Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:14, курсовая работа
Цель исследования: Проанализировать компьютерные программы, используемые в обучении информатики, с точки зрения их эффективности в обучении и простоты работы с ними. Разработать методический подход к применению электронных учебников при обучении информатике.
Введение 2
§ 1 Общие сведения об электронных учебниках 4
1.1 Требования к системе «электронного учебника» 4
1.2 Классификация средств создания электронных учебников 8
1.3 Структурная организация электронного учебника 12
1.4 Режимы работы электронного учебника 14
§ 2 Практическая часть 16
2.1 Немного о Macromedia Flash 16
2.2 Создание электронного учебника 19
Заключение 23
Библиографический список 24
Ниже приводятся особенности и краткий обзор каждой из выделенных групп. В качестве технической базы в дальнейшем имеется в виду IBM совместимые компьютеры, как наиболее распространенные в нашей стране и имеющиеся в распоряжении школы.
Традиционные алгоритмические языки
Характерные черты электронных учебников, созданных средствами прямого программирования:
разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура ЭУ, способ подачи материала и т.д.);
сложность модификации и сопровождения;
большие затраты времени и трудоемкость;
отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания ЭУ, ориентированного на имеющуюся в наличие техническую базу.
Инструментальные средства общего назначения
Инструментальные средства общего назначения (ИСОН) предназначены для создания ЭУ пользователями не являющимися квалифицированными программистами. ИСОН, применяемые при проектировании ЭУ, как правило, обеспечивают следующие возможности:
формирование структуры ЭУ;
ввод, редактирование и форматирования текста (текстовый редактор);
подготовка статической иллюстративной части (графический редактор);
подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов);
подключение исполняемых модулей, реализованных с применением других средств разработки и др.
К достоинствам инструментальных средств общего назначения следует отнести:
возможность создания ЭУ лицами, которые не являются квалифицированными программистами;
существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки ЭУ;
невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.
Вместе с тем ИСОН имеют ряд недостатков, таких как:
далеко не дружественный интерфейс;
меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами, возможности;
отсутствие возможности создания программ дистанционного обучения.
В нашей стране существует множество отечественных ИСОН: Адонис, АосМикро, Сценарий, ТесСис, Интегратор и др.
Средства мультимедиа
Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его объема. Если информация была представлена визуально – около 1\3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.
Итак, мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) - в интерактивный продукт.
Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты. Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя. По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика (рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй - фотографии и сканированные изображения.
Динамический видеоряд практически всегда состоит из последовательностей статических элементов (кадров). Здесь выделяются три типовых элемента: обычное видео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6-12 фото в секунду), анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды предполагает решение значительно большего числа проблем, чем использование аудио. Среди них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана и количество цветов, а также объем информации.
Характерным отличием мультимедиа продуктов от других видов информационных ресурсов является заметно больший информационный объем, поэтому в настоящее время основным носителем этих продуктов является оптический диск CD-ROM стандартной емкостью 650 Мбайт. Для профессиональных применений существует ряд других устройств (CD-Worm, CD-Rewritaeble, DVD и др.), однако они имеют очень высокую стоимость.
Гипертекстовые и гипермедиа средства
Гипертекст – это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.
Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким предъявляемым к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в обращении. При необходимости такой учебник можно “выложить” на любом сервере и его можно легко корректировать. Но, как правило, им свойственны неудачный дизайн, компоновка, структура и т.д.
В настоящее время существует множество различных гипертекстовых форматов (HTML, DHTML, PHP и др.).
Критерии выбора средств
При выборе средств необходима оценка наличия:
Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ, необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем памяти и др.
Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.
На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции "вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭУ: предъявление учебного материала, практика, тестирование.
В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:
1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.
2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видео ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.
3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.
4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).
5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.
6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.
7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.
Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:
В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования: структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно использование гипертекстовой технологии.
Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило, проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление и т.д. В системах дистанционного обучения применение новых технологии дает возможность качественно по-новому решить проблему. Мы заложили в электронный вариант учебника Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.
Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки в решении задач. Для этого нужно научиться строить физические модели изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и реализовывать их в виде программ. Для достижения этой цели в состав ЭУ включена серия модельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их понимания, но и способствует развитию у школьника интуиции и образного мышления.
Для лучшего усвоения данного программного продукта необходимо понимать его структуру. Чтобы понять эту структуру, необходимо рассмотреть саму природу приложения Flash, обсудить сходства и различия с другими программами.
Программа Flash 7 является гибридной, не похожей не на одно приложение. На первый взгляд (некоторым пользователям) может показаться, что она представляет собой просто гибрид между программой для обработки растровой графики для Web и программы векторной графики, таких, как Adobe Photoshop и Autodesk Autocad. Но, хотя программа Flash и являет собой гибрид, она способна на гораздо большее. Кроме того, это среда для создания интерактивных мультимедиа продуктов. Также это сложная программа для анимации, которую можно использовать для создания анимации различного вида, – начиная от простого Web-орнамента, и заканчивая высококачественными оптимизированными для ускорения, загрузки мультипликационными фильмами.
Но это еще не все, в состав этой программы входит язык для написания сценариев, – Flash поддерживает полноценный мощный язык ActionScript, созданный на основе стандартов JavaScript. Этот язык позволяет программе Flash 7 различными путями взаимодействовать с XML (расширенный язык разметки) и HTML (язык гипертекстовой разметки). Таким образом, этот язык написания сценариев позволяет взаимодействовать с другими элементами Web. Более того, в сочетании с Macromedia Generator, программа Flash 7 может служить клиентским интерфейсом и графическим процессором для отображения и доставки динамического Web-содержимого (графических изображений, диаграмм, звуков, фильмов Flash) из баз данных и других серверных ресурсов.
Таким образом, если Flash – это приложение гибрид, и если это приложение способно на выполнение всего того спектра задач, о коих говорилось выше, работу с этим мощным инструментом разумно начать с вопроса, из каких же элементов состоит этот гибрид?
Информация о работе Электронный учебник “ Macromedia Flash ”