Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:39, курсовая работа
Отличительной чертой механизма правового обеспечения выборов является объединение усилий материальных и процессуальных норм в регулировании избирательных отношений. Причем избирательный процесс получил такое отражение в законодательстве и такое признание в сфере практической реализации электоральных прав российских граждан, которое со всей очевидностью обусловливает его несомненную значимость в регуляции правового режима избирательных кампаний различного вида и уровня. Без образующих избирательный процесс действий и процедур полнота юридической картины организации и проведения выборов была бы просто немыслимой.
Введение
Глава 1. Информационные технологии в избирательном процессе как гарантия реализации избирательных прав граждан.
1.1 История создания и этапы развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».
1.2 Информационные гарантии избирательных прав граждан применительно к Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».
Глава 2. Обеспечение гарантий избирательных прав граждан при использовании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».
2.1 Принципы обеспечения гарантий избирательных прав граждан.
2.2 Обеспечение безопасности функционирования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».
2.3 Проблемы использования Интернета в избирательном процессе.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Согласно Концепции развития безопасности информации в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (одобрена Постановлением ЦИК России от 26 декабря 2005 г. N 163/1080-4) обеспечение безопасности информации в ГАС должно осуществляться по следующим направлениям:
- создание правовых и технических условий для внедрения юридически значимого электронного документооборота, в первую очередь для обмена электронными документами с электронной цифровой подписью в целях обеспечения текущей деятельности избирательных комиссий за исключением подведения итогов голосования;
- обеспечение необходимого уровня безопасности информации в ГАС «Выборы» при использовании ее ресурсов органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления и другими организациями для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, в период между выборами;
- совершенствование механизмов своевременного выявления, прогнозирования, локализации и блокирования угроз безопасности информации, оперативного реагирования на проявления негативных тенденций в использовании информационных ресурсов и подсистем ГАС «Выборы», мониторинга состояния безопасности информации;
- создание комплексной системы обеспечения безопасности информации, консолидирующей правовые, технологические, организационные, технические меры и способы противодействия угрозам безопасности информации.
Выделим задачи обеспечения безопасности информации на рабочих станциях ГАС «Выборы»:
- контроль доступа к работе на компьютерах;
- защита операционной системы и программы от случайного или преднамеренного повреждения пользователями;
- обеспечение контроля над целостностью программ, исключение возможности их подмены;
- запрет установки любых дополнительных программ;
- обеспечение протоколирования всех действий пользователей системы.
Обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы»[14] осуществляется с помощью технических мер, описанных в таблице, приведенной в приложении 1 настоящей работы.
Неправомерное вмешательство или попытка вмешательства в работу ГАС «Выборы» членами избирательных комиссий, комиссий референдума, работниками аппаратов избирательных комиссий, комиссий референдума, в том числе работниками информационных центров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, другими работниками, принимающими участие в технологических процессах обработки информации, содержащейся в ГАС «Выборы», и имеющими право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы», иными лицами, согласно ст. 24 Федерального закона о ГАС «Выборы», влечет дисциплинарную, административную, уголовную или материальную ответственность.
Лица, имеющие право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы», в том числе к персональным данным, получающие и использующие их, несут ответственность в соответствии с федеральными законами за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.
Принцип ответственности за правонарушение в сфере обеспечения функционирования информационных возможностей ГАС «Выборы» помимо Кодекса об административных правонарушениях РФ[15] и Уголовного Кодекса РФ[16] реализуется в ч. 7 ст. 17 Федерального закона о ГАС «Выборы»: в случае нарушения целостности или утраты составляющей (составляющих) части (частей) информационных ресурсов ГАС «Выборы», искажения содержания таких информационных ресурсов соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума и информационные центры избирательных комиссий субъекта Российской Федерации принимают меры по восстановлению утраченной (утраченных) части (частей) и содержания информационных ресурсов за счет средств виновной стороны, устанавливаемой в предусмотренном федеральными законами порядке.
