Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:11, контрольная работа
С момента установления режима коммерческой тайны в отношении какой-либо информации, полномочия по принятию решения о доступе к ней в полном объеме переходят к обладателю информации. Необходимо отметить, что определение порядка доступа лиц к коммерческой тайне и учет лиц, получивших такой допуск, в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне», являются обязательными для обладателя информации, составляющей коммерческую тайну.
Вопрос № 1
Доступ персонала к конфиденциальной информации………………….4
Вопрос № 2
Системы защиты информации…………………………………………..12
Вопрос № 3
Информационные ресурсы ограниченного распространения и угрозы ресурсам…………………………………………………………………………21
Список литературы
Вопрос № 1
Доступ персонала к конфиденциальной информации………………….4
Вопрос № 2
Системы защиты информации…………………………………………..12
Вопрос № 3
Информационные
ресурсы ограниченного распространения
и угрозы ресурсам…………………………………………………………
СОД – система обработки данных
ЭВМ
– электронно-вычислительная машина
Вопрос № 1
Доступ персонала к конфиденциальной информации.
С момента установления режима коммерческой тайны в отношении какой-либо информации, полномочия по принятию решения о доступе к ней в полном объеме переходят к обладателю информации. Необходимо отметить, что определение порядка доступа лиц к коммерческой тайне и учет лиц, получивших такой допуск, в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне», являются обязательными для обладателя информации, составляющей коммерческую тайну.
Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя. Иные не противоречащие законодательству России меры по ограничению доступа к коммерческой тайне могут быть дополнительно приняты ее обладателем.
Порядок допуска и доступа должностных лиц и граждан (персонала предприятия) к информации, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, является одним из основных вопросов государственного регулирования в сфере защиты государственной тайны. Эта область наиболее значима для решения задач по защите государственной тайны. Однако прежде чем рассматривать вопросы допуска и доступа персонала предприятия к государственной тайне, необходимо дать понятие, определить сущность и основные положения разрешительной системы доступа персонала к информации, подлежащей защите, вне зависимости от ее принадлежности к какому-либо конкретному виду конфиденциальной информации.
Разрешительная
система доступа лежит в основе
организационно-правового
В соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» под доступом к информации, составляющей коммерческую тайну, понимается ознакомление определенных лиц с этой информацией с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации. В целях сохранения конфиденциальности информации ее обладатель в порядке, определенном указанным федеральным законом, устанавливает режим коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны — правовые, организационные, технические и иные меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, принимаемые ее обладателем.
К обязательным мерам по защите охраняемой информации в соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона «О коммерческой тайне» относятся:
Перечисленные меры реализуются в рамках разрешительной системы доступа персонала предприятия к информации, составляющей коммерческую тайну.
Разрешительная
система доступа персонала
Создание и реализация разрешительной системы доступа персонала к информации, составляющей коммерческую тайну, — важная часть общей системы организационных мер по защите информации на предприятии. Актуальность использования разрешительной системы доступа к информации обусловлена особым значением информационной составляющей любого производственного процесса на современном предприятии, включающего создание новых документов (материалов), товаров и услуг, неправомерный доступ к которым может привести к утечке конфиденциальной информации и, тем самым, нанесению ущерба предприятию.
Создание
и функционирование разрешительной
системы доступа персонала
Основополагающим принципом нормативно-правового регулирования процесса ознакомления конкретного работника предприятия со сведениями, составляющими коммерческую тайну, является правомерность доступа этого работника к конкретным сведениям или их носителям.
Основные условия правомерного доступа персонала к коммерческой информации включают:
Процесс
регулирования доступа
Основная
цель разрешительной системы доступа
персонала к коммерческой тайне
— исключение нанесения ущерба предприятию
посредством
Чтобы понять роль разрешительной системы доступа к информации всех категорий сотрудников, в том числе командированных лиц, в совокупности с другими организационными, правовыми и иными мерами, направленными на установление режима коммерческой тайны, необходимо рассмотреть порядок правовой регламентации данной системы. Она должна быть простой, но достаточно эффективной, гибкой и способной адекватно реагировать на изменения, происходящие в хозяйственной, производственной и других сферах деятельности предприятия.
В структуре управления процессом доступа особое место занимают руководитель предприятия и его заместители. Однако наиболее важная роль в этой структуре отводится руководителям структурных подразделений предприятия, сотрудники которых непосредственно допускаются к коммерческой тайне (работают с носителями сведений, составляющих коммерческую тайну). Эти руководители наделяются правом определять степень доступа непосредственно подчиненных им сотрудников к конкретным сведениям (носителям). В зависимости от категорий сотрудников предприятия или командированных лиц, необходимости ознакомления их с теми или иными сведениями (в пределах должностных обязанностей или в объеме предписания на выполнение задания) соответствующие руководители определяют права этих лиц на доступ к информации.
Права сотрудников на доступ к коммерческой тайне и работу с ее носителями регулируются разрешениями полномочных должностных лиц, оформленными в письменном (документальном) виде. Оформление таких разрешений осуществляется руководителем предприятия, его заместителями и руководителями структурных подразделений в отношении непосредственно подчиненных им сотрудников. На практике наиболее распространены следующие способы документального оформления разрешений (формы разрешительных документов):
Основным
внутренним организационно-
Разработку
данного положения
Члены комиссии должны знать специфику работы предприятия, порядок организации и обеспечения защиты конфиденциальной информации. В состав комиссии в обязательном порядке входят сотрудники службы безопасности предприятия. В целях более точного определения ограничений для конкретных лиц на доступ к различным категориям информации (с учетом ее тематики) комиссия может включать несколько подкомиссий. Методическое руководство деятельностью комиссии (подкомиссий) осуществляет служба безопасности предприятия.
Разработке положения предшествует всесторонний анализ различных документов (материалов), проводимый в целях выявления и классификации всех информационных потоков, существующих на предприятии. В ходе анализа изучаются все направления и стороны деятельности предприятия, в том числе его взаимодействие с организациями-соисполнителями и заказчиками, работа диссертационных советов, образовательная деятельность и т.п. После получения результатов анализа формируется структура положения (готовится его проект). Основными разделами положения являются:
В вопросах разработки положения, реализации его требований и контроля выполнения предусмотренных мероприятий особая роль отводится службе безопасности, в задачи которой входит: