Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:35, реферат
Активное внедрение информационных технологий в жизнь общества вызвало необходимость в создании современных образовательных технологий, которые имеют огромное значение в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Их применение позволяет повысить эффективность обучения и оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
1.Введение.
2.Применение ИТ.
3.Заключение.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«ВОЛГОГРАДСКАЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
информационные технологии
в профессиональной
деятельности
психолога- педагога
Введение.
Активное внедрение информационных технологий в жизнь общества вызвало необходимость в создании современных образовательных технологий, которые имеют огромное значение в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Их применение позволяет повысить эффективность обучения и оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
Применение ИТ.
Информационные
технологии активно применяются
во многих направлениях деятельности
школьного психолога: в психодиагностике,
при организации психологического
просвещения и
Рис. 1. Информационные технологии в работе педагога-психолога.
Одним из широко представленных направлений в практической деятельности педагога-психолога является компьютерная психодиагностика. В данном случае активно используются компьютерные диски и программы «Энциклопедия психолога. Диск 1. Компьютерная диагностика», «Психологическое тестирование личности», «Психологическое тестирование детей и подростков», которые позволяют адекватно изучать различные сферы личности (интеллектуально-когнитивную, мотивационно-личностную, сферу межличностных отношений). В перечисленных программах в достаточном объеме представлен различный психодиагностический инструментарий:
Особого внимания заслуживает вопрос использования информационных технологий в профориентационной работе психолога. Широко представлен диагностический инструментарий, позволяющий адекватно изучать такие сферы личности старшеклассников как: профессиональная направленность, профессиональное самосознание, профессиональные интересы и склонности. Примером применяемого инструментария служат такие наиболее часто используемые методики, как тест направленности личности, методика ДДО Е. Климова, «Карта интересов – 174», методика Г. Айзенка, методика диагностики профессиональных склонностей Л.А. Йовайши, активизирующая профориентационная методика и др.
Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. Преимущества компьютерной диагностики в том, что:
Таким
образом, за небольшой промежуток времени
школьный психолог может не только
исследовать способности
К психодиагностике тесно примыкают такие виды работы школьного психолога, как психологическое просвещение и консультирование учителей, учащихся и родителей. При реализации таких направлений в деятельности педагога-психолога активно разрабатываются и применяются обширные по тематике мультимедийные презентации. Сферы применения презентаций достаточно разнообразны, среди них можно отметить и педагогический клуб, лекторий для родителей, психолого-педагогические семинары, психологические бюллетени; а также мультимедийные презентации применяются при организации консультаций психолога для родителей, педагогов и учащихся. С помощью ряда видеослайдов слушатели смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, просмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями.
Примером выше перечисленного могут служить следующие презентации:
В рамках психологического просвещения старшеклассников по профориентации по профориентации нами используется интерактивная система информирования о профессиях и возможностях профессиональной подготовки «МОЯ ПРОФЕССИЯ». Данная программа даёт возможность ознакомления с профессиями и условиями профессиональной подготовки с учетом имеющегося образования, уровня квалификации, условий труда, уровня оплаты труда, предполагаемого уровня общения в работе, возрастного уровня и специфики труда.
Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе школьного психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.
Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр., например, «Шахматы», «Нумерология», «Фишки», «АВС-конструктор» и др. В частности, развивающая игра «АВС-конструктор» служит для тренировки творческих и конструкторских способностей, а также развивает чувство цветовой гармонии. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).
В
коррекционно-развивающей
Немаловажное значение имеет в деятельности психолога психорелаксационное направление. Так, в практической деятельности психолога активно используются соответствующие программы в рамках релаксационной терапии: например, «Автоматический улучшатель настроения», «Пространство любви», ролики по технике работы с песком и др.
С помощью информационных технологий актуальна реализация основных направлений деятельности школьного психолога: диагностика, консультация, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых. Реализация основных направлений деятельности школьного психолога в режиме дистанционной службы происходит через:
- создание тематической психологической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам, которые их волнуют,
- выставление развивающих, диагностических материалов для детей, с которыми дети могут работать в режиме on-line,
- проведение дистанционных психологических акций и конкурсов,
- организацию дистанционного консультирования целевых групп, (в частности, возможно создание Интернета – доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение психолога и клиента),
- организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет
- организацию школ дистанционного обучения
- проведение чата команды психологов с детьми, родителями, проведение дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации, а также чаты, с привлечением специалистов из других городов, проведение телемостов с педагогами, детьми и т.д.
- проведение опросов целевых групп
- организацию психологического практикума для целевых групп
Говоря о деятельности дистанционной школьной психологической службы, важно отметить, что дистанционная деятельность психолога со всеми целевыми группами должна соответствовать реальной деятельности школьного психолога в настоящий момент в школе, что позволяет обеспечить целостность функционирования всех направлений психологической службы. Кроме того, одна и та же тема должна проходить через работу со всеми целевыми группами.
Одним из направлений
В качестве примеров итоговых продуктов Интернет-проектирования можно привести следующие: сайт, компьютерная презентация, компьютерный рисунок, электронная книга, журнал, компьютерная игра, дистанционный конкурс, фестиваль, телемост, дискуссионный чат и другие дистанционные мероприятия и т.д.
Включение детей в разработку и реализацию собственных Интернет-проектов обладает большим развивающим потенциалом. С одной стороны, как командная форма работы Интернет–проект позволяет формировать познавательные способности, проектное мышление, субъектную позицию школьников, умения совместной деятельности, работы в команде. С другой стороны, содержательное наполнение позволяет решать самые разнообразные психологические задачи: коррекционные, развивающие, образовательные.
Неотъемлемой частью реализации Интернет-проекта является медиа-презентация итогов проекта, в рамках которой дети не только предъявляют проектные продукты, но и развивают умения экспертирования, планирования и отбора информации, коммуникативные навыки и т.д. При подготовке к презентации важно, чтобы дети самостоятельно или с помощью учителя разработали критерии оценки, а также структуру.
Информация о работе Информационные технологии в профессиональной деятельности психолога- педагога