2.3 Проблемы использования Интернета в избирательном процессе
Данные об участии избирателей, участников референдума в выборах, референдуме, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны абонентам информационно-коммуникационной сети общего пользования Интернет. Однако такой доступ допускается исключительно в режиме "только чтение". Это означает, что абонентам неподвластно каким-либо образом изменять предоставляемые им для чтения данные. Они остаются пассивными участниками информационного обмена.
Такая ситуация обусловлена отсутствием непосредственной связи ГАС «Выборы» с сетью Интернет. Пользователям этой сети информация предоставляется в порядке и сроки, не противоречащие требованиям законодательства о выборах и референдуме. Правом получения любой информации, содержащейся в ГАС «Выборы», наделены лишь члены группы контроля за работой системы, члены соответствующих комиссий и наблюдатели. В соответствии с Федеральным законом РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[17] и Федеральным законом РФ «О выборах Президента Российской Федерации»[18] введенные в государственную автоматизированную информационную систему данные об участии избирателей в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение") абонентам информационно-
Головным сайтом интернет-портала является сайт ЦИК России, который существует с мая 1998 г.
Его создание было вызвано необходимостью получения гражданами страны объективной, официальной и своевременной информации о деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, этапах подготовки и проведения выборов всех уровней и референдумов в Российской Федерации.
В последнее время в России и в других странах подведение итогов выборов нередко заканчивалось громкими скандалами, связанными с фальсификацией итогов голосования. В связи с этим резко возрос интерес к новым технологиям тайного голосования.
Среди используемых в настоящее время мировым сообществом технологий тайного голосования известны технологии с использованием технических средств для подсчета голосов, в том числе программно-технических комплексов обработки бюллетеней, или систем прямого электронного голосования. В первом случае такого рода комплексы создаются на базе компьютеризированных и автоматизированных систем с применением оптических сканеров, устройств ввода перфокарт или разного рода смарт-карт (магнитных, радиоизлучающих и т.д.) и специального программного обеспечения, используемого для обработки бумажного бюллетеня. Во втором случае реализуется принцип сенсорного программируемого экрана (touchscreen) и используется виртуальная экранная форма бюллетеня. Этап предварительной фиксации выбранного варианта голосования на бумажном носителе (бюллетене) отсутствует.
Главный эффект от внедрения электронного голосования состоит в возможности подключения к голосованию людей, которые сейчас в нем участия не принимают: инвалидов, избирателей, находящихся далеко от "своих" участков, за рубежом, и т.п. А их задействовать можно только с помощью Интернета.
Электронное голосование, по мнению ряда исследователей, через сеть Интернет позволяет выявить ряд несомненных достоинств.
В частности, удобство голосования и минимальные затраты времени на голосование. Для голосования нет необходимости идти на избирательный участок. При внедрении этой технологии можно ожидать повышения процента голосующих граждан и повышения доверия граждан к лицам, избранным в результате выборов.
Другим преимуществом такого способа голосования являются низкие затраты на проведение выборов. Интернет-провайдеры и владельцы телекоммуникационных сетей с готовностью предоставят свое уже существующее оборудование для проведения голосования. Никаких новых значительных затрат технологии голосования через Интернет практически не потребуют.
Однако при более тщательном анализе этой технологии голосования, несмотря на применение самых современных программно-аппаратных средств и высоких технологий, нельзя не заметить следующие сложности и проблемы.
Эти технологии фактически не обеспечивают анонимность голосования. Эта проблема остается даже при многоступенчатом доступе на сервер для голосования и использовании динамической адресации. При этом под сервером понимается не столько мощный компьютер, сколько аналог "виртуального избирательного участка".
Не решена проблема аутентификации (установление подлинности избирателя при регистрации) и связанная с ней проблема надежности ключей для доступа на сервер для голосования.
Следует отметить, что пока не разработан надежный механизм защиты от попыток неоднократного доступа на сервер для голосования одного и того же избирателя. Также открытым остается вопрос, как действовать, если избиратель зарегистрировался, но не успел выбрать конкретный вариант голосования из-за аварийного прекращения сеанса связи. Учитывая низкое качество линий связи в России, эта проблема является очень актуальной.
Существует также проблема фальшивого (виртуального) сервера для голосования. Технически создание такого сервера вполне возможно. Если есть физическая возможность подключения к сети Интернет, то, используя похищенное программное обеспечение (пароли, ключи и т.д.), можно создать фальшивый сервер для голосования.
Необходимо также предусмотреть защиту промежуточных результатов голосования от несанкционированного доступа. Промежуточные результаты голосования помещаются в базы данных на серверы избирательных комиссий всех уровней. Они должны быть надежно защищены от несанкционированного доступа посторонних лиц или преждевременного доступа членов избирательных комиссий.
Весьма актуальным представляется вопрос о том, кто будет являться оператором сети для голосования, кто будет отвечать за создание сети, ее модернизацию, ремонт, эксплуатацию и самое главное - за честное установление итогов голосования с помощью этой сети. Необходимо законодательное закрепление персональной ответственности за внедрение новых избирательных систем и выборных технологий и их нормальное функционирование.
Как известно, основополагающими принципами правового регулирования информационных отношений являются свобода информации и равенство субъектов информационных отношений, достоверность, полнота и своевременность информации, соблюдение требований законности и правопорядка в информационных отношениях, информационная безопасность и защита информации, ограничение доступа к отдельным видам информационных ресурсов.
Проанализировав вопрос об использовании сети Интернет при голосовании на выборах в Российской Федерации, можно прийти к следующим выводам.
1. В настоящее время ни одно из государств не готово полностью перейти на вариант проведения голосования через Интернет. В связи с тем что Интернет - добровольное сообщество и его общедоступные каналы и технологии могут быть использованы как кибертеррористами, так и специальными службами различных государств, голосование через Интернет требует повышенного и гарантированного уровня безопасности.
2. Интернет-голосование в настоящее время не позволяет обеспечить анонимность электората, что является серьезным препятствием и противоречит существующим нормам проведения выборов. Возможность проведения интернет-голосования напрямую связана с уровнем развития всего общества. Вместе с тем электронное голосование через сеть Интернет позволяет выявить ряд несомненных достоинств, среди которых основными можно считать удобство голосования и минимальные затраты времени на голосование, а также низкие затраты на проведение выборов.
3. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство путем внесения дополнений и поправок и принятия новых нормативных актов с учетом специфики общественных отношений, складывающихся в Интернете. В этой связи актуальным представляется принятие следующих мер:
- закрепить единую терминологию путем выработки и правового закрепления в законодательстве РФ основных понятий, используемых в интернет-отношениях (например, информационный посредник, сетевой информационный ресурс, пользователь сети, сайт, хостинг и др.);
- принять нормативный акт, регулирующий регистрацию пользователей сети и процесс распространения информации в сети Интернет; ввести институт ответственности провайдеров за качество информации, размещаемой на принадлежащих им серверах;
- внести дополнения и поправки в соответствующее процессуальное законодательство РФ с целью закрепления процедуры сбора, фиксации и предоставления доказательств в суде и определения критериев их достоверности и допустимости;
- раскрыть в действующем законодательстве РФ те или иные понятия применительно к интернет-отношениям, скорректировать и приспособить положения действующих законов (например, критерии отнесения сайта к средствам массовой информации).
4. Целесообразным представляется принятие "рамочного" закона Российской Федерации о сети Интернет. Он должен быть комплексным (содержать нормы различных отраслей права) и включать положения, устанавливающие:
- структуру законодательства и основы государственной политики в отношении сети Интернет;
- принципы применения законодательства Российской Федерации (в первую очередь - гражданского) к интернет-отношениям;
- принципы регулирования общественных отношений, складывающихся в Интернете, с учетом их специфики.
5. Эффективность международного правового регулирования сети Интернет будет заключаться в гармоничном унифицированном законодательстве заинтересованных государств, в частности в заимствовании прогрессивного опыта друга у друга в сфере электронного голосования через Интернет. Представляется, что международное законодательство также должно строиться на "рамочном" нормативном акте, который:
Информация о работе Информационные технологии в избирательном процессе