направленными на обеспечение
деятельности одного управленческого
работника. Это наиболее многочисленный
класс вычислительной техники,
в составе которого можно выделить
персональные компьютеры IBM PC и совместимые
с ними компьютеры, а также
персональные компьютеры Macintosh. Интенсивное
развитие современных информационных
технологий обусловлено как раз
широким распространением с начала
1980-х гг. персональных компьютеров,
сочетающих в себе такие качества,
как относительная дешевизна
и достаточно широкие для непрофессионального
пользователя функциональные возможности.
Корпоративные компьютеры (иногда
называемые мини-ЭВМ или main frame)
представляют собой вычислительные
системы, обеспечивающие совместную
деятельность большого количества
интеллектуальных работников в
какой-либо организации, проекте
при использовании единых информационно-вычислительных
ресурсов. Это многопользовательские
вычислительные системы, имеющие
центральный блок большой вычислительной
мощности и со значительными
информационными ресурсами, к
которому подсоединено большое
количество рабочих мест с
минимальной оснащенностью (обычно
это клавиатура, устройства позиционирования
типа «мышь» и, возможно, устройство
печати). В качестве рабочих мест,
подсоединяемых к центральному
блоку корпоративного компьютера,
могут выступать и персональные
компьютеры. Сфера использования
корпоративных компьютеров - обеспечение
управленческой деятельности в
крупных финансовых и производственных
организациях. Организация различных
информационных систем для обслуживания
большого количества пользователей
в рамках одной функции (биржевые
и банковские системы, бронирование
и продажа билетов населению
и т.п.).
Суперкомпьютеры представляют собой
вычислительные системы с предельными
характеристиками вычислительной
мощности и информационных ресурсов
и используются в военной и
космической областях, и фундаментальных
научных исследованиях, глобальном
прогнозировании погоды. Данная
классификация довольно условленна,
так как интенсивное развитие
технологий электронных компонентов
и совершенствование архитектуры
компьютеров, а также наиболее
важных их элементов приводят к размыванию
границ между средствами вычислительной
техники.
Интеллектуальные обучающие системы
- это качественно новая технология,
особенностями которой являются
моделирование процесса обучения,
использование динамически развивающейся
базы знаний; автоматический подбор
рациональной стратегии обучения для
каждого обучаемого, автоматизированный
учет новой информации, поступающей в
базу данных.
Технологии мультимедиа (от англ.
multimedia - многокомпонентная среда), которая
позволяет использовать текст,
графику, видео и мультипликацию
в интерактивном режиме и том
самым расширяет рамки применения
компьютера в учебном процессе.
Виртуальная реальность (от англ.
virtual reality -возможная реальность) - это
новая технология неконтактного
информационного взаимодействия, создающая
с помощью мультимедийной среды
иллюзию присутствия в реальном
времени в стереоскопически представленном
«экранном мире». В таких системах
непрерывно поддерживается иллюзия
места нахождения пользователя
среди объектов виртуального
мира. Вместо обычного дисплея
используются очки телемониторы,
в которых воспроизводятся непрерывно
изменяющиеся события виртуального
мира. Управление осуществляется
с помощью реализованного в
виде «информационной перчатки»
специального устройства, определяющего
направление перемещения пользователя
относительно объектов виртуального
мира. Кроме этого в распоряжении
пользователя есть устройство
создания и передачи звуковых
сигналов.
Автоматизированная обучающая система
на основе гипертекстовой технологии
позволяет повысить усвояемость
не только благодаря наглядности
представляемой информации. Использование
динамического, т.е. изменяющегося,
гипертекста дает возможность
провести диагностику обучаемого,
а затем автоматически выбрать
один из оптимальных уровней
изучения одной и той же
темы. Гипертекстовые обучающие
системы дают информацию таким
образом, что и сам обучающийся,
следуя графическим или текстовым
ссылкам, может применять различные
схемы работы с материалом. Все
это позволяет реализовать дифференцированный
подход к обучению.
Специфика технологий Интернет -
WWW (от англ. World Wide Web - всемирная паутина)
заключается в том, что они
предоставляют пользователям громадные
возможности выбора источников
информации: базовая "информация
на серверах сети; оперативная
информация, пересылаемая по электронной
почте; разнообразные базы данных
ведущих библиотек, научных и
учебных центров, музеев; информация
о гибких дисках, компакт-дисках,
видео- и аудиокассетах, книгах
и журналах, распространяемых через
Интернет-магазины, и др.
