Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:55, реферат
С технической точки зрения, Интернет сегодня представляет собой миллионы находящихся в разных частях планеты компьютеров, которые связаны друг с другом волоконно-оптическими, спутниковыми или телефонными каналами. У Сети нет единого центра и единой администрации. Общую координацию его деятельности осуществляют международные организации, членами которых являются наиболее авторитетные эксперты из разных стран. Так, например, Internet Research Task Force занимается проблемами развития семейства протоколов TCP/IP, Internet
История и принципы организации глобальных компьютерных сетей
Технологическая основа Интернет…………………………………………3
Основные приложения Интернет………………………………………..….5
Система адресации в Интернет………………………………………..……7
Программное обеспечение………………………………………………....11
2. Профессиональный поиск информации в Интернет
2.1. Глобальные справочники ресурсов и поисковые системы……….………15
2.2. Российские справочники и поисковые системы………………..…………25
2.3. Стратегия и методика профессионального информационного поиска….31
3. Справочные и библиографические ресурсы Интернет
3.1. Справочные и библиографические ресурсы Интернет………………...…34
3.2. Библиографические ресурсы Интернет……………………………………40
3.3. Особенности библиографических разысканий в Интернет………………43
Литература………………………………………………………………………….…47
.biz - коммерческие компании и проекты;
.info - учреждения, для которых информационная деятельность является ведущей (библиотеки, средства массовой информации);
.pro - сайты сертифицированных профессионалов таких областей деятельности как врачи, юристы, бухгалтеры, а также представители других профессий, в которых персональный аспект имеет ключевое значение (pro от слов profession, professional);
.aero - компании и персоны,
.coop - корпорации, использующие совместный
капитал (от слова cooperative)
.museum - только музеи, архивы, выставки;
.name - персональные сайты, состоящие,
Помимо деятельности ICANN, весьма своеобразную работу по расширению адресного пространства Интернет провели некоторые частные компании. Их действия выразились в перекупке доменных имен у малых стран. Подобным образом в частное использование отошли домены .cc - Кокосовые острова, .tv - Тувалу, .ws - Самоа, .bz - Белиз, .nu - Ниуи. Сайты в этих доменах ныне используются любым желающим, независимо от страны или вида деятельности.
Распределением адресного пространства в пределах каждого домена, выделенного по географическому признаку, занимаются уполномоченные национальные агентства. В России эта функция возложена на Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей - РосНИИРОС (http://www.ripn.net). Именно в нем производится регистрация всех доменных имен второго уровня, стоящих за .ru. Там же находится и база данных, позволяющая установить, кому принадлежит тот или иной домен в российском сегменте Сети. Часто встречающиеся доменные имена третьего уровня (например, shuya2002.nm.ru) не подлежат регистрации. Любой владелец доменного имени второго уровня вправе образовать любое число подобных сайтов на своем сервере.
При подборе и вводе
web-адресов, представляющих какой-либо
известный объект, будь то персона
или компания, следует обязательно
помнить,
что в них исключены пробелы. Доменное
имя, состоящее из нескольких слов, пишется
слитно. Так, например, адрес официального
сайта американского актера Леонардо
ди Каприо выглядит как http://www.leonardodicaprio.
Система доменных имен, однако,
являет лишь основу системы адресации.
Каждый размещенный в Интернет документ
имеет собственный адрес, обозначаемый
как URL (Uniform Resource Locator) - единый указатель ресурса.
URL, помимо указания доменного имени, включает
также и указание пути к конкретной странице.
Сайты, в большинстве своем, имеют весьма
разветвленную иерархическую структуру,
каркас которой составляют многочисленные
директории, разделяемые косыми чертами
- "/". Поэтому адрес конкретного документа,
как правило, имеет вид, подобный приведенному
документу с сервера ГПНТБ России: http://www.gpntb.ru/win/inter-
Начиная с первой половины 1990 годов для работы с Интернет, и, прежде всего, со Всемирной Паутиной, создаются специальные программы-браузеры (от английского "browse" - просмотр). В российской практике название "браузер" закрепилось достаточно прочно, хотя в некоторых случаях употребляется и прямой перевод на русский язык - "программа-просмотрщик" или "обозреватель".
История браузеров берет свое начало с программы Lynx. Это был текстовой браузер, не способный работать с графикой и тем более с аудио- и видеоприложениями. Эра графических браузеров была открыта с созданием браузера Mosaic, который впервые позволил пользователям увидеть красочный мир Всемирной паутины. Сегодня в мире существует не менее десятка различных браузеров. К наиболее распространенным относятся производимый компанией Microsoft Internet Explorer, Opera (компания Opera Software ASA), Mozilla (создается на основе открытой лицензии), Konqueror (KDE Project), Netscape Navigator (компания Netscape/AOL). Помимо браузеров, каждый из которых использует оригинальное программное ядро, существует множество программных надстроек над браузерами, которые добавляют в них некоторые полезные функции. Среди подобных надстроек значатся Avant, NetSurf, NetCaptor, K-Meleon Web Browser и ряд других.
Все браузеры имеют свои достоинства и недостатки, которые складываются из скорости работы, способности открывать те или иные приложения, соответствия требованиям безопасности и множества других параметров. Конкуренция заставляет производителей постоянно совершенствовать свои продукты, добиваясь повышения потребительских свойств. Лидеры в постоянной гонке браузеров периодически сменяют друг друга и подчас безоговорочные законодатели мод постепенно переходят в разряд аутсайдеров. Так, например, Netscape Navigator, единолично лидировавший в 1994 - 1997 годах, в начале 2000 годов практически полностью уступил свои позиции продукту Microsoft, который, в свою очередь, начинает испытывать давление со стороны Opera и Mozilla. Естественно на популярность браузеров накладывает отпечаток и распространенность в мире тех или иных операционных систем. Так, популярность Windows расширяет число поклонников Internet Explorer, а увеличение доли различных вариантов Unix - число пользователей Mozilla, Netscape или Konqueror. При этом качественные показатели программных продуктов не всегда играют ключевую роль. Например, по оценкам независимых экспертов, на первую половину 2003 года наилучшими потребительскими свойствами обладали браузеры Opera 7.0 и Mozilla 1.3. В тоже время, по данным системы Hotlog.ru на сентябрь 2003 г., 93.22% пользователей предпочитали Internet Explorer, 3.64% - Opera, 2.53% - Mozillla/Netscape и 0.61% - другие браузеры.
Всем современным браузерам
свойственна простота интерфейса в
сочетании с большими возможностями,
которые они предоставляют
Практически все браузеры русифицированы и для их использования не требуется инсталляции дополнительных модулей и кириллических шрифтов. Для правильного воспроизведения русскоязычных материалов нужно лишь установить и сохранить определенные параметры, а именно - кириллическую кодировку.
На сегодняшний день наиболее
распространенными версиями являются
Internet Explorer версии 5.5 или 6. Их дистрибутивы,
а также еще более поздние версии программы
могут быть получены с сайта Microsoft Corporation
по адресу http://www.microsoft.com/rus/
Освоение работы с браузерами - сугубо прикладная задача и может быть реализована непосредственно на месте, с учетом выбранного программного решения. Существует огромное число источников, помогающих освоить все типы браузеров. Однако при работе в Сети с использованием любых браузеров стоит постоянно помнить о мерах безопасности. Появление первых компьютерных вирусов, распространяемых через Интернет, датируется 1991 годом. Прошедшее с той поры время было потрачено создателями вирусов отнюдь не впустую и сегодня именно Интернет является основным каналом распространения вредоносных программ.
По этой причине при работе в Сети необходимо неукоснительно следовать ряду несложных правил, которые позволят сберечь данные на собственном компьютере пользователя. К числу наиболее распространенных требований относятся следующие:
Все перечисленные требования должны выполнятся каждым пользователем с самого первого дня работы в Сети. Это надежно застрахует всех клиентов локальной сети от проникновения вирусов, которые могут нанести огромный ущерб всей компьютерной сети библиотеки или любого другого учреждения.
Помимо браузеров, для работы в Интернет применяются и ряд других программ, предназначенных для реализации частных задач. Существуют отдельные программы для работы с электронной почтой, FTP-клиенты, осуществляющие загрузку созданных или обновленных страниц на web-сайт, программы, предназначенные для докачивания программ из Сети при обрыве связи и т.д. Их использование, однако, не связано непосредственно с информационной деятельностью и относится более к ведению технических специалистов (системных администраторов).
