Информационные стратегии и развитие интернета стран Восточной Азии в условиях рыночных реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:32, реферат

Описание работы

Целью исследования является комплексная характеристика информационных стратегий социалистических и постсоциалистических стран Азии.
Реализация поставленной цели определила следующие задачи исследования:
1. выявить тенденции развития ИКТ в странах Восточной Азии;
2. рассмотреть стратегические государственные программы по ИКТ;
3. исследовать особенности развития национальных информационных инфраструктур на современном этапе;
4. проанализировать основные экономические процессы в развитии национальных информационных инфраструктур;
5. обобщить накопленный азиатскими странами опыт информатизации, в том числе стратегические успехи и просчеты, т.е. как позитивный, так и негативный опыт, который может быть учтен в дальнейшем развитии российской концепции строительства информационного общества.

Содержание

ведение.
I. Основные тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в странах Восточной Азии.
1. Регулирование обмена информацией.
2. Стратегические государственные программы информатизации.
3. Особенности развития национальных информационных инфраструктур на современном этапе.
4. Основные экономические процессы в развитии национальных информационных инфраструктур.
II. Развитие информационно-коммуникационного пространства в условиях перехода к демократии.
1. Монголия.
1.1. Создание национального сегмента компьютерной сети.
1.2. Содержание национальных онлайновых ресурсов.
1.3. Перспективы развития интернета и телекоммуникаций в Монголии.
III. Развитие национальных информационных инфраструктур в условиях рыночных реформ.
1. Китай.
1.1. Китайский подход к регулированию интернета.
1.2. Формирование ландшафта национального киберпространства.
1.3. Развитие информационной инфраструктуры в Китае.
2. Вьетнам.
2.1. Особенности организации национального киберпространства.
2.2. Информационное наполнение национального сегмента интернета.
2.3. Развитие информационной инфраструктуры Вьетнама.
3. Северная Корея.
3.1. Развитие национальных информационных технологий.
3.2. Интернет как инструмент северокорейской пропаганды.
3.3. Перспективы развития интернета в Северной Корее.

Работа содержит 1 файл

Информационное общество 1.docx

— 33.96 Кб (Скачать)

ведение.

 

I. Основные  тенденции развития информационно-коммуникационных  технологий в странах Восточной  Азии.

 

1. Регулирование  обмена информацией. 

 

2. Стратегические  государственные программы информатизации.

 

3. Особенности  развития национальных информационных  инфраструктур на современном  этапе. 

 

4. Основные  экономические процессы в развитии национальных информационных инфраструктур.

 

II. Развитие  информационно-коммуникационного пространства  в условиях перехода к демократии.

 

1. Монголия.

