Информация и ее свойства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:40, реферат

Описание работы

Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое — получаем информацию. Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений». Информация — это очень емкое и глубокое понятие, которому не просто дать четкое определение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие информации…………………………………………………………...4
2. Свойства………………………………………………………………………….6
3. Классификация информации……………………………………………………9
4. Меры информации………………………………………………………………10
5. Данные, информация и знания…………………………………………………12
6. Качество информации………………………………………………………….14
7. Роль информации в современном мире………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

информация и ее свойства.doc

— 85.50 Кб (Скачать)
    • объективность и субъективность. Понятие объективности

информации  является относительным. Это понятно, если учесть, что методы являются субъективными. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент. В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается. Это свойство учитывают, например, в правовых дисциплинах, где по-разному обрабатываются показания лиц, непосредственно наблюдавших события или получивших информацию косвенным путем (посредством умозаключений или со слов третьих лиц).

     3. Динамические свойства - это те свойства, которые характеризуют изменение информации во времени.

    • рост информации. Движение информации в информационных

коммуникациях и постоянное ее распространение  и рост определяют свойство многократного  распространения или повторяемости. Хотя информация и зависима от конкретного языка и конкретного носителя, она не связана жестко ни с конкретным языком, ни с конкретным носителем. Благодаря этому информация может быть получена и использована несколькими потребителями. Это свойство многократной используемости и проявление свойства рассеивания информации по различным источникам.

    • старение.

3.Классификация информации

Информацию можно  разделить на виды по разным критериям.

Способ восприятия:

Визуальная —  воспринимаемая органами зрения.

 Аудиальная  — воспринимаемая органами слуха.

 Тактильная  — воспринимаемая тактильными  рецепторами. Обонятельная —  воспринимаемая обонятельными рецепторами.  Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми  рецепторами. 

Форма представления:

Текстовая —  передаваемая в виде символов, предназначенных  обозначать лексемы языка.

Числовая —  в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия. Графическая  — в виде изображений, предметов, графиков.

Звуковая —  устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.

Предназначение:

Массовая —  содержит тривиальные сведения и  оперирует набором понятий, понятным большей части социума.

Специальная —  содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

Личная —  набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение  и типы социальных взаимодействий внутри популяции.[2].

     4. Меры информации.

     Информация (в смысле данных) всегда связана  с материальным носителем: это может  быть сигнал в любой материальной форме, числовой, символьный код на печатной основе и т.д. Поскольку, любой  материальный объект можно измерить, то это относится и к информации. Что же в ней можно измерить? Во-первых, количественно синтаксическую форму адекватности информации реальному объекту. Степень адекватности описываемого объекта зависит от количества слов (символов), затраченных на описание модели объекта. Поскольку, каждый символ естественного языка можно закодировать одним байтом (8 бит), то легко вычислить полный объём информации, связанный с описанием любого объекта, процесса, явления. Это так называемый алфавитный подход измерения количества информации.

     Есть  другой количественный подход - кибернетический, который учитывает ценность информации(прагматическая адекватность). Впервые он был предложен  в работах К.Шеннона [6] и Н.Винера [7]. Изучая системы передачи информации, К.Шеннон пришёл к выводу, что каждое элементарное сообщение на выходе системы уменьшает неопределённость исходного множества сообщений, при этом смысловой аспект сообщения не имеет никакого значения. За единицу количества информации было предложено принять "количество информации, передаваемое при одном выборе между равновероятными альтернативами". Эта наименьшая единица информации называется бит. Информация в один бит уменьшает неопределённость информационной системы в 2 раза. Для вычисления средней величины количества информации, связанного с положительным исходом некоторого события x из множества m событий К.Шеннон предложил формулу:

     Hx =−Σpi log pi,

где pi –вероятность,

i-го  события. 

     Эта формула характеризует энтропию (меру неопределённости) системы. Изначально это понятие появилось в физике и характеризует оно степень неупорядоченности, т.е. неопределённости микросостояния, в котором система (например, термодинамическая) может находиться в данный момент времени. Значение Hx достигает максимума для равновероятных событий, т.е. при pi = 1∕m формула К.Шеннона упрощается: Hmax = −log p = log m (формула Р.Хартли). Другими словами, восемь бит достаточно, чтобы точно описать исход любого события (например, выборку определённого символа из таблицы).[6].

     Содержательный (субъективный) подход. Содержание информации кроме количественного (объективного) параметра имеет ещё и семантическую (смысловую) характеристику, которая определяется способностью пользователя понимать поступившее сообщение. Эта способность зависит от тезауруса пользователя, т.е. совокупности сведений и знаний, которыми располагает пользователь. Если тезаурус пользователя близок к нулю, то любая новая информация им не воспринимается (он её не понимает) и в этом случае семантическая компонента информации для него равна нулю. Если поступившая информация не даёт ему новые (полезные) знания, то и в этом случае семантическая информация также равна нулю. Максимальное значение семантической информации пользователь воспринимает в случае, когда поступившая информация понята пользователем и несёт ему новые сведения, знания. Таким образом, одно и то же сообщение может иметь смысловое содержание для компетентного пользователя и быть бессмысленным для пользователя некомпетентного.

     5.Данные, информация и знания

     К базовым понятиям, которые используются в экономической информатике, относятся: данные, информация и знания. Эти понятия часто используются как синонимы, однако между этими понятиями существуют принципиальные различия.

     Термин  данные происходит от слова data - факт, а информация (informatio) означает разъяснение, изложение, т.е. сведения или сообщение.

     Данные - это совокупность сведений, зафиксированных  на определенном носителе в форме, пригодной  для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.

     Информация - это результат преобразования и  анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные - это фиксированные сведения о  событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию. [1].

     Существуют  и другие определения информации, например, информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

     Знания  – это зафиксированная и проверенная практикой обработанная информация, которая использовалась и может многократно использоваться для принятия решений.

     Знания  – это вид информации, которая  хранится в базе знаний и отображает знания специалиста в конкретной предметной области. Знания – это  интеллектуальный капитал.

     Формальные  знания могут быть в виде документов (стандартов, нормативов), регламентирующих принятие решений или учебников, инструкций с описанием решения  задач. Неформальные знания – это  знания и опыт специалистов в определенной предметной области.

     Необходимо  отметить, что универсальных определений  этих понятий (данных, информации, знаний) нет, они трактуются по-разному. Принятия решений осуществляются на основе полученной информации и имеющихся знаний.

     Принятие  решений – это выбор наилучшего в некотором смысле варианта решения из множества допустимых на основании имеющейся информации. Взаимосвязь данных, информации и знаний в процессе принятия решений представлена на рисунке.  

     

 

       Для решения поставленной задачи  фиксированные данные обрабатываются на основании имеющихся знаний, далее полученная информация анализируется с помощью имеющихся знаний. На основании анализа, предлагаются все допустимые решения, а в результате выбора принимается одно наилучшее в некотором смысле решение. Результаты решения пополняют знания.

     В зависимости от сферы использования  информация может быть различной: научной, технической, управляющей, экономической  и т.д. Для экономической информатики  интерес представляет экономическая  информация.

     6.Качество информации.

     Возможность и эффективность использования  информации обуславливаются такими основными её потребительскими показателями качества, как содержательность, репрезентативность, достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность, устойчивость. Многие из этих показателей очевидны и не требуют их интерпретации. Поэтому остановимся лишь на некоторых из них.[3].

     Содержательность  информации отражает семантическую  ёмкость, равную отношению величины семантической информации в сообщении к объёму обрабатываемых данных.

     Репрезентативность  информации связана с правильностью  её отбора и формирования в целях  адекватного отражения свойств  объекта.

     Достаточность (полнота) информации означает, что  она содержит минимальный, но достаточный  для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений.

     7.Роль информации в современном мире

     Современный мир характеризуется такой интересной тенденцией, как постоянное повышение роли информации. Как известно, все производственные процессы имеют в своём составе материальную и нематериальную составляющие. Первая – это необходимое для производства оборудование, материалы и энергия в нужной форме (то есть, чем и из чего изготавливается предмет). Вторая составляющая – технология производства (то есть, как он изготавливается). Вспомнив в общих чертах историю развития производительных сил на Земле, каждый читатель увидит, что роль (и, соответственно, стоимость) информационной компоненты в любом производстве с течением времени возрастает.[4].

     В последнее столетие появилось много  таких отраслей производства, которые  почти на 100% состоят из одной информации, например, дизайн, создание программного обеспечения, реклама и другие.

     Соответственно, и себестоимость товара складывается из стоимости материала, энергии  и рабочей силы с одной стороны  и стоимости технологии, с другой. Доля НИОКР в цене товара в наше время может достигать 50% и более, несмотря на то, что материальные затраты индивидуальны для каждой единицы продукции, а затраты на технологию – общие, то есть, раскладываются поровну на всю серию товара. Появился даже принципиально новый вид товара, в котором доля индивидуальных затрат сведена почти до нуля. Это программное обеспечение (ПО), при производстве которого все затраты делаются на создание первого образца, а дальнейшее его тиражирование не стоит ничего.

     Столь же ярко демонстрирует повышение  роли информации в производственных процессах появление в XX веке такого занятия, как промышленный шпионаж. Не материальные ценности, а чистая информация становится объектом похищения.

     В прошлые века человек использовал  орудия труда и машины для обработки  материальных объектов, а информацию о процессе производства держал в  голове. В XX столетии появились машины для обработки информации – компьютеры, роль которых все повышается.

     Указанные тенденции однозначно свидетельствуют, что начинающийся XXI век станет информационным веком, в котором материальная составляющая отойдёт на второй план. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Информация и ее свойства