Информатизация судов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение процессов информатизации судов в Российской Федерации. Задачи работы состоят в следующем:
Обозначить понятие, цели задачи информатизации судов;
Проследить динамику развития информатизации судов в период с 1996 г. по настоящее время;
Изучить нормативно-правовую базу, на которую опираются государственные и муниципальные служащие, реализующие федеральные программы по информатизации;
Раскрыть основные тенденции в работе ГАС «Правосудие» и других актуальных проектов в области информатизации судов;
Освятить проблемы и перспективы развития информатизации судов в соответствии с направлениями государственной информационной политики.

Работа содержит 1 файл

Информатизация СУДОВ.docx

— 33.07 Кб (Скачать)

Особенностью  ГАС «Правосудие» по сравнению, например, с автоматизированной системой «Выборы» является то, что она создавалась  не «с нуля» - к моменту ее появления во многих судах страны уже функционировали локальные прикладные автоматизированные системы для решения отдельных задач судопроизводства, которые и предстояло интегрировать в новую систему. В 2001 году менее 25% рабочих мест судей и работников аппаратов судов в судах общей юрисдикции были компьютеризированы (всего около 13300 компьютеров). Огромные объемы данных, зачастую записанных вручную, требовалось перевести на единую информационную платформу, которая и появилась в ГАС «Правосудие».   

Другая особенность системы - ГАС «Правосудие» создавалась как  комплексная система, автоматизирующая весь спектр деятельности судов общей  юрисдикции и системы Судебного  департамента: судебное делопроизводство и статистику, документооборот, кадровый и бухгалтерский учет, материально-технические  ресурсы, управление и т.д.  

Преимущество ГАС «Правосудие» в возможности оперативной обработки  данных. Вся информация о рассматриваемых делах поступает в базу данных: уголовное, гражданское или административное дело, где оно должно рассматриваться—в апелляционной или в кассационной инстанции и т. д. Это облегчает работу судов по обработке данных.   

4. 2. Итоги реализации программы  информатизации судов: ГАС «Правосудие», другие проекты  

С 2007 года был начат масштабный ввод в действие ГАС «Правосудие» на объектах автоматизации. В настоящее время ГАС «Правосудие» охватывает все федеральные суды общей юрисдикции и органы Судебного департамента, расположенные более чем на 3300 объектах на территории всей России.   

Общий парк компьютерных технических  средств на всех объектах автоматизации  ГАС «Правосудие» составляет: более 93 тыс. компьютеров, более 3600 серверов, более 90 тыс. единиц принтеров, сканеров и иного компьютерного оборудования.   

В 2010 г. осуществлялся комплексный  ввод в действие ГАС «Правосудие» на 1800 объектах информатизации. К концу 2011 года должен быть осуществлен ввод в действие комплекса средств автоматизации (КСА) на оставшихся 635 объектах автоматизации.   

Таким образом, полное внедрение ГАС «Правосудие» при условии успешного проведения мероприятий проекта «Поддержка судебной реформы» будет завершено к концу 2011 года, а мероприятия, предусмотренные Концепцией информатизации, в целом реализованы8.   

Сегодня очевидна необходимость  постоянного поддержания работоспособности и обслуживания внедренной первой очереди системы, ее дальнейшей модернизации, а также создание второй очереди ГАС «Правосудие».   

АО  НИЦ "Агора" по договору с Верховным  Судом РФ ведет разработку двух информационных контуров (первый - судо- и делопроизводство, гражданское и уголовное, второй - рабочие места для смежных служб и подразделений Верховного Суда РФ, обеспечивающих информационное взаимодействие штатных подразделений и служб Верховного Суда РФ).   

На сегодняшний день разработаны и внедрены комплексы автоматизированных рабочих мест для сотрудников: отдела проверки судебных дел в порядке надзора, отдела обобщения судебной практики, судебной коллегии по гражданским и уголовным делам (2-я инстанция), кассационной коллегии Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ. Все автоматизированные рабочие места имеют дополнительные интерфейсы для удобного ввода информации, обеспечивают возможность быстрого поиска необходимой информации по любым реквизитам, имеют надежную систему защиты информации от несанкционированного доступа и разграничение функциональных возможностей пользователей различных категорий с определением объема информации, разрешенной для доступа конкретному пользователю.  

В 2002 году в Верховном Суде РФ был внедрен электронный банк данных судебных решений – система, напрямую связанная с судебным делопроизводством. Подсистема хранит данные по судебным решениям не только в текстовом виде, но и в графическом. Все определения Верховного Суда сканируются, оцифровываются и заносятся в базу данных (на сегодняшний момент БД насчитывает более 30 тысяч подобных документов).   

