Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:02, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть информационные технологии применяемые в экономике.
На основе цели можно поставить следующие задачи:
1.Сформулировать понятие информационной технологии, определить её составляющие;
2.Исследовать разработку информационных технологий, выявить этапы, параметры и средства проектирования технологических процессов;
3.Проанализировать сетевые информационные технологии, изучить технологию клиент-сервер;
4.Сформулировать направление информационной безопасности в сетях ЭВМ.
Введение 3
1 Понятие информационной технологии 4
1.1 Составляющие информационных технологий 5
1.2 Классификация информационных технологий 7
2 Разработка информационных технологий 10
2.1 Технологические операции сбора, передачи, хранения, контроля и обработки
данных 11
2.2 Этапы разработки технологических процессов 13
2.3 Параметры технологических процессов 14
2.4 Критерии оптимизации информационных технологий 16
2.5 Средства проектирования технологических процессов 17
3 Сетевые информационные технологии 20
3.1 Организация взаимодействия устройств в сети 20
3.2 Технология клиент – сервер 22
4 Информационная безопасность в сетях ЭВМ 25 Заключение 28
Список использованных источников
2.5 Средства проектирования технологических процессов
При проектировании технологии обработки данных в диалоговом режиме центральным моментом является организация диалога пользователя и ЭВМ, в ходе которого пользователь информируется о состоянии решения задачи и имеет возможность активно воздействовать на ход вычислительного процесса.
Существует несколько подходов к организации общения пользователя с БД. Наиболее распространенный - создание специального формализованного языка, что является недостатком, т.к. требуется специальная подготовка пользователя, изучение языка, частое обращение к инструкциям, которые периодически меняются с изменениями и совершенствованием системы. В связи с этим в настоящее время наибольшее распространение получили методы общения с БД, не требующие специальных знаний и навыков от пользователя. К ним относятся:
1) диалог "да - нет" (не нашел широкого распространения из-за пассивной роли пользователя);
2) программированный вопросник;
3) "свободный диалог" (пользователь формирует запрос в произвольной форме на естественном языке. Система, оперирующая с БД, извлекает из этого запроса понятные ей элементы и строит на их основе новый запрос, который предъявляет пользователю. При утвердительном ответе со стороны пользователя, он получает требуемые данные. В противном случае система организует уточняющий диалог). Этот метод эффективен и позволяет снять психологический барьер.
Недостатки всех трех методов:
1) неэффективное использование машинного времени и дорогостоящего канала связи (если он задействован), что снижает рентабельность всей управляющей системы;
2) отсутствие гарантии быстрого ответа на вопрос, требующий принятия оперативного решения в критических ситуациях.
Технология диалогового режима на практике способствует наилучшему сочетанию возможностей пользователя и ЭВМ в процессе решения экономических задач. Так, например, диалоговый режим общения с БД обеспечивает:
- возможность перебора различных комбинаций поисковых признаков в запросе;
- улучшение характеристик выходных данных за счет оперативной корректировки запроса с терминала;
- возможность расширения, сужения или изменения направления поиска сразу после получения результатов;
- многоплановость точек доступа;
- быстрый доступ к редко используемой информации;
- оперативный анализ выходной информации.
Для диалогового режима характерны три показателя:
1) "дружественность"- простота освоения и ведения экранного диалога (режим подсказок, прощение ошибок в манипуляциях и т.д.);
2) "гибкость"- показатель гибкости определяет диапазон различных процедур при работе пользователя с терминалом;
3) "продуктивность"- данный показатель характеризует время от момента обращения пользователя до выдачи на экран необходимой информации.
В процессе диалога пользователь реализует следующие основные функции:
- функцию ввода (оперативность исправления текста, визуальный контроль);
- функцию просмотра (редактирование текста с включением, исключением, заменой, сдвигом, перестановкой, разъединением, слиянием данных);
- функцию обработки (смысловая ОД, новое размещение страниц, составление оглавления, организация ввода данных из других программ);
- функцию воспроизведения текста, которая управляет выводом текста и фиксирует параметры печати.