2.4 Различные
виды классификаций ИТ, используемых в
экономических информационных системах
Как говорилось выше, примером
критерия классификации ИТ может
служить пользовательский интерфейс
(совокупность приемов взаимодействия
с компьютером), реализующийся операционной
системой.
В свою очередь, операционные
системы осуществляют командный,
WIMP, SILK интерфейс. Командный интерфейс
- предполагает выдачу на экран
приглашения для ввода команды.
WIMP - (Window-окно, Image-изображение, Menu-меню,
Pointer-указатель). SILK - (Speech-речь, Image-изображение,
Language-язык, Knowledge-знание). В данном
интерфейсе при воспроизведении
речевой команды происходит переход
от одних поисковых изображений
к другим, согласно семантическим
связям.
Операционные системы подразделяются
на однопрограммные, многопрограммные
и многопользовательские. Однопрограммные
- SKP, MS DOS и др. Они поддерживают пакетный
и диалоговый режимы обработки информации.
Многопрограммные - UNIX, DOS 7.0, OS/2, WINDOWS; позволяют
совмещать диалоговую и пакетную технологии
обработки информации. Многопользовательские
- (сетевые операционные системы) - INTERNET,
NOVELL, ORACLE, NETWARE и др. осуществляют удаленную
обработку в сетях, а также диалоговую
и пакетную технологии на рабочем месте.
Перечисленные формы информационных
технологий широко используются
в настоящее время в экономических
информационных системах (ЭИС).
2.5
Другие виды классификаций информационных
технологий
Информационная технология включает
в себя системы автоматизации
проектирования (САПР), где в качестве
объекта может быть отдельная
задача или элемент экономической
информационной системы (ЭИС), например,
CASE - технология, утилита Designer пакета
Clarion.
Неотъемлемой частью информационной
технологии является электронная
почта, представляющая собой набор
программ, позволяющий хранить и
пересылать сообщения между пользователями.
В настоящее время разработаны
технологии гипертекста и мультимедиа
для работы со звуком, видео,
неподвижными картинками.
Классифицируя информационную технологию
по типу носителя информации,
можно говорить о бумажной (входные
и выходные документы) и безбумажной
(сетевая технология, современная
оргтехника, электронные деньги, документы)
технологиях.
Информационные технологии классифицируются
по степени типизации операций:
пооперационные и попредметные
технологии. Пооперационная, когда
за каждой операцией закрепляется
рабочее место с техническим
средством. Это присуще пакетной
технологии обработки информации,
выполняемой на больших ЭВМ.
Попредметная технология подразумевает
выполнение всех операций на
одном рабочем , например, при
работе на персональном компьютере
месте, в частности, АРМ.
Также существует классификация
технологий и связанных с ними
информационных систем по виду
ставящихся перед ними, для решения
задач, и по виду запускаемых
процессов обработки различной
информации. Данная классификация
состоит из двух основных этапов.
Первый этап начинается с шестидесятых
годов прошлого века и заканчивается
в семидесятые годы прошлого
века. За это десятилетие информационные
технологии только начали развиваться.
Первые шаги в обработке информации.
Для этого использовались специальные
вычислительные центры. Вся информация
использовалась в режиме коллективного
использования.
Второй этап стал рождением
полноценных информационных технологий,
основной целью которых в то
время было решение всевозможных
стратегических задач. Этот этап
начался с восьмидесятых годов
и идет и по сей день, пока
не появиться революционной разработки
или слишком не изменяться
цели и задачи информационных
технологий, открывающих новый этап
в совершенствовании этой сферы
деятельности человека.
Еще одна классификация посвящена
техническому обеспечению, используемому
для информационных технологий.
Первый этап связан с решением
трудностей с обработкой огромных, по
тем временам, объемов данных, в сложных
условиях, когда производительности и
аппаратных ресурсов не хватает. Второй
этап это массовое появление у пользователей
ЭВМ серии IBM/360. Третий этап возвестил
о превращении компьютера в инструмент
непрофессионального пользователя.