Информационные технологии в профессиональной деятельности психолога- педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:35, реферат

Описание работы

Активное внедрение информационных технологий в жизнь общества вызвало необходимость в создании современных образовательных технологий, которые имеют огромное значение в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Их применение позволяет повысить эффективность обучения и оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

Содержание

1.Введение.
2.Применение ИТ.
3.Заключение.

Работа содержит 1 файл

информатика.docx

— 137.30 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

              «ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ»

                              

                               КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 
 

                                             РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: 

     информационные технологии в профессиональной деятельности      психолога- педагога 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                          ВЫПОЛНИЛА  СТУДЕНТКА 1 КУРСА

                                                                                                                                                                ГРУППЫ 101-П  

                                                                                                                                                              РОМАНОВА В.В 
 

                                                                   ВОЛГОГРАД 2011

                                                             СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Введение.
  2. Применение ИТ.
  3. Заключение.
 

                                                                                                                          
 
 
 
 
 
 

 

   Введение.

  Активное внедрение информационных технологий в жизнь общества вызвало необходимость в создании современных образовательных технологий, которые имеют огромное значение в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Их применение позволяет повысить эффективность обучения и оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

   Применение ИТ.

     Информационные  технологии активно применяются  во многих направлениях деятельности школьного психолога: в психодиагностике, при  организации психологического просвещения и психопрофилактики, а также в психокоррекционном направлении.

     Рис. 1. Информационные технологии в работе педагога-психолога.

     Одним из широко представленных направлений  в практической деятельности педагога-психолога  является компьютерная психодиагностика. В данном случае активно используются компьютерные диски и программы «Энциклопедия психолога. Диск 1. Компьютерная диагностика», «Психологическое тестирование личности», «Психологическое тестирование детей и подростков», которые позволяют адекватно изучать различные сферы личности (интеллектуально-когнитивную, мотивационно-личностную, сферу межличностных отношений). В перечисленных программах в достаточном объеме представлен различный психодиагностический инструментарий:

    • исследование интеллектуально-когнитивной сферы: тест Амтхауэра, методика «Матрицы Равена», «КОТ» и др.;
    • исследование мотивационно-личностной сферы: методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина, методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса, методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса, тест Айзенка, тест Кэттела, диагностика агрессивности (Опросник Басса-Дарки) и др.;
    • исследование сферы межличностных отношений: тест Т.Лири, методика «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации К. Томаса» и др. 

     Особого внимания заслуживает вопрос использования  информационных технологий в профориентационной работе психолога. Широко представлен диагностический инструментарий, позволяющий адекватно изучать такие сферы личности старшеклассников как: профессиональная направленность, профессиональное самосознание, профессиональные интересы и склонности. Примером применяемого инструментария служат такие наиболее часто используемые методики, как тест направленности личности, методика ДДО Е. Климова, «Карта интересов – 174», методика Г. Айзенка, методика диагностики профессиональных склонностей Л.А. Йовайши, активизирующая профориентационная методика и др.

     Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. Преимущества компьютерной диагностики в том, что:

    1. появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких учащихся как по одному общему, так и по разным тестам;
    2. не требуется персонального участия или присутствия рядом с учащимся. Большинство тестов являются автоматическими. Ученик самостоятельно читает инструкцию, затем начинается тестирование; после чтения каждого вопроса школьник нажимает на клавишу ответа, тем самым переходя к следующему вопросу. А для самых маленьких разработаны специальные программы со звуковым сопровождением, то есть ребенок сначала слушает звуковую инструкцию, а затем выполняет какое-либо действие.
    3. обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования, при этом больше времени остается на наблюдение за учащимися, а также индивидуальные беседы и консультации.
    4. результаты можно посмотреть и обсудить сразу после завершения тестирования.

     Таким образом, за небольшой промежуток времени  школьный психолог может не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая  свои рекомендации и советы.

     К психодиагностике тесно примыкают  такие виды работы школьного психолога, как психологическое просвещение и консультирование учителей, учащихся и родителей. При реализации таких направлений в деятельности педагога-психолога активно разрабатываются и применяются обширные по тематике мультимедийные презентации. Сферы применения презентаций достаточно разнообразны, среди них можно отметить и педагогический клуб, лекторий для родителей, психолого-педагогические семинары, психологические бюллетени; а также мультимедийные презентации применяются при организации консультаций психолога для родителей, педагогов и учащихся. С помощью ряда видеослайдов слушатели смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, просмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями.

     Примером  выше перечисленного могут служить  следующие презентации:

    • для учащихся: «В мире профессий», «Я хочу. Я могу. Надо», «Самые популярные профессии сегодня», Твои права», «Гнев – это нормально! Как справиться с негативными эмоциями в стрессовых ситуациях?», «Эффективная подготовка к экзаменам» и др.;
    • для педагогов: «Готовность к самоопределению», «Методики диагностики итехнологии работы с одарёнными детьми», Развитие внутренней мотивации», «Креативный потенциал воспитанника» и др.;
    • для родителей: «Как говорить с детьми», «Как слушать детей», «Страхи — это серьёзно», «Подготовка к взрослости» и др.

     В рамках психологического просвещения  старшеклассников по профориентации по профориентации  нами используется интерактивная система информирования о профессиях и возможностях профессиональной подготовки «МОЯ ПРОФЕССИЯ». Данная программа даёт возможность ознакомления с профессиями и условиями профессиональной подготовки с учетом имеющегося образования, уровня квалификации, условий труда, уровня оплаты труда, предполагаемого уровня общения в работе, возрастного уровня и специфики труда.

     Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе школьного психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.

     Наиболее  простым и доступным видом  коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство  таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр., например, «Шахматы», «Нумерология», «Фишки», «АВС-конструктор» и др. В частности, развивающая игра «АВС-конструктор» служит для тренировки творческих и конструкторских способностей, а также развивает чувство цветовой гармонии. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).

     В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды  какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть  психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и  подвижность персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия.

     Немаловажное  значение имеет в деятельности психолога  психорелаксационное направление. Так, в практической деятельности психолога активно используются соответствующие программы в рамках релаксационной терапии: например, «Автоматический улучшатель настроения», «Пространство любви», ролики по технике работы с песком и др.

        С  помощью информационных технологий актуальна реализация основных направлений деятельности школьного психолога: диагностика, консультация, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых.       Реализация основных направлений деятельности  школьного психолога в режиме дистанционной службы происходит через:

- создание тематической психологической  электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам, которые  их волнуют,

- выставление развивающих, диагностических  материалов для детей, с которыми дети могут работать в режиме on-line,

- проведение дистанционных психологических акций и конкурсов,

- организацию дистанционного консультирования целевых групп, (в частности, возможно создание Интернета – доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение психолога и клиента),

- организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет

- организацию школ дистанционного обучения

- проведение чата команды психологов с детьми, родителями,  проведение дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации, а также чаты, с привлечением специалистов из других городов, проведение телемостов с педагогами, детьми и т.д.

- проведение опросов целевых групп

- организацию психологического практикума для целевых групп

     Говоря о деятельности дистанционной школьной психологической службы, важно отметить, что   дистанционная деятельность психолога со всеми целевыми группами должна соответствовать реальной деятельности школьного психолога в настоящий момент в школе, что позволяет обеспечить целостность функционирования всех направлений психологической службы. Кроме того,  одна и та  же тема должна проходить через работу со всеми целевыми группами.

       Одним из направлений использования  информационной технологии  в работе школьного психолога  можно рассматривать использование Интернет-проектирования в качестве метода коррекционно-развивающей работы психолога. Термин «Интернет-проект» - один из самых употребительных  терминов в сети Интернет. В узком смысле  он отождествляется с понятием «сайт». В широком смысле,  Интернет-проект – это проект,  в котором для решения проблемы задействуются компьютерные возможности и сервисы. 

        В качестве примеров итоговых продуктов Интернет-проектирования можно привести следующие: сайт, компьютерная презентация,  компьютерный рисунок, электронная книга, журнал, компьютерная игра, дистанционный конкурс, фестиваль, телемост, дискуссионный чат и другие дистанционные мероприятия и т.д.

Включение детей в разработку и реализацию собственных Интернет-проектов обладает большим развивающим потенциалом. С одной стороны, как командная форма работы Интернет–проект позволяет формировать познавательные способности, проектное мышление, субъектную позицию школьников, умения совместной деятельности, работы в команде. С другой стороны, содержательное наполнение позволяет решать самые разнообразные психологические задачи: коррекционные,  развивающие, образовательные.

        Неотъемлемой частью реализации Интернет-проекта является медиа-презентация итогов проекта, в рамках которой дети не только предъявляют проектные продукты, но и развивают умения экспертирования,  планирования и отбора информации,   коммуникативные навыки и т.д. При подготовке к презентации важно, чтобы дети самостоятельно или с помощью учителя разработали критерии  оценки, а также структуру.

Информация о работе Информационные технологии в профессиональной деятельности психолога- педагога