Разработанная система классификаторов и рубрикаторов позволяет значительно сузить размер выборки по запросу, а использование пакета Oracle text optimization сводит время поиска, даже по фразам вхождения в текст приговора, до считанных секунд.  

5. Проблемы и перспективы развития  информатизации судов в соответствии  с направлениями государственной  информационной политики  

Осуществляя реформу информатизации судов, вводя  новации и изменяя техническую  базу в судах всех уровней, исполнители программы концепции информатизации решают массу возникающих проблем в процессе реализации запланированных мероприятий, пробелов в законодательстве и т.д. Попробуем выделить основные проблемы, мешающие в некоторой степени информатизации судебной системы.  

1. В процессе реализации программы информатизации судов всех уровней проблема комплексного формирования судебных информационных ресурсов и создания программного обеспечения специфических функций судебной деятельности является центральной. В условиях ограниченности финансовых ресурсов и неизбежной этапности реализации программы информатизации определяют приоритеты новых направлений, задач и функций судебной деятельности, подлежащих информатизации. На первое место поставлены задачи, функции и программы, отражающие профессиональную специфику деятельности судов общей юрисдикции.   

2.  В настоящее время, несмотря на то, что судьи оснащаются современной компьютерной техникой, все же информационное обеспечение их деятельности находится не на высоком уровне.       

Прежде  всего, это сказывается на неудовлетворительном обеспечении их правовой информацией  в электронном автоматизированном виде: справочным правовым системам и  выносимым судебных решениям по аналогичным  рассматриваемым делам.  

3. Негативным условием  судебной деятельности является  и затруднения в доступе к  решениям со стороны субъектов  рассматриваемых споров, то есть, лиц, участвующих в деле. Это  противоречит не только Конституции  РФ, но и международной практике  правосудия.  

4. Четвертым важным обстоятельством,  свидетельствующим о необходимости  повышения эффективности информационного  обеспечения, является несовершенство  документооборота, использование традиционных  технологий формирования судебных  документов и средств их передачи  курьером или с помощью обычной  почты. Это значительно увеличивает  трудозатраты и сроки рассмотрения  юридических дел.   

Одним словом, состояние информатизации судебной деятельности находится на самом  начале своего развития. Однако любая реформа имеет свое развитие в нескольких направлениях, так и информатизационный аспект имеет следующие перспективные наработки:

    1. В судейском сообществе на данном этапе обсуждается возможность так называемого интерактивного правосудия - дистанционного рассмотрения дел. В этом случае человек подает заявление, не являясь в суд, его дело рассматривается, а потом через банк судебных решений он узнает о результатах его рассмотрения.
    2. В середине октября 2010 г. судебный департамент при Верховном Суде РФ объявил открытый конкурс на выполнение работ по развитию ГАС «Правосудие» в части доработки специального программного обеспечения.
    3. В рамках развития дорабатываются программные изделия следующих подсистем: «Организационное обеспечение»; «Судейское сообщество»; «Судебное делопроизводство и статистика»; «Судебная экспертиза»; «Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания» (ПИ СО); «Ведомственная статистика Судебного департамента» и другие. Начальная стоимость госконтракта оценивается заказчиком в 79 млн. руб. Выполнить все работы по контракту требовалось до 2011 г.
    4. Интересное и, безусловно, полезное новшество внедрили власти Пензы. Информационные киоски, подключенные к базе данных ГАС «Правосудие», установлены в зданиях Октябрьского районного суда города Пензы. В киоске отображается информация о структуре и деятельности суда, режиме работы, списке дел, назначенных к слушанию, с результатом их рассмотрения, а также адресно-реквизитные данные районного суда и мировых судей. В рамках этого проекта возможно и желательно тиражирование опыта на соседние регионы.
    5. В конце января 2010 г. Правительство РФ рассмотрело проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Законопроектом предполагается расширить процессуально допустимые способы формирования состава суда с учетом нагрузки и специализации судей, а также для исключения влияния лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, путем использования информационных систем, что позволит укрепить самостоятельность и независимость судей9.
    6. Также перспективным направлением информатизации судов является взаимодействие судебных органов и юридических вузов. Ученые и преподаватели юридического факультета теперь имеют возможность доступа к юридической практике в электронном виде, ее обобщению и использованию не только в научных и образовательных целях, но и в целях оказанию помощи поддержки судьям при рассмотрении ими юридических дел повышенной сложности.

Информация о работе Информатизация судов в Российской Федерации