Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 17:32, реферат
Интеллектуальная информационная система (ИИС, англ. intelligent system) — разновидность интеллектуальной системы, один из видов информационных систем, иногда ИИС называют системой, основанной на знаниях. ИИС представляет собой комплекс программных, лингвистических и логико-математических средств для реализации основной задачи: осуществление поддержки деятельности человека, например возможность поиска информации в режиме продвинутого диалога на естественном языке.
-
По способу учета временного
признака экспертные системы
могут быть статическими или
динамическими. Статические
Статическая экспертная система - это ЭС, решающая задачи в условиях, не изменяющихся во времени исходных данных и знаний.
Динамическая экспертная система - это ЭС, решающая задачи в условиях изменяющихся во времени исходных данных и знаний.
-
По видам используемых данных
и знаний экспертные системы
классифицируются на системы
с детерминированными (четко определенными)
знаниями и неопределенными
По числу используемых источников знаний экспертные системы могут быть построены с использованием одного или множества источников знаний.
Система с интеллектуальным
интерфейсом - это
ИИС, предназначенная
для поиска неявной
информации в базе
данных или тексте
для произвольных
запросов, составляемых,
как правило, на ограниченном
естественном языке
Интеллектуальные БД отличаются от обычных БД возможностью выборки по запросу необходимой информации, которая может явно не храниться, а выводиться из имеющейся в базе данных. Примерами таких запросов могут быть следующий: - “Вывести список товаров, цена которых выше среднеотраслевой”,
В
запросе требуется осуществить
поиск по условию, которое должно
быть доопределено в ходе решения
задачи. Формулирование запроса осуществляется
в диалоге с пользователем, последовательность
шагов которого выполняется в
максимально удобной для
Естественно-языковой интерфейс предполагает трансляцию естественно-языковых конструкций на внутримашинный уровень представления знаний.
Естественно-языковый интерфейс используется для:
-доступа
к интеллектуальным базам
-контекстного
поиска документальной
-голосового
ввода команд в системах
-машинного перевода c иностранных языков.
Гипертекстовые
системы предназначены для
Системы
контекстной помощи можно рассматривать,
как частный случай интеллектуальных
гипертекстовых и естественно-языковых
систем. В системах контекстной помощи
пользователь описывает проблему (ситуацию),
а система с помощью
Системы когнитивной графики позволяют осуществлять интерфейс пользователя с ИИС с помощью графических образов, которые генерируются в соответствии с происходящими событиями.
Самообучающаяся
система - это ИИС,
которая на основе
примеров реальной практики
автоматически формирует
единицы знаний
В основе самообучающихся систем лежат методы автоматической классификации примеров ситуаций реальной практики (обучения на примерах). Примеры реальных ситуаций накапливаются за некоторый исторический период и составляют обучающую выборку. Эти примеры описываются множеством признаков классификации. Причем обучающая выборка может быть:
-
“с учителем”, когда для
-
“без учителя”, когда по степени
близости значений признаков
классификации система сама
В результате обучения системы автоматически строятся обобщенные правила или функции, определяющие принадлежность ситуаций классам, которыми обученная система пользуется при интерпретации новых возникающих ситуаций. Таким образом, автоматически формируется база знаний, используемая при решении задач классификации и прогнозирования. Эта база знаний периодически автоматически корректируется по мере накопления опыта реальных ситуаций, что позволяет сократить затраты на ее создание и обновление.
Классификация систем ИИС
ИИС могут размещаться
на каком-либо сайте, где пользователь
задает системе вопросы на естественном
языке (если это вопросно-ответная система)
или, отвечая на вопросы системы,
находит необходимую информацию
(если это экспертная система). Но, как
правило, ЭС в интернете выполняют
рекламно-информационные функции (интерактивные
баннеры), а серьезные системы (такие,
как, например, ЭС диагностики оборудования)
используются локально, так как выполняют
конкретные специфические задачи.
Интеллектуальные поисковики отличаются
от виртуальных собеседников тем, что
они достаточно безлики и в ответ на вопрос
выдают некоторую выжимку из источников
знаний (иногда достаточно большого объема),
а собеседники обладают «характером»,
особой манерой общения (могут использовать сленг, ненорматив
Для разработки ИИС раньше использовались логические языки (Пролог, Лисп и т. д.), а сейчас используются различные процедурные языки. Логико-математическое обеспечение разрабатывается как для самих модулей систем, так и для состыковки этих модулей. Однако на сегодняшний день не существует универсальной логико-математической системы, которая могла бы удовлетворить потребности любого разработчика ИИС, поэтому приходится либо комбинировать накопленный опыт, либо разрабатывать логику системы самостоятельно. В области лингвистики тоже существует множество проблем, например, для обеспечения работы системы в режиме диалога с пользователем на естественном языке необходимо заложить в систему алгоритмы формализации естественного языка, а эта задача оказалась куда более сложной, чем предполагалось на заре развития интеллектуальных систем. Еще одна проблема — постоянная изменчивость языка, которая обязательно должна быть отражена в системах искусственного интеллекта.
Этапы
проектирования экспертной
системы
Этапы
создания экспертных систем: идентификация,
концептуализация, формализация, реализация,
тестирование, внедрение. На начальных
этапах идентификации и
Прототип экспертной системы - это расширяемая (изменяемая) на каждом последующем этапе версия базы знаний с возможной модификацией программных механизмов. После каждого этапа возможны итеративные возвраты на уже выполненные этапы проектирования, что способствует постепенному проникновению инженера по знаниям в глубину решаемых проблем, эффективности использования выделенных ресурсов, сокращению времени разработки, постоянному улучшению компетентности и производительности системы. Пример разработки экспертной системы гарантирования (страхования) коммерческих займов CLUES (loan-uderwriting expert systems).
Обеспечение работы ИИС
Классификация задач, решаемых ИИС