Информационные технологии в охране труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 23:21, реферат

Описание работы

Обычная форма обучения, включая инструктажи, часто навевает скуку. Выход заключается в том, чтоб в рамках отведенного для этого времени резко увеличить качество обучения, оказывая совокупное действие на работника: не лишь информационное, но и эмоциональное. Этого можно добиться методом использования мультимедийных компьютерных технологий обучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
1 Структура и основные задачи информатизации системы охраны и безопасности труда…………………………………………………………………..4
2 Достоинства компьютерных технологий обучения вопросам сохранности………………………………………………………………………….6
3 Проблемы внедрения компьютерных технологий в процесс обучения охране труда………………………………………………………………………………….7
4 Опыт внедрения мультимедийных программ по охране труда……………….9
Заключение………………………………………………………………………….10
Список использованных источников……………………………………………...11

Работа содержит 1 файл

Реферат .docx

— 25.54 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра технологий

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Охрана труда

на тему: «Информационные технологии в охране труда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012 
СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….......3

1 Структура и основные задачи информатизации системы охраны и безопасности труда…………………………………………………………………..4

2 Достоинства компьютерных технологий обучения вопросам сохранности………………………………………………………………………….6

3   Проблемы внедрения компьютерных технологий в процесс обучения охране труда………………………………………………………………………………….7

4   Опыт внедрения мультимедийных программ по охране труда……………….9

Заключение………………………………………………………………………….10

Список использованных источников……………………………………………...11

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из главных условий понижения производственного  травматизма на предприятиях транспорта является улучшение технологии обучения работников вопросам сохранности и  охраны труда. В отличие от унылых и безликих программ по контролю знаний, увлекательные мультимедийные системы  вызывают энтузиазм у работников к процессу обучения по охране труда, способствуя более эффективному усвоению подходящей информации.

Давно прошли те времена, когда был популярен  лозунг: «От техники сохранности  – к безопасной технике», который  подразумевал, что создание безопасной техники дозволит решить делему производственного травматизма. Сейчас фактически всем ясно, что, во-первых, создание полностью безопасной техники и технологии нереально в принципе, а во-вторых, таковая постановка вопроса не учитывает так называемый человеческий фактор.

Основной  предпосылкой несчастных случаев на производстве являются неправильные деяния человека (ошибки и нарушения), чаще всего нарушения совершают сами пострадавшие. Результаты ряда исследований говорят о том, что как минимум 90% несчастных случаев связано с  так называемым человеческим фактором. Поэтому одни лишь технические и  организационные мероприятия не могут полностью решить задачу понижения  травматизма. Нужно воздействовать на самих работающих, не только с  целью повышения их уровня знаний по охране труда, но и для того, чтобы  изменить их поведение и отношение  к вопросам сохранности.

Обычная форма обучения, включая инструктажи, часто навевает скуку. Выход заключается  в том, чтоб в рамках отведенного  для этого времени резко увеличить  качество обучения, оказывая совокупное действие на работника: не лишь информационное, но и эмоциональное. Этого можно  добиться методом использования  мультимедийных компьютерных технологий обучения.

 

1 Структура и основные  задачи информатизации системы  охраны и безопасности труда

 

Структура информатизации системы охраны и  безопасности труда должна развиваться  в условиях:

- создании сетевой инфраструктуры образовательных, научных, проектных учреждений, инновационных структур, объединяющих локальные сети в пределах города или региона;

- развития  отраслевой и участия в создании национальной транспортной сетевой инфраструктуры;

- организации удаленного доступа к высокопроизводительным информационным вычислительным ресурсам, освоение сетевых технологий нового поколения;

- организации взаимодействия с государственными структурами и органами, осуществляющих законодательные функции, поскольку законодательная база является основой работы во всех направлениях обеспечения безопасности труда.

Основными задачами в области информатизации системы охраны и безопасности труда  являются:

- осуществление  комплекса мер по формированию  информационных ресурсов, обеспечению  открытого доступа к ним, осуществлению  постоянного мониторинга качества  поставляемой информации и необходимых  мероприятий по защите информационных  ресурсов;

- повышение  квалификации и переподготовка  кадров центров охраны труда  и развитие педагогических аспектов  преодоления психологических и  образовательных барьеров использования  информационных технологий взрослым  сообществом;

- высококачественные  образовательные услуги по обучению  методам использования информационных  ресурсов, в том числе дистанционное  образование; 

- создание  и развитие геоинформационных  систем для управления в сфере  охраны и безопасности труда; 

- создание  на базе региональных центров  информатизации и центров новых  информационных технологий глобальной  распределенной базы данных по  вопросам открытого доступа к  информационным ресурсам по охране  и безопасности труда; 

- создание  аппаратно-программной базы для  развития эффективных систем  автоматизированного проектирования.

В автоматических обучающих системах может быть применено внедрение компьютерных учебных программ, к примеру контролирующих, справочных (информационно-поисковых), тренажеров-имитаторов и т.д. Для поставленной цели (понижения травматизма) более эффективными представляются мультимедийные компьютерные обучающие программы. В отличие от унылых и безликих программ по контролю знаний, обучающие программы обязаны быть занимательными. По отношению к ним справедливо выражение: «Все жанры хороши, не считая скучного». Обучение с помощью компьютера обязано доставлять наслаждение. Положения, изложенные сухо и неинтересно, вызовут отторжение у обучаемого персонала.

 

2 Достоинства компьютерных  технологий обучения вопросам  сохранности

 

Во многом достоинства компьютерных технологий обучения соединены с тем, что  пропускная способность зрительного  анализатора, с помощью которого человек получает информацию от компьютера, существенно выше, чем пропускная способность, к примеру, слухового  анализатора. Не случайно инженерная психология утверждает, что 80-90% информации человек  получает с помощью зрения, а в  старой пословице говорится, что  «лучше один раз узреть, чем сто  раз услышать».

При получении  информации в виде изображений “включается” правое полушарие головного мозга, которое отвечает за формирование образного  мышления, а это способствует переводу информации в подсознательную память. Информация в виде изображения воспринимается от целого к частному, а не напротив, как, к примеру, при восприятии текстов.

При использовании  компьютера возникает возможность  индивидуализации обучения, т.к. каждый человек может работать в собственном  темпе в согласовании со своим  характером и способностями.

При необходимости  можно задержаться на исследовании какого-либо вопроса, возвратиться к  уже пройденному материалу. Фактически человек сам заведует действием  собственного же обучения. Повышается активность обучаемого работника, что  обусловлено необходимостью постоянно  вести диалог с компьютером.

Растет  сосредоточенность обучающегося по сравнению со слуховым восприятием (без визуального представления  информации), когда слушатель в  силу различных обстоятельств отвлекается, перестает понимать материал и теряет энтузиазм к предмету исследования. Внедрение двух каналов информации (зрительного и слухового) еще  более увеличивает КПД.

Возникает дополнительный энтузиазм к самому процессу получения знаний, а положительные  эмоции повышают эффективность любой  деятельности, включая учебную.

Принципиально, что при использовании компьютерных обучающих программ затрагивается  не только область профессиональных знаний работника, но и задействуется  эмоциональная сфера. Фото и видеофрагменты с мест происшествий (авария на железнодорожном  переезде, падение авто крана, безысходность для множества людей при пожаре, репортаж из больницы о пострадавшем от несчастного варианта, результаты аварии при работе погрузчика и т.п.), оставляют более броский след в памяти, чем словесное описание. Это важно, поскольку предпосылкой несчастных случаев частенько является даже не отсутствие нужных знаний, а элементарная утрата чувства угрозы.

 

3 Проблемы внедрения  компьютерных технологий в процесс  обучения охране труда

 

При внедрении  компьютерных технологий в процесс  обучения возникают следующие проблемы:

 1. Проблемы менеджмента. Достижение вполне определенных результатов социально-экономической значимости является сопутствующей целевой задачей эффективного управления всей деятельностью на любом предприятии. Наличие информационной и нормативно-правовой базы, которая обеспечивает функционирование системы в правовом поле, широкое применение в этой связи решений в области охраны и безопасности труда являются составляющими этого процесса. На подавляющем большинстве предприятий такая работа не проводилась и не ведется. Такую работу невозможно выполнять, имея средний численный состав работников малых предприятий строительства на уровне 12-15 чел. в условиях высокого оборота рабочей силы. Преодолеть затронутую проблему можно, например, развивая корпоративную культуру, создавая «бизнес-инкубаторы», «технопарки» на базе высших учебных заведений и другие подобные формы поддержки малого предпринимательства - цивилизованные и социально-прогрессивные формы развития любого производства.

2. Образовательная проблема. Она заслуживают специального анализа с точки зрения умения работать в среде ИКТ. Проводя социологическое исследование по различным аспектам охраны труда при обучении специалистов строительства по программе «Проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уров-ней ответственности в соответствии с Госстандартами», было выявлено:

- имеются  ПЭВМ на 81% МП и у индивидуальных  предпринимателей; - ПЭВМ используются  в подавляющем случае только  лишь для бухгалтерского делопроизводства;

- выход в  интернет имеют менее 1% МП;

- руководители  МП и/или их первые заместители,  специалисты сами не работают  с ПК и информационными ресурсами,  предпочитают бумажные носители;

- менее 1% слушателей используют автоматизированную  информационно-поисковую систему  (АИПС). Естественно, что вычленение  образовательного аспекта в проблеме  информатизации МП обязывает  рассматривать вопросы позитивного  регулирования данного вопроса.  Особенно остро эта проблема  касается руководителей и специалистов  старшего возраста (73%), которые, обучаясь  в вузах, не изучали информационные  технологии. Проблема информационного  образования до настоящего времени  не рассматривается в учебных  планах обучения охране труда. 

3. Технические факторы. Малые предприятия строительства мобильны, характер работы, как правило, разъездной, приходится часто менять офисы, и т.д. В этих условиях отсутствует техническая возможность подключения к сетям телекоммуникаций. Эти факторы изначально заставляют отказаться от сетевых услуг.

4. Производственные факторы. На отсутствие необходимости в использование ИКТ по охране и безопасности труда в связи с характером деятельности организаций указал 81% респондентов.

5. Экономические факторы. Достаточно большое количество респондентов (78%) указывают на неопределенность экономической выгоды от использования ИКТ по охране и безопасности труда. На отсутствие денежных средств указали 63% опрошенных и на высокую стоимость услуг – 83%.

 

 4 Опыт внедрения мультимедийных  программ по охране труда

 

На сегодняшний  момент получили распространение две  формы использования программ: проведение занятия преподавателем (инженером  по охране труда, непосредственным управляющим, иным ответственным за обучение лицом) либо самостоятельная работа обучаемых  с программой. В первом случае занятие  можно проводить сразу с несколькими  работниками (их количество зависит  лишь от числа посадочных мест и  размеров монитора). Лицо, проводящее занятие, заведует передвижением по программе, а при необходимости может  задержаться на любом этапе и  сделать свои комментарии. Во втором случае работа может быть как индивидуальной, так и групповой (по 2-4 человека за одним компьютером). При индивидуальной работе все вопросы прорабатываются  более тщательно, темп работы, как  правило, невысок. Зато при работе за компьютером нескольких человек  возникает более непринужденная обстановка, работники коллективно  обсуждают спорные моменты и  в целом выполняют работу быстрее.

В любом  случае меняется роль проводящего занятия. На таковых упражнениях, как правило, он выступает не в качестве распространителя информации, а в роли консультанта, получая возможность акцентировать  внимание на более сложных вопросах.

Информация о работе Информационные технологии в охране труда