Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:54, реферат
Информатика – молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным.
До настоящего времени толкование термина “информатика” (в том смысле как он используется в современной научной и методической литературе) еще не является установившимся и общепринятым. Обратимся к истории вопроса, восходящей ко времени появления электронных вычислительных машин.
Задание 1. Информатика
как наука и как вид
История развития информатики
Информатика – молодая научная дисциплина,
изучающая вопросы, связанные с поиском,
сбором, хранением, преобразованием и
использованием информации в самых различных
сферах человеческой деятельности. Генетически
информатика связана с вычислительной
техникой, компьютерными системами и сетями,
так как именно компьютеры позволяют порождать,
хранить и автоматически перерабатывать
информацию в таких количествах, что научный
подход к информационным процессам становится
одновременно необходимым и возможным.
До настоящего времени толкование термина
“информатика” (в том смысле как он используется
в современной научной и методической
литературе) еще не является установившимся
и общепринятым. Обратимся к истории вопроса,
восходящей ко времени появления электронных
вычислительных машин.
После второй мировой войны возникла и
начала бурно развиваться кибернетика
как наука об общих закономерностях в
управлении и связи в различных системах:
искусственных, биологических, социальных.
Рождение кибернетики принято связывать
с опубликованием в 1948 г. американским
математиком Норбертом Винером, ставшей
знаменитой, книги “Кибернетика или управление
и связь в животном и машине”. В этой работе
были показаны пути создания общей теории
управления и заложены основы методов
рассмотрения проблем управления и связи
для различных систем с единой точки зрения.
Развиваясь одновременно с развитием
электронно-вычислительных машин, кибернетика
со временем превращалась в более общую
науку о преобразовании информации. Под
информацией в кибернетике понимается
любая совокупность сигналов, воздействий
или сведений, которые некоторой системой
воспринимаются от окружающей среды (входная
информация X), выдаются в окружающую среду
(выходная информация У), а также хранятся
в себе (внутренняя, внутрисистемная информация
Z), рис. 1.
Рис. 1. Общая схема обмена информацией
между системой и внешней средой
Развитие кибернетики в нашей стране встретило
идеологические препятствия. Как писал
академик А.И.Берг, “... в 1955-57 гг. и даже
позже в нашей литературе были допущены
грубые ошибки в оценке значения и возможностей
кибернетики. Это нанесло серьезный ущерб
развитию науки в нашей стране, привело
к задержке в разработке многих теоретических
положений и даже самих электронных машин”.
Достаточно сказать, что еще в философском
словаре 1959 года издания кибернетика характеризовалась
как “буржуазная лженаука”. Причиной
этому послужили, с одной стороны, недооценка
новой бурно развивающейся науки отдельными
учеными “классического” направления,
с другой – неумеренное пустословие тех,
кто вместо активной разработки конкретных
проблем кибернетики в различных областях
спекулировал на полуфантастических прогнозах
о безграничных возможностях кибернетики,
дискредитируя тем самым эту науку.
Дело к тому же осложнялось тем, что развитие
отечественной кибернетики на протяжении
многих лет сопровождалось серьезными
трудностями в реализации крупных государственных
проектов, например, создания автоматизированных
систем управления (АСУ). Однако за это
время удалось накопить значительный
опыт создания информационных систем
и систем управления технико-экономическими
объектами. Требовалось выделить из кибернетики
здоровое научное и техническое ядро и
консолидировать силы для развития нового
движения к давно уже стоящим глобальным
целям.
Подойдем сейчас к этому вопросу с терминологической
точки зрения. Вскоре вслед за появлением
термина “кибернетика” в мировой науке
стало использоваться англоязычное “Computer
Science”, а чуть позже, на рубеже шестидесятых
и семидесятых годов, французы ввели получивший
сейчас широкое распространение термин
“Informatique”. В русском языке раннее употребление
термина “информатика” связано с узко-конкретной
областью изучения структуры и общих свойств
научной информации, передаваемой посредством
научной литературы. Эта информационно-аналитическая
деятельность, совершенно необходимая
и сегодня в библиотечном деле, книгоиздании
и т.д., уже давно не отражает современного
понимания информатики. Как отмечал академик
А.П. Ершов, в современных условиях термин
информатика “вводится в русский язык
в новом и куда более широком значении
– как название фундаментальной естественной
науки, изучающей процессы передачи и
обработки информации. При таком толковании
информатика оказывается более непосредственно
связанной с философскими и общенаучными
категориями, проясняется и ее место в
кругу “традиционных” академических
научных дисциплин”.
Попытку определить, что же такое современная
информатика, сделал в 1978 г. Международный
конгресс по информатике: “Понятие информатики
охватывает области, связанные с разработкой,
созданием, использованием и материально-техническим
обслуживанием систем обработки информации,
включая машины, оборудование, математическое
обеспечение, организационные аспекты,
а также комплекс промышленного, коммерческого,
административного и социального воздействия”.
Информатика как единство науки и технологии
Информатика – отнюдь не только “чистая
наука”. У нее, безусловно, имеется научное
ядро, но важная особенность информатики
– широчайшие приложения, охватывающие
почти все виды человеческой деятельности:
производство, управление, науку, образование,
проектные разработки, торговлю, финансовую
сферу, медицину, криминалистику, охрану
окружающей среды и др. И, может быть, главное
из них – совершенствование социального
управления на основе новых информационных
технологий.
Как наука, информатика изучает общие
закономерности, свойственные информационным
процессам (в самом широком смысле этого
понятия). Когда разрабатываются новые
носители информации, каналы связи, приемы
кодирования, визуального отображения
информации и многое другое, конкретная
природа этой информации почти не имеет
значения. Для разработчика системы управления
базами данных (СУБД) важны общие принципы
организации и эффективность поиска данных,
а не то, какие конкретно данные будут
затем заложены в базу многочисленными
пользователями. Эти общие закономерности
есть предмет информатики как науки.
Объектом приложений информатики являются
самые различные науки и области практической
деятельности, для которых она стала непрерывным
источником самых современных технологий,
называемых часто “новые информационные
технологии” (НИТ). Многообразные информационные
технологии, функционирующие в разных
видах человеческой деятельности (управлении
производственным процессом, проектировании,
финансовых операциях, образовании и т.п.),
имея общие черты, в то же время существенно
различаются между собой.
Перечислим наиболее впечатляющие реализации
информационных технологий, используя,
ставшие традиционными, сокращения.
АСУ – автоматизированные системы управления
– комплекс технических и программных
средств, которые во взаимодействии с
человеком организуют управление объектами
в производстве или общественной сфере.
АСУТП – автоматизированные системы управления
технологическими процессами. Например,
такая система управляет работой станка
с числовым программным управлением (ЧПУ),
процессом запуска космического аппарата
и т.д.
АСНИ – автоматизированная система научных
исследований – программно-аппаратный
комплекс, в котором научные приборы сопряжены
с компьютером, вводят в него данные измерений
автоматически, а компьютер производит
обработку этих данных и представление
их в наиболее удобной для исследователя
форме.
АОС – автоматизированная обучающая система.
Есть системы, помогающие учащимся осваивать
новый материал, производящие контроль
знаний, помогающие преподавателям готовить
учебные материалы и т.д.
САПР-система автоматизированного проектирования
– программно-аппаратный комплекс, который
во взаимодействии с человеком (конструктором,
инженером-проектировщиком, архитектором
и т.д.) позволяет максимально эффективно
проектировать механизмы, здания, узлы
сложных агрегатов и др.
Структура современной информатики
Оставляя в стороне прикладные информационные
технологии, опишем составные части современной
информатики. Каждая из этих частей может
рассматриваться как относительно самостоятельная
научная дисциплина; взаимоотношения
между ними примерно такие же, как между
алгеброй, геометрией и математическим
анализом в классической математике –
все они хоть и самостоятельные дисциплины,
но, несомненно, части одной науки.
Теоретическая информатика – часть информатики,
включающая ряд математических разделов.
Она опирается на математическую логику
и включает такие разделы как теория алгоритмов
и автоматов, теория информации и теория
кодирования, теория формальных языков
и грамматик, исследование операций и
другие. Этот раздел информатики использует
математические методы для общего изучения
процессов обработки информации.
Вычислительная техника – раздел, в котором
разрабатываются общие принципы построения
вычислительных систем. Речь идет не о
технических деталях и электронных схемах
(это лежит за пределами информатики как
таковой), а о принципиальных решениях
на уровне, так называемой, архитектуры
вычислительных (компьютерных) систем,
определяющей состав, назначение, функциональные
возможности и принципы взаимодействия
устройств. Примеры принципиальных, ставших
классическими решений в этой области
– неймановская архитектура компьютеров
первых поколений, шинная архитектура
ЭВМ старших поколений, архитектура параллельной
(многопроцессорной) обработки информации.
Программирование – деятельность, связанная
с разработкой систем программного обеспечения.
Здесь отметим лишь основные разделы современного
программирования: создание системного
программного обеспечения и создание
прикладного программного обеспечения.
Среди системного – разработка новых
языков программирования и компиляторов
к ним, разработка интерфейсных систем
(пример – общеизвестная операционная
оболочка и система Windows). Среди прикладного
программного обеспечения общего назначения
самые популярные – система обработки
текстов, электронные таблицы (табличные
процессоры), системы управления базами
данных. В каждой области предметных приложений
информатики существует множество специализированных
прикладных программ более узкого назначения.
Информационные системы – раздел информатики,
связанный с решением вопросов по анализу
потоков информации в различных сложных
системах, их оптимизации, структурировании,
принципах хранения и поиска информации.
Информационно-справочные системы, информационно-поисковые
системы, гигантские современные глобальные
системы хранения и поиска информации
(включая широко известный Internet) в последнее
десятилетие XX века привлекают внимание
все большего круга пользователей. Без
теоретического обоснования принципиальных
решений в океане информации можно просто
захлебнуться. Известным примером решения
проблемы на глобальном уровне может служить
гипертекстовая поисковая система WWW.
Искусственный интеллект – область информатики,
в которой решаются сложнейшие проблемы,
находящиеся на пересечении с психологией,
физиологией, лингвистикой и другими науками.
Как научить компьютер мыслить подобно
человеку? – Поскольку мы далеко не все
знаем о том, как мыслит человек, исследования
по искусственному интеллекту, несмотря
на полувековую историю, все еще не привели
к решению ряда принципиальных проблем.
Основные направления разработок, относящихся
к этой области – моделирование рассуждений,
компьютерная лингвистика, машинный перевод,
создание экспертных систем, распознавание
образов и другие. От успехов работ в области
искусственного интеллекта зависит, в
частности, решение такой важнейшей прикладной
проблемы как создание интеллектуальных
интерфейсных систем взаимодействия человека
с компьютером, благодаря которым это
взаимодействие будет походить на межчеловеческое
и станет более эффективным.
Место информатики в системе наук
Рассмотрим место науки информатики в
традиционно сложившейся системе наук
(технических, естественных, гуманитарных
и т.д.). В частности, это позволило бы найти
место общеобразовательного курса информатики
в ряду других учебных предметов.
По определению А.П.Ершова информатика
- “фундаментальная естественная наука”.
Академик Б.Н.Наумов определял информатику
“как естественную науку, изучающую общие
свойства информации, процессы, методы
и средства ее обработки (сбор, хранение,
преобразование, перемещение, выдача)”.
Уточним, что такое фундаментальная наука
и что такое естественная наука. К фундаментальным
принято относить те науки, основные понятия
которых носят общенаучный характер, используются
во многих других науках и видах деятельности.
Нет, например, сомнений в фундаментальности
столь разных наук как математика и философия.
В этом же ряду и информатика, так как понятия
“информация”, “процессы обработки информации”
несомненно имеют общенаучную значимость.
Естественные науки – физика, химия, биология
и другие – имеют дело с объективными
сущностями мира, существующими независимо
от нашего сознания. Отнесение к ним информатики
отражает единство законов обработки
информации в системах самой разной природы
– искусственных, биологических, общественных.
Рис. 2. К вопросу о месте информатики в
системе наук
Однако, многие ученые подчеркивают, что
информатика имеет характерные черты
и других групп наук – технических и гуманитарных
(или общественных).
Черты технической науки придают информатике
ее аспекты, связанные с созданием и функционированием
машинных систем обработки информации.
Так, академик А.А.Дородницын определяет
состав информатики как “три неразрывно
и существенно связанные части: технические
средства, программные и алгоритмические”.
Первоначальное наименовании школьного
предмета “Основы информатики и вычислительной
техники” в настоящее время изменено
на “Информатика” (включающее в себя
разделы, связанные с изучением технических.
программных и алгоритмических средств).
Науке информатике присущи и некоторые
черты гуманитарной (общественной) науки,
что обусловлено ее вкладом в развитие
и совершенствование социальной сферы.
Таким образом, информатика является комплексной,
междисциплинарной отраслью научного
знания, как это изображено на рис. 2.
Информатика имеет существенные социальные
аспекты. Информатика включает комплекс
промышленного, коммерческого, административного
и социального воздействия». Информатизация,
т.е. процесс проникновения информационных
технологий во все сферы жизни и деятельности
общества, сильно влияет на социальную
сферу. В настоящее время в общественном
устройстве развитых стран появились
черты информационного общества, во все
сферы жизни и деятельности членов которого
включены средства информатики в качестве
орудий интеллектуального труда, переработки
любой информации, моделирования реальных
и прогнозируемых событий, управления
производством, обучения и т.д.
Информатизация сильнейшим образом влияет
на структуру экономики ведущих в экономическом
отношении стран. В числе их лидирующих
отраслей промышленности традиционные
добывающие и обрабатывающие отрасли
оттеснены максимально наукоемкими производствами
электроники, средств связи и вычислительной
техники — так называемой сферой высоких
технологий. Темпы развития сферы высоких
технологий и уровень прибылей в ней превышают
в 5-10 раз темпы развития традиционных
отраслей производства.
Правовые аспекты информатики связаны
с тем, что деятельность программистов
и других специалистов, работающих в сфере
информатики, все чаще выступает в качестве
объекта правового регулирования. Некоторые
действия при этом могут быть квалифицированы
как правонарушения (преступления). Регулированию
подлежат вопросы собственности на информацию,
охрана авторских прав на компьютерные
программы и базы данных, гарантии сохранения
конфиденциальности и секретности определенных
видов информации и многое другое. Информатизация
социальной сферы, распространение информационных
сетей породили как новые виды преступности,
так и многочисленные правовые проблемы,
правовое регулирование многих из которых
далеко от завершения.
В Российской Федерации (как и в других
странах) действуют специальные правовые
акты, регламентирующие отношения в сфере
информации. К ним, в частности, относятся:
• Закон Российской Федерации «О правовой
охране программ для электронно-вычислительных
машин и баз данных» (1992 г.),
• Указ Президента Российской Федерации
«Об основах государственной политики
в сфере информатизации» (1994 г., изменения
и дополнения — 1995 г.),
• Закон Российской Федерации «Об информации,
информатизации и защите информации»
(1995 г.),
• Закон Российской Федерации «Об участии
в международном информационном обмене»
(1996 г.),
• Постановление Правительства Российской
Федерации «О сертификации средств защиты
информации» (1995 г.),
• Постановление Правительства Российской
Федерации «О государственном учете и
регистрации баз и банков данных» (1996 г.),
• Постановление Правительства Российской
Федерации «О государственном учете и
регистрации баз и банков данных» «Об
утверждении положения о государственной
системе научно-технической информации
(1997 г.)
и другие.
Этические аспекты информатики чрезвычайно
важны. Далеко не все правила, регламентирующие
деятельность в сфере информатики, можно
свести в правовым нормам. Очень многое
определяется соблюдением неписаных правил
поведения для тех, кто причастен к миру
компьютеров. Как и в любой другой большой
и разветвленной сфере человеческой деятельности,
в информатике к настоящему времени сложились
определенные морально-этические нормы
поведения и деятельности.
Этика — система норм нравственного поведения
человека. Всякий раз, собираясь совершить
сомнительный поступок в сфере профессиональной
деятельности, человек должен задуматься,
соответствует ли он этическим нормам,
сложившимся в профессиональном сообществ