2. Профессиональный поиск информации в Интернет
2.1. Глобальные справочники
Электронные справочники глобального масштаба
Созданием и актуализацией
справочников глобального
Yahoo! (http://www.yahoo.com)
Yahoo! является одним из самых первых, надежных и авторитетных справочников Всемирной паутины. У каталога два основных достоинства: - внушительный объем (на сегодня отражено порядка 2 миллионов сайтов в более чем 25 тысячах категорий) и научность и логичность используемой схемы классификации. За счет этого в справочнике объективно отражаются все отрасли знания без каких либо приоритетов. В Yahoo! учитываются не только web-сайты, но и конференции UseNet. Эти достоинства на протяжении всей второй половины 1990 годов позволяли Yahoo! оставаться незаменимым инструментом для первоначального ознакомления с информационным наполнением в Интернет по любой области деятельности.
Основной ряд Yahoo! включает 14 категорий, в числе которых: БИЗНЕС И ЭКОНОМИКА, КОМПЬЮТЕРЫ И ИНТЕРНЕТ, НОВОСТИ И СМИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ИСКУССТВО И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПОЛИТИКА, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ и т.д. Использование Yahoo!, как и любых других справочников, наиболее эффективно для ознакомления с наполнением Интернет по различным областям деятельности, при размытости критериев поиска - когда неизвестно по каким ключевым словам осуществлять поиск. Разыскание осуществляется путем последовательного просмотра категорий: шаг за шагом, разворачивая пункты меню, построенные в иерархическом порядке, можно знакомиться с полным перечнем ресурсов, постепенно сужая и конкретизируя тему. Так, от самого общего раздела СПРАВОЧНЫЕ РЕСУРСЫ (REFERENCES) можно дойти до web-сервера конкретной библиотеки, миновав по пути разделы БИБЛИОТЕКИ, БИБЛИОТЕКИ ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТРАНЫ, БИБЛИОТЕКИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ТИПА. На каждой ступени иерархии после названий разделов в скобках указывается число отраженных в них ресурсов. При большом количестве объектов в одном разделе пользователям предлагается выбрать первую букву названия сайта (например, названия университета или фамилии популярного исполнителя).
Справочник имеет перекрестную структуру, позволяющую находить данные, используя различную логику поиска. Например, Московский государственный университет может быть найден как по цепочке ОБРАЗОВАНИЕ/ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ/ УНИВЕРСИТЕТЫ/ УНИВЕРСИТЕТЫ РОССИИ, так и через РЕГИОНЫ/ СТРАНЫ/ РОССИЯ/ ОБРАЗОВАНИЕ/ УНИВЕРСИТЕТЫ.
При необходимости выявить
данные о конкретных объектах целесообразно
прибегнуть к непосредственному
поиску. В поисковую строку должны
быть введены ключевые слова, максимально
полно обозначающие искомый объект.
Следует учитывать большой
В случае результативного
поиска, в перечне результатов
вначале будут указаны
Yahoo! - огромный транснациональный
проект. В основном справочнике
учитываются, главным образом,
англоязычные ресурсы,
Учитывая гигантскую популярность и, следовательно, посещаемость Yahoo!, в последние несколько лет его владельцы уделяют все большее внимание побочным сервисам, среди которых электронные магазины, аукционы, службы новостей, агентства путешествий и т.п. Собственно справочник занимает все более и более скромное место в интерфейсе титульной страницы сервера. Кроме того, с марта 2004 года за включение сайта в справочник взимается не только разовая, но и ежегодная абонентская плата - 300 долларов. Это не только затрудняет включение в Yahoo! новых сайтов мелкого бизнеса, но и приводит к исключению из каталога сайтов, не уплативших ежегодный взнос. Естественным следствием этого является то, что содержание справочника постепенно все менее соответствует реальному наполнению Интернет. Эксплуатация известной торговой марки без поддержания высокого качественного уровня основного продукта уже обернулась снижением авторитета Yahoo! как ведущего справочника, и если в ближайшее время в этой области не будут предприняты кардинальные шаги, его популярность будет снижаться, несмотря на громкое имя.
Информация о работе Интернет в профессиональной информационной деятельности