Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:41, практическая работа

Описание работы

Только 45 минут длится урок, а учителю сделать надо многое: провести опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, закрепить его, увидеть рост каждого, создать ситуацию успеха. Словом, урок должен проходить в напряженном виде. Как здесь можно обойтись без электронного помощника, который при умелом использовании может взять на себя значительную часть работы? Используя компьютер, мы в школе создаем свои наглядные пособия, диаграммы, таблицы, презентации, компьютерные тесты.

Работа содержит 1 файл

ispolzovanie_ikt_na_urokah_informatiki.docx

— 23.12 Кб (Скачать)

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики

Сулейманова Милана Айндыевна,

учитель информатики

(МБОУ  СОШ № 60)

Аннотация.    

 Только 45 минут  длится урок, а учителю сделать  надо многое: провести опрос, проверить  домашнее задание, разобрать новый  материал, закрепить его, увидеть  рост каждого, создать ситуацию  успеха. Словом, урок должен проходить  в напряженном виде. Как здесь  можно обойтись без электронного  помощника, который при умелом  использовании может взять на  себя значительную часть работы? Используя компьютер, мы в школе  создаем свои наглядные пособия,  диаграммы, таблицы, презентации, компьютерные тесты.

Я хочу более конкретно  остановиться на своем опыте применения информационных технологий в практике преподавания информатики. 
    На первых этапах применяю информационные технологии для создания дидактического материала. Для этой цели использую следующие технологии

и программы MS Office:

- текстовый редактор  Word;

- электронные таблицы Microsoft Excel;

- технологию сканирования  и обработки текстовой и графической информации;

- технологию подготовки  презентации учебного материала  при помощи программы PowerPoint.

Использование обучающих программ на CD.Это – один из самых распространенных способов использования компьютера в учебных целях. На уроках я использую электронные учебники, видеофильмы, пошаговые анимации, интерактивные модели позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии, поэтому – это важнейшие средства иллюстрации объяснения учителя. Учитывая устаревшее оборудование кабинета информатики и недостаточное финансирование образования, применение данных технологий является одним их выходов из сложившейся ситуации.

Использование ресурсов сети Интернет. Большой интерес вызывает у учащихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать об этом на уроке. Рассказы вызывают множество вопросов и вовлекают остальных в беседу. В выигрыше оказываются и докладчики, и слушатели.  

 Используя интеграцию  предметов математики и информатики,  учащиеся с удовольствием составляют  тесты по различным разделам  информатики. При составлении  теста учащиеся должны не только  владеть основными знаниями и  умениями по информатике, но  и предусмотреть наиболее вероятные  ошибки, которые можно допустить  при выполнении теста, а также  знать работу электронных таблиц  Microsoft Excel. Выполняя такой тест тестируемый сразу может узнать свою оценку, а также увидеть вопросы, в которых он допустил ошибки. Ребята с удовольствием составляют тесты, корректируют их, учитывая мнения тестируемых. Я не считаю, что тестирование может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы, но в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовый контроль (а тем более компьютерный) позволяет:

1) более рационально использовать время урока;

2) охватить больший объем содержания;

3) быстро установить  обратную связь с учащимися  и определить результаты усвоения  материала; Компьютер практически  решает проблему индивидуализации  обучения. Обычно ученики, медленнее  своих товарищей усваивающие  объяснения учителя, стесняются  поднимать руку, задавать вопросы.  Имея, в качестве партнёра компьютер,  они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации.  

 Компьютер позволяет  усилить мотивацию учения. Усвоение  знаний, связанных с большим объёмом  цифровой и иной конкретной  информации, путём активного диалога  с персональным компьютером более  эффективно и интересно для  ученика, чем штудирование скучных  страниц учебника. С помощью обучающих  программ ученик может моделировать  реальные процессы, а значит –  видеть причины и следствия,  понимать их смысл.   

 Компьютерная  графика позволяет детям незаметно  усваивать учебный материал, манипулируя  различными объектами на экране  дисплея. На любом этапе урока  можно использовать компьютерные  презентации, как индивидуально,  так с помощью интерактивной.     

 Примеры использования  презентаций на уроках информатики:

- Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.

- Работа с устными упражнениями.

- Использование презентации при повторении пройденного материала.

- Демонстрация условия и решения задачи.

- Демонстрация геометрических чертежей.

- Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

- Проведение тестов.

- Проведение физкультминуток.

- Проведение рефлексии.

- Демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях.

- Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

- Внеклассная работа: игры, турниры, вечера.   

 Использование  анимации, цвета, звука удерживает  внимание учащихся. На таких уроках  у детей интерес к предмету  повышен.   

 Применять компьютерные  программы можно на любом этапе  урока: при изучении нового  материала, закреплении, на обобщающих  уроках, при повторении. Конечно,  для того, чтобы использовать  ИКТ и учитель и ученик должны  быть знакомы с технологией  работы на компьютере. Данный  момент нужно учитывать как  при планировании программного  материала, так и при повышении  квалификации учителей.

4) сосредоточить  внимание на пробелах в знаниях  и умениях и внести в них коррективы;

5) обеспечить одновременную  проверку знаний учащихся всего  класса и сформировать у них  мотивацию для подготовки к каждому уроку;

6) во многих случаях  преодолеть субъективизм выставления оценок;

7) индивидуализировать работу с учениками;

8) развивать у  учащихся добросовестность и  аккуратность; повышать интерес к предмету;

9) создавать несколько  однотипных вариантов одного  теста за короткое время.   

 В заключении хотелось  бы сказать о том, что применение  информационных технологий в  учебном процессе хотя и трудоемкий  процесс во всех отношениях, но  он оправдывает все затраты,  делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Учитель вправе выбирать свою  технологию и методы работы, но  каждый учитель обязан работать  во благо развития ребенка.  Главный принцип – принцип  деятельности – можно проиллюстрировать  древней мудростью: «Скажи мне,  и я забуду. Покажи мне, - я смогу  запомнить. Позволь мне сделать  самому, и это станет моим навсегда».

 

 

 

 

 

Использование ИКТ на уроках информатики:

проектно-исследовательская деятельность.

 

Многочисленные исследования, проведенные  как в нашей стране, так и  за рубежом, показали, что большинство  современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. 

Задача учителя состоит в  том, чтобы строить свои уроки  на основе потребностей каждого ученика, максимально обеспечить проявление активности, самостоятельности, развить  стремление к успеху, творчеству, уважать  интересы каждого. Для решения этой задачи лучше всего подходит метод  проектно-исследовательской деятельности, который занимает особое место на уроках информатики. В основе этого  метода лежит творчество ребят, проявление инициативы и самостоятельности.

Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшит  качество образовательной работы, использование  всех преимуществ образовательной  системы, повысит производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, будет  способствовать повышению самостоятельности  учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет  приобрести уникальный опыт, невозможный  при других формах обучения 

Работа учителя в процессе преподавания информатики направлена на конкретную цель – сформировать у учеников определенные, согласованные с программой, знания и умения по каждой теме школьного  курса информатики. Благодаря использованию  метода проекта это возможно сделать  на более высоком творческом, индивидуальном уровне. В процессе работы над проектом у обучающихся появляется потребность  в приобретении новых знаний и  умений. Происходит процесс закрепления  навыков работы над отдельной  темой или программой.

Проектный метод используется как  творческая, индивидуальная (групповая) деятельность обучающихся на протяжении урока, недели, месяца или года. Такая работа формирует навыки самообразования ребят и состоит из нескольких этапов:

Ø  подготовительный, связанный с подготовкой проблемы, разработкой нескольких вариантов и выбора одного их них;

Ø  исследовательский этап (разбиение проекта на части, анализ составляющих частей)

Ø  реализация проекта;

Ø  защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности обучающихся).

Правила успешности проектной  деятельности

1. В команде нет лидеров.  Все дети равны. 

2. Команда не соревнуется. 

3. Все члены команды  должны получать удовольствие  от общения друг с другом  и оттого, что они вместе выполняют  проектное задание. 

4. Каждый должен получать  удовольствие от чувства уверенности  в себе. 

5. Все должны проявлять  активность и вносить свой  вклад в общее дело. 

6. Ответственность за  конечный результат несут все  члены команды, выполняющие проектное  задание.

Метод проектов позволяет  формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через  рассказ или пояснение). В первую Очередь, это относится к групповым  проектам, когда действует небольшой  коллектив. К таким качествам  можно отнести умение работать в  коллективе, брать на себя ответственность  за выбранное решение, анализировать  результаты деятельности. И еще очень  важна способность ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

При выборе темы проекта, по моему  мнению, не надо навязывать детям определенную тематику будущей работы. Ведь выбор  темы это одно из составляющих первого  этапа разработки проекта. При этом обучающиеся должны сами определить название и подобрать материал, который  позволит проиллюстрировать основные возможности той программы, на которой  будет создан проект. Разнообразие областей деятельности, для которых  создаются проекты, демонстрирует  личные интересы и приоритеты обучающихся.

Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?

По всей видимости следующие:

Рефлексивные умения: 

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения  поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения: 

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

• Умение запрашивать необходимую  информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

• Умение находить несколько вариантов решения проблемы

• Умение выдвигать гипотезы

• Умение устанавливать причинно-следственные связи Умения и навыки работы в сотрудничестве: 

• Навыки коллективного планировании

• Умение взаимодействовать с любым партнером

• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

• Навыки делового партнерского общения

• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и  навыки: 

• Умение проектировать процесс (изделие)

• Умение планировать деятельность, время, ресурсы

• Умение принимать решения  и прогнозировать их последствия

• Навыки анализа собственной  деятельности (ее хода и промежуточных  результатов) 
 
Коммуникативные умения: 

• Умение инициировать учебное  взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

• Умение вести дискуссию

• Умение отстаивать свою точку зрения

• Умение находить компромисс

• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. 
 
Презентационные умения и навыки: 

• Навыки монологической речи

• Умение уверенно держать себя во время выступления

• Артистические умения

• Умение использовать различные  средства наглядности при выступлении

• Умение отвечать на незапланированные  вопросы.

Источниками данных для работы над  проектом могут быть:

Ø  ресурсы сети Интернет, с помощью которой ученики учатся правильно формировать запросы по поиску данных, обрабатывать полученную информацию;

Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики