Информационные технологии в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:51, доклад

Описание работы

Информационные технологии (ИТ) - это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой огромного потока информации с применением вычислительной техники.
Основные черты современных ИТ:
- компьютерная обработка информации;
- хранение больших объёмов информации на машинных носителях;
- передача информации на любые расстояния в кротчайшие сроки.

Работа содержит 1 файл

Информационные технологии в обществе.docx

— 22.73 Кб (Скачать)

Информационные  технологии в обществе

Информационные  технологии (ИТ) - это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой огромного потока информации с применением вычислительной техники.

Основные черты  современных ИТ:

- компьютерная обработка информации;

- хранение больших объёмов информации на машинных носителях;

- передача информации на любые расстояния в кротчайшие сроки.

Современное материальное производство и другие сферы деятельности все  больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного  количества информации. Универсальным  техническим средством обработки  любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в  целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для  связи и передачи информации. Появление  и развитие компьютеров - это необходимая  составляющая процесса информатизации общества. Современные информационные технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей.

Пожалуй, самым ярким примером воплощения достижений современных информационных технологий в реальную жизнь стал сотовый телефон. На сегодняшний день сотовый телефон уже представляет собой не просто телефон, с помощью которого вы можно позвонить в любую точку планеты, находясь в любом месте, а маленький компьютер. Разработчики встроили в современный сотовый телефон практически всё современные достижения, и сегодня он может спокойно заменить нам: записную книжку, органайзер, mp3 плеер, фотокамеру, позволяет играть в мобильные игры, пользоваться электронной почтой и Интернетом, делать покупки в магазинах. Телефон стал так же и элементом престижа. Если говорить именно о технологии доступа к информации, то сегодня в мире имеется больше всего как раз мобильных телефонов: около трех миллиардов.

 

Информационные  технологии в средствах массовой информации

На современном этапе  развития информационно-коммуникационных технологий и интернета у средств  массовой информации появились новые  возможности. Интернет создает новое  публичное пространство, которое  открывает большие возможности  для глобального общения. Такая  глобализация, конечно, существенным образом  сказалась на развитии средств массовой информации. Другой важный момент - это оцифровка или дигитализация, то есть перевод содержания средств массовой информации в цифровую форму. В результате общей единицей для всех средств массовой информации становится текст, обретающий новое цифровое измерение. Если говорить о традиционных СМИ, то они широко используют интернет для своего распространения, как в регионе, так и в мире. Наиболее спокойно чувствует себя радио. Звуковая речь легко передается через интернет, для приема радиосигнала достаточно иметь компьютер и звуковую плату. Сегодня радиостанции, размещенные в интернете, можно слышать во всем мире. Сложнее всего обстоит дело на телевидении. Время, затрачиваемое пользователями интернета на просмотр телевизионных программ, сократилось. К спортивным, музыкальным и многим другим программам, которые традиционно смотрели по телевидению, интернет открывает отдельный доступ. Печать имеет достаточно прочные позиции, прежде всего потому, что объединение разных видов информации в едином телевизионном или компьютерном варианте не отменяет текста. Более того, радио- и телевизионные передачи, как правило, размещаются в интернете в двух формах - аудиовизуальной и текстовой. Часто материалы из интернета распечатываются для чтения. При всем этом газета или журнал имеют большие преимущества, поскольку публикуемая там информация, как правило, отработана высококвалифицированными специалистами, в результате чего читатель получает тщательно проанализированные, хорошо обработанные сведения. С появлением глобальной сети возникли и принципиально новые СМИ - электронные газеты. Электронная газета имеет ряд особенностей. Одна из них состоит в том, что это газета постоянно обновляется, часто хорошо иллюстрирована и в ней нет, как правило, законченных статей. Статья или материал заканчивается тогда, когда заканчивается событие. В этом смысле журналисты в газете, живущей в интернете, должны работать постоянно и их статьи пишутся таким образом, чтобы последняя фраза всегда могла бы быть дополнена. Новые электронные средства массовой информации сосуществуют с традиционными, превосходя их по быстроте доставки читателям материалов, по простоте доступа к ним прямо из дома.

Информационные  технологии в образовании

В настоящее время создано  и внедрено в образовательный  процесс достаточно большое число  программных и технических разработок, реализующих отдельные информационные технологии.

Повышение качества обучения при использовании информационных технологий в образовании происходит за счет:

- большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;

- возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;

- регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;

- самоконтроля;

- поддержки активных методов обучения;

- образной наглядной формы представления изучаемого материала;

- развития самостоятельного обучения.

В настоящее время широкое  применение получили различные направления  использования информационных технологий в образовании. Такие как:

-компьютерные учебники, предназначенные для формирования новых знаний и навыков;

-диагностические или тестовые системы, предназначенные для диагностирования, оценивания и проверки знаний, способностей и умений;

-лабораторные комплексы, в основе которых лежат моделирующие программы, предоставляющие в распоряжение обучаемого возможности использования математической модели для исследования определенной реальности;

-базы данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие доступ к накопленным знаниям;

-тренажеры и имитационные программы;

-прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций.

Роль информационных технологий в развитии личности студента

Современное образование  направлено на подготовку нового поколения  к жизни в новых информационных условиях, к восприятию различной  информации, на формирование умений понимать ее, осознавать последствия ее воздействия  на психику, на овладение способами  общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических  средств и современных информационных технологий. Следовательно, цель политики профессионального образования  состоит в том, чтобы формировать  у учащихся научное мировоззрение, основываясь на данных современной  науки, используя научный метод  познания, руководствуясь системно-информационным подходом к анализу окружающего мира. Развитие личности студента является основной задачей информационного общества, ставящей его в прямую зависимость от качества образования. Высокие информационные технологии, внедряемые в образовательный процесс, направлены на то, чтобы образование создавало для них необходимую интеллектуальную базу. В настоящее время информационным технологиям, методам и средствам получения, преобразования, хранения и использования информации, уделяется значительное внимание. Они создают принципиально новые возможности для организации учебного процесса; являются современным набором методов и приемов обучения; глубже и точнее отображают способы и средства доставки информации; позволяют осуществлять поддержку учебного процесса с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемых; оказывают существенное влияние на личность обучающихся. Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова преподавателя и предъявляемого обучающимся изображения в процессе обучения. В связи с этим, применение информационных технологий позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего, на первоначальный этап усвоения знаний – ощущение и восприятие. Процесс запоминания, как логическое завершение процесса усвоения изучаемого материала, способствует закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогает запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Таким образом, информационные технологии дают возможность значительно экономить ресурсы учебного времени, уделять больше внимания содержательным аспектам учебной деятельности и тем самым повысить качество образовательного процесса и уровень обученности студентов. В ходе освоения и использования компьютера в психике обучающихся возникает ряд изменений, связанных с преобразованием и «обогащением психической деятельности за счет ее опосредования информационными технологиями, алгоритмизация мышления, углубление символического опыта и развитие воображения, усиление позитивных интересов». Значит, применение современных технологий дает большие возможности для развития у обучающихся соответствующих типов мышления, способности читать информацию в виде таблиц, графиков и др., создает условия для саморазвития и самообразования на компьютерной основе.

Информационные  технологии в обучении при правильном их использовании обеспечивают ряд  преимуществ:

- позволяют добиваться  повышения результативности процесса  обучения за счет его технологичности;

- обеспечивают деятельную основу подготовки обучаемых, при которой формирование и развитие умений и качеств обучаемого становится основой учебно-воспитательного процесса;

- обеспечивают индивидуализацию  учебного процесса по содержанию  материала, объемам и темпам  его усвоения;

- повышают эффективность  использования учебного времени,  как следствие быстроты формирования  основных умений учащихся; обеспечивают  объективность оценки знаний  обучаемого;

- позволяют организовать  оптимальное управление образовательным  процессом за счет внедрения  информационных систем.

Вывод: Таким образом, информационные технологии являются активным средством развития личности студента, с их помощью легче осуществляется переработка и усвоение различного вида информации, как на подсознательном, так и на сознательном уровнях, они способны существенно повысить уровень овладения знаниями учащихся по любой учебной дисциплине и способствовать их становлению в конкурентоспособных и высокопрофессиональных специалистов. Кроме того, информационные технологии создают условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, воображения, восприятия и оптимизируют познавательный процесс. Информационные технологии сегодня являются одним из фундаментальных факторов, кардинально меняющих социальную и общую культурную ситуацию, представляя собой интегральную систему достижений различных сфер человеческой деятельности. Отсюда следует, что в современных условиях саморазвитие личности неотъемлемо от жизнедеятельности каждого человека.

Список использованной литературы

  1. Ян Засурский - Статья « От электронного общества к мобильному »
  2. Ян Засурский - Статья « Интернет и новые средства массовой информации »
  3. Семенов Ю.А. - « Общие принципы построения каналов передачи данных и сетей »
  4. Беспалов П. В. - « Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения »
  5. Куклев В. А. - « Компьютерные учебные программы и инновации »
  6. Килимова Л. В. - « Роль информационных технологий в саморазвитии личности »

Информация о работе Информационные технологии в обществе