3 Сетевые информационные технологии
Развитие средств вычислительной техники, а особенно появление персональных компьютеров привело к созданию нового типа информационно-вычислительных систем под названием локальная вычислительная сеть (ЛВС).
ЛВС нашли широкое применение в системах автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства, системах управления производством и технологическими комплексами, в конторских системах, бортовых системах управления и т.д. ЛВС является эффективным способом построения сложных систем управления различными производственными подразделениями. ЛВС интенсивно внедряются в медицину, сельское хозяйство, образование, науку и др.
3.1 Организация взаимодействия устройств в сети
В зависимости от способа организации обработки данных и взаимодействия пользователей, который поддерживается конкретной сетевой операционной системой, выделяют два типа информационных систем:
- иерархические сети;
- сети клиент/сервер.
В иерархических сетях все задачи, связанные с хранением, обработкой данных, их представлением пользователям, выполняет центральный компьютер. Пользователь взаимодействует с центральным компьютером с помощью терминала. Операциями ввода/вывода информации на экран управляет центральный компьютер.
Достоинства иерархических систем:
- отработанная технология обеспечения отказоустойчивости, сохранности данных;
- надежная система защиты информации и обеспечения секретности.
Недостатки:
- высокая стоимость аппаратного и программного обеспечения, высокие эксплуатационные расходы;
- быстродействие и надежность сети зависят от центрального компьютера.
Примеры иерархических систем: SNA, IBM Corp., DNA, DEC.
В системах клиент/сервер обработка данных разделена между двумя объектами: клиентом и сервером. Клиент - это задача, рабочая станция, пользователь. Он может сформировать запрос для сервера: считать файл, осуществить поиск записи и т.п. Сервер - это устройство или компьютер, выполняющий обработку запроса. Он отвечает за хранение данных, организацию доступа к этим данным и передачу данных клиенту. В системах клиент/сервер нагрузка по обработке данных распределена между клиентом и сервером, поэтому требования к производительности компьютеров, используемых в качестве клиента и сервера, значительно ниже, чем в иерархических системах.
По организации взаимодействия принято выделять два типа систем, использующих метод клиент/сервер:
- равноправная сеть;
- сеть с выделенным сервером.
Равноправная сеть - это сеть, в которой нет единого центра управления взаимодействием рабочих станций, нет единого устройства хранения данных. Операционная система такой сети распределена по всем рабочим станциям, поэтому каждая рабочая станция одновременно может выполнять функции как сервера, так и клиента. Пользователю в такой сети доступны все устройства (принтеры, жесткие диски и т.п.), подключенные к другим рабочим станциям.
Достоинства: низкая стоимость (используются все компьютеры, подключенные к сети, и умеренные цены на прогр. обеспечение для работы сети); высокая надежность (при выходе из строя одной рабочей станции, доступ прекращается лишь к некоторой части информации).
Недостатки: работа сети эффективна только при количестве одновременно работающих станций не более 10; трудности организации эффективного управления взаимодействием рабочих станций и обеспечение секретности информации; трудности обновления и изменения ПО рабочих станций.
Сеть с выделенным сервером - здесь один из компьютеров выполняет функции хранения данных общего пользования, организации взаимодействия между рабочими станциями, выполнения сервисных услуг - сервер сети. На таком компьютере выполняется операционная система, и все разделяемые устройства (жесткие диски, принтеры, модемы и т.п.) подключаются к нему, выполняет хранение данных, печать заданий, удаленная обработка заданий. Рабочие станции взаимодействуют через сервер, поэтому логическую организацию такой сети можно представить топологией "звезда", где центральное устройство - сервер.
Достоинства: выше скорость обработки данных (определяется быстродействием центрального компьютера, и на сервер устанавливается специальная сетевая операционная система, рассчитанная на обработку и выполнение запросов, поступивших одновременно от нескольких пользователей); обладает надежной системой защиты информации и обеспечения секретности; проще в управлении по сравнению с равноправными.
Недостатки: такая сеть дороже из-за отдельного компьютера под сервер; менее гибкая по сравнению с равноправной.
Сети с выделенным сервером являются более распространенными. Примеры сетевых операционных систем такого типа: LAN Server, IBM Corp., VINES, Banyan System Inc., NetWare, Novell Inc.
3.2 Технология клиент – сервер
Переход к многопользовательским СУБД - качественно технологический скачок, обеспечивающий деятельность организаций в будущем. Реализация перехода к новой информационной системе (ИС) зависит от используемой и перспективной моделей клиент-сервер.
Модели клиент-сервер - это технология взаимодействия компьютеров в сети. Каждый из компьютеров имеет свое назначение и выполняет свою определенную роль. Одни компьютеры в сети владеют и распоряжаются информационно-вычислительными ресурсами (процессоры, файловая система, почтовая служба, служба печати, база данных), другие имеют возможность обращаться к этим службам, пользуясь их услугами.
Компьютер, управляющий тем или иным ресурсом, называют сервером этого ресурса, а компьютер, пользующийся им - клиентом.
Каждый конкретный сервер определяется видом того ресурса, которым он владеет. Например, назначением сервера баз данных является обслуживание запросов клиентов, связанных с обработкой данных; файловый сервер, или файл-сервер, распоряжается файловой системой и т.д.
Этот принцип распространяется и на взаимодействие программ. Программа, выполняющая предоставление соответствующего набора услуг, рассматривается в качестве сервера, а программы пользующиеся этими услугами, принято называть клиентами. Программы имеют распределенный характер, т.е. одна часть функций прикладной программы реализуется в программе-клиенте, а другая - в программе-сервере, а для их взаимодействия определяется некоторый протокол.
Рассмотрим эти функции. Один из основных принципов технологии клиент-сервер заключается в разделении функций стандартного интерактивного приложения на четыре группы, имеющие различную природу.
Первая группа. Это функции ввода и отображения данных.
Вторая группа - объединяет чисто прикладные функции, характерные для данной предметной области (для банковской системы - открытие счета, перевод денег с одного счета на другой и т.д.).
Третья группа - фундаментальные функции хранения и управления информационно-вычислительными ресурсами (базами данных, файловыми системами и т.д.).
Четвертая группа - служебные функции, осуществляющие связь между функциями первых трех групп.
В соответствии с этим в любом приложении выделяются следующие логические компоненты:
- компонент представления (presentation), реализующий функции первой группы;
- прикладной компонент (business application), поддерживающий функции второй группы;
- компонент доступа к информационным ресурсам (resource manager), поддерживающий функции третьей группы, а также вводятся и уточняются соглашения о способах их взаимодействия (протокол взаимодействия).
Различия в реализации технологии клиент-сервер определяются следующими факторами:
- видами программного обеспечения, в которые интегрирован каждый из этих компонентов;
- механизмами программного обеспечения, используемыми для реализации функций всех трех групп;
- способом распределения логических компонентов между компьютерами в сети;
- механизмами, используемыми для связи компонентов между собой.
Выделяются четыре подхода, реализованные в следующих моделях:
1) модель файлового сервера (File Server - FS);
2) модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access - RDA);
3) модель сервера баз данных (Data Base Server - DBS);
4) модель сервера приложений (Application Server - AS).
4 Информационная безопасность в сетях ЭВМ
Защита данных в компьютерных сетях становится одной из самых открытых проблем в современных информационно-вычислительных системах. На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа информационной безопасности, задачей которой является обеспечение:
- целостности данных - защита от сбоев, ведущих к потере информации или ее уничтожения;
- конфиденциальности информации;
- доступности информации для авторизованных пользователей.
Рассматривая проблемы, связанные с защитой данных в сети, возникает вопрос о классификации сбоев и несанкционированности доступа, что ведет к потере или нежелательному изменению данных. Это могут быть сбои оборудования (кабельной системы, дисковых систем, серверов, рабочих станций и т.д.), потери информации (из-за инфицирования компьютерными вирусами, неправильного хранения архивных данных, нарушений прав доступа к данным), некорректная работа пользователей и обслуживающего персонала. Перечисленные нарушения работы в сети вызвали необходимость создания различных видов защиты информации. Условно их можно разделить на три класса: