Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:41, реферат
Экспертные системы (ЭС)- это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области. Они возникли как значительный практический результат в применении и развитии методов искусственного интеллекта (ИИ)- совокупности научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ. ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз. Практическое применение ЭС на предприятиях способствует эффективности работы и повышению квалификации специалистов.
Введение 3
1. Экспертные системы, их особенности. Применение экспертных систем. 5
2. Структура экспертной системы 11
3.Отличие ЭС от других программных продуктов. 11
3.1. Отличительные особенности. Экспертные системы первого и второго поколения. 14
3.2. Критерий использования ЭС для решения задач. 15
3.3. Ограничения в применение экспертных систем. 17
3.4.Преимущества ЭС перед человеком - экспертом. 18
4. История развития экспертных систем. 20
5. Модели представления знаний 23
5.1 Логическая модель представления знаний 24
5.2 Продукционная модель представления знаний 26
5.3 Представление знаний фреймами 28
5.4 Представление знаний семантическими сетями 31
Список литературы 35
Качество ЭС определяется
размером и качеством базы знаний
(правил или эвристик). Система функционирует
в следующем циклическом режиме: выбор
(запрос) данных или результатов анализов,
наблюдения, интерпретация результатов,
усвоение новой информации, выдвижении
с помощью правил временных гипотез и
затем выбор следующей порции данных или
результатов анализов (рис.2). Такой процесс
продолжается до тех пор, пока не поступит
информация, достаточная для окончательного
заключения.
В любой момент времени в системе существуют три типа знаний:
- Структурированные знания- статические знания о предметной области. После того как эти знания выявлены, они уже не изменяются.
- Структурированные
- Рабочие знания- знания, применяемые
для решения конкретной задачи
или проведения консультации.
Все перечисленные выше
рис.2 Схема работы ЭС.
1. Экспертиза может проводиться только в одной конкретной области. Так, программа, предназначенная для определения кон-
фигурации систем ЭВМ, не может ставить медицинские диагнозы.
2. База знаний и механизм
вывода являются различными
3. Наиболее подходящая область применения- решение задач дедуктивным методом. Например, правила или эвристики выражаются в виде пар посылок и заключений типа “если-то”.
4. Эти системы могут объяснять ход решения задачи понятным пользователю способом. Обычно мы не принимаем ответ эксперта, если на вопрос “Почему ?” не можем получить логичный ответ. Точно так же мы должны иметь возможность спросить систему, основанную на знаниях, как было получено конкретное заключение.
5. Выходные результаты являются качественными (а не количественными).
6. Системы, основанные на
Компьютерные системы,
В экспертных системах первого поколения знания представлены следующим образом:
1) знаниями системы являются
только знания эксперта, опыт
накопления знаний не
2) методы представления знаний
позволяли описывать лишь
3) модели представления знаний
ориентированы на простые
Представление знаний в
1) используются не поверхностные знания, а более глубинные. Возможно дополнение предметной области.
2) ЭС может решать задачи
3.2. Критерий использования ЭС для решения задач.
Существует ряд прикладных
задач, которые решаются с
1. Данные и знания надежны и не меняются со временем.
2. Пространство возможных решений относительно невелико.
3. В процессе решения
задачи должны использоваться
формальные рассуждения.
4. Должен быть по крайней мере один эксперт, который способен явно сформулировать свои знания и объяснить свои методы применения этих знаний для решения задач.
В таблице один приведены
сравнительные свойства
Таблица 1. Критерий применимости ЭС.
Применимы |
Неприменимы |
1.Не могут быть построены строгие алгоритмы или процедуры, но существуют эвристические методы решения. 2. Есть эксперты, которые способны решить задачу. 3. По своему характеру задачи относятся к области диагностики, интерпретации или прогнозирования. 4. Доступные данные “зашумленны”. 5.Задачи решаются методом формальных рассуждений. 6. Знания статичны (неизменны). |
1.Имеются эффективные алгоритмические методы. 2.Отсутствуют эксперты или их число недостаточно. 3.Задачи носят вычислительный характер. 4. Известны точные факты и строгие процедуры. 5. Задачи решаются прецедурными методами, с помощью аналогии или интуитивно. 6. Знания динамичны (меняются со временем). |
В целом ЭС не
- математических, решаемых
обычным путем формальных
- задач распознавания, поскольку в общем случае они решаются численными методами;
- задач, знания о методах решения которых отсутствуют (невозможно построить базу знаний).
3.3. Ограничения в применение экспертных систем.
Даже лучшие из существующих ЭС, которые эффективно функционируют как на больших, так и на мини-ЭВМ, имеют определенные ограничения по сравнению с человеком-экспертом.
1. Большинство ЭС не вполне пригодны для применения конечным пользователем. Если вы не имеете некоторого опыта работы с такими системами, то у вас могут возникнуть серьезные трудности. Многие системы оказываются доступными только тем экспертам, которые создавали из базы знаний.
2. Вопросно-ответный режим,
обычно принятый в таких
3. Навыки системы не
возрастают после сеанса
4. Все еще остается
проблемой приведение знаний, полученных
от эксперта, к виду, обеспечивающему
их эффективную машинную
5. ЭС не способны обучаться, не обладают здравым смыслом. Домашние кошки способны обучаться даже без специальной дрессировки, ребенок в состоянии легко уяснить, что он станет мокрым, если опрокинет на себя стакан с водой, однако если начать выливать кофе на клавиатуру компьютера, у него не хватит “ума” отодвинуть ее.
6. ЭС неприменимы в больших предметных областях. Их использование ограничивается предметными областями, в которых эксперт может принять решение за время от нескольких минут до нескольких часов.
7. В тех областях, где отсутствуют эксперты (например, в астрологии), применение ЭС оказывается невозможным.
8. Имеет смысл привлекать
ЭС только для решения
9. Человек-эксперт при
решении задач обычно
Системы, основанные
на знаниях, оказываются
3.4.Преимущества ЭС перед человеком - экспертом.
Системы, основанные на
1. У них нет предубеждений.
2. Они не делают поспешных выводов.
3. Эти системы работают
систематизировано,
4. База знаний может
быть очень и очень большой.
Будучи введены в машину один
раз, знания сохраняются
5. Системы, основанные
на знаниях, устойчивы к “
6. Эти системы не заменяют
специалиста, а являются
Наиболее известные ЭС, разработанные в 60-70-х годах, стали в своих областях уже классическими. По происхождению, предметным областям и по преемственности применяемых идей, методов и инструментальных программных средств их можно разделить на несколько семейств.
1. META-DENDRAL.Система DENDRAL позволяет определить наиболее вероятную структуру химического соединения по экспериментальным данным (масс- спектрографии, данным ядерном магнитного резонанса и др.).M-D автоматизирует процесс приобретения знаний для DENDRAL. Она генерирует правила построения фрагментов химических структур.
2. MYCIN-EMYCIN-TEIREIAS-PUFF-
3. PROSPECTOR-KAS. PROSPECTOR- предназначена для поиска (предсказания) месторождений на основе геологических анализов. KAS- система приобретения знаний для PROSPECTOR.
4. CASNET-EXPERT. Система CASNET- медицинская ЭС для диагностики выдачи рекомендаций по лечению глазных заболеваний. На ее основе разработан язык инженерии знаний EXPERT, с помощью которой создан ряд других медицинских диагностических систем.
5. HEARSAY-HEARSAY-2-HEARSAY-
6. Системы AM (Artifical Mathematician- искусственный математик) и EURISCO были разработаны в Станфордском университете доктором Д. Ленатом для исследовательских и учебных целей. Ленат считает, что эффективность любой ЭС определяется закладываемыми в нее знаниями. По его мнению, чтобы система была способна к обучению, в нее должно быть введено около миллиона сведений общего характера. Это примерно соответствует объему информации, каким располагает четырехлетний ребенок со средними способностями. Ленат также считает, что путь создания узкоспециализированных ЭС с уменьшенным объемом знаний ведет к тупику.
В систему AM первоначально
было заложено около 100 правил
вывода и более 200 эвристических
алгоритмов обучения, позволяющих
строить произвольные