Информация в материальном мире, ее виды и свойства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:59, реферат

Описание работы

Слово “информация” латинское. За долгую жизнь его значение претерпевало эволюции, то расширяя, то предельно сужая свои границы. Вначале под словом “информация” подразумевали: “представление”, “понятие”, затем - “сведения”, “передача сообщений”. Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация.

Содержание

Введение………………….………………………………………....…..3
Понятие информации…………………………………………….4
Свойства информации……………………………………………6
Классификация информации…………………………………….9
Виды информации………………….……………………………11
Формы представления информации……………………………15
Заключение…………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………....18

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 51.58 Кб (Скачать)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

“РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ”

СМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

                          Кафедра Прикладной информатики и математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: Информация в  материальном мире, ее виды и свойства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

студентка 1 курса

группы ЗБУс-104

Горнак   Анна

Александровна

 

 

 

 

Смоленск 2009

 

Содержание

 

Введение………………….………………………………………....…..3

  1. Понятие информации…………………………………………….4
  2. Свойства информации……………………………………………6
  3. Классификация информации…………………………………….9
  4. Виды информации………………….……………………………11
  5. Формы представления информации……………………………15

Заключение…………………………………………………………….17

Список литературы…………………………………………………....18

 

Введение

 

Слово “информация” латинское. За долгую жизнь его значение претерпевало эволюции, то расширяя, то предельно сужая свои границы. Вначале под словом “информация” подразумевали: “представление”, “понятие”, затем - “сведения”, “передача сообщений”.

В последние годы ученые решили, что обычное (всеми принятое) значение слова “информация” слишком  эластично, расплывчато, и дали ему  такое значение: “мера определенности в сообщении”.

Теорию информации вызвали  к жизни потребности практики. Ее возникновение связывают с  работой Клода Шеннона “Математическая теория связи”, изданной в 1946г. Основы теории информации опираются на результаты, полученные многими учеными. Ко второй половине XX века земной шар гудел от передающейся информации, бегущей по телефонным и телеграфным кабелям и радиоканалам. Позже появились электронные вычислительные машины - переработчики информации. А для того времени основной задачей теории информации являлось, прежде всего, повышение эффективности функционирования систем связи. Сложность при проектировании и эксплуатации средств, систем и каналов связи в том, что конструктору и инженеру недостаточно решить задачу с физических и энергетических позиций.

С этих точек зрения система  может быть самой совершенной  и экономичной. Но важно еще при  создании передающих систем обратить внимание на то, какое количество информации пройдет через эту передающую систему. Ведь информацию можно измерить количественно, подсчитать. И поступают при подобных вычислениях самым обычным путем: абстрагируются от смысла сообщения, как отрешаются от конкретности в привычных всем нам, арифметических действиях.

 

 

1. Понятие информации

 

Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — в широком  смысле абстрактное понятие, имеющее  множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация — совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве. В литературе можно найти достаточно много определений термина «информация», отражающих различные подходы к толкованию этого понятия. В Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” дается следующее определение этого термина: «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Толковый словарь русского языка Ожегова приводит 2 определения слова «информация»:

  1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, принимаемые человеком или специальным устройством.
  2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. (Научно-техническая и газетная информации, средства массовой информации — печать, радио, телевидение, кино).

В обиходе информацией  называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.


Например, сообщение о  каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. "Информировать" в этом смысле означает "сообщить нечто, неизвестное раньше".

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и  состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие  машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.


Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.

Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой  новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным  для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между  сообщением и его потребителем. Без  наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.


Подводя итог, заметим, что понимать термин можно в узком и широком смыслах.

Под информацией в узком  смысле понимают сведения о предметах, фактах, понятиях некоторой предметной области

В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя:

- совокупность сведений об объектах и явлениях окружающей среды; их параметрах, свойствах и состояниях;

- обмен сведениями между людьми, человеком и компьютером, между компьютерами;

- обмен сигналами между живой и неживой природой;

- генетическую информацию.

Такие понятия, как «информация», «сообщения» и «данные» не являются синонимами. Не вся информация, которую  мы воспринимает с помощью своих  органов чувств, может считаться  сообщением, равно как и данными.

В обыденной жизни под информацией  понимают всякого рода сообщения, сведения о чем-либо, которые передают и  получают люди. Сами по себе речь, текст, цифры - не информация. Они лишь носители информации. Информация содержится в речи людей, текстах книг, колонках цифр, в показаниях часов, термометров и других приборов. Сообщения, сведения, т.е. информация, являются причиной увеличения знаний людей о реальном мире. Значит, информация отражает нечто, присущее реальному миру, который познается в процессе получения информации: до момента получения информации что-то было неизвестно, или, иначе, не определено, и благодаря информации неопределенность была снята, уничтожена.

Рассмотрим пример. Пусть нам известен дом, в котором проживает наш знакомый, а номер квартиры неизвестен. В этом случае местопребывание знакомого в какой-то степени не определено. Если в доме всего две квартиры, степень неопределенности невелика. Но если в доме 300 квартир - неопределенность достаточно велика. Этот пример наталкивает на мысль, что неопределенность связана с количеством возможностей, т.е. с разнообразием ситуаций. Чем больше разнообразие, тем больше неопределенность.

Информация, снимающая неопределенность, существует постольку, поскольку существует разнообразие. Если нет разнообразия, нет неопределенности, а, следовательно, нет и информации.

Итак, информация - это отражение разнообразия, присущего объектам и явлениям реального мира. И, таким образом, природа информации объективно связана с разнообразием мира, и именно разнообразие является источником информации.

2.Свойства информации

 

Информация - это отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов. Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся (в уменьшении незнания).

Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной  особенностью информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информацию.

Информация обладает следующими определенными свойствами, которые зависят как от исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и от методов обработки и фиксации этой информации.

Объективность

Информация — это отражение  внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому  в качестве свойства информации можно  выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

Объективную информацию можно  получить с помощью исправных  датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или «вредности» конкретного субъекта.

Рассмотрим пример. Сопоставим два таких понятия как информация и энергия, допустим тепловая. Попросим двух различных людей оценить  температуру воздуха в помещении. Один возможно скажет, что ему жарко, а другого человека такой температурный режим вполне устраивает. Мнения людей о температуре в помещении субъективны. Если же измерить температуру с помощью прибора, в данном случае градусника, то мы получит объективную оценку, которая не зависит от чьего-то мнения. С информацией аналогично.

Достоверность

Информация достоверна, если она отображает истинное положение  дел. При регистрации сигналов могут  появляться не только «полезные» сигналы, но и посторонние сигналы – информационный шум. Если полезный сигнал зарегистрирован более чётко, чем посторонние сигналы, достоверность информации будет более высокой. Чем выше информационный шум, тем ниже достоверность информации.

Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так  и субъективной. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

  • преднамеренное искажение (дезинформация);
  • искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);
  • когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).

Рассмотрим пример. Вспомните  детскую игру в глухой телефон. Участники  игры передают друг другу очень тихо «на ушко» загаданное первым участником слово. В процессе передачи этого слова от участника к участнику возникают его искажения, в результате чего последний участник не всегда слышит то слово, которое было произнесено первым участником.

Недостоверной информация может  быть по следующим причинам:

- преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

- искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.

Полнота

         Полнота характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных, на основе имеющихся. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Пример: Вы прочитали в  газете такое сообщение: «Будет холодно». Это неполная информация, потому что  на ее основе нельзя принять решение, например, о том, как одеваться. «Завтра после полудня будет холодно до -30 градусов по Цельсию» – более полная информация.

Неполная информация может  привести к ошибочному выводу или  решению.

Адекватность

Адекватность – это степень соответствия информации объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образоваться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных.

Актуальность

Актуальность — важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).

Актуальность значима  при работе с постоянно меняющейся информацией, например, о курсе валют. Только вовремя полученная информация может быть полезна.

Доступность

Доступность – мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов.

Полезность или  бесполезность (ценность) информации.

Так как границы между  этими понятиями нет, то следует  говорить о степени полезности применительно  к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

          Самая ценная для нас информация — достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

Информация о работе Информация в материальном мире, ее виды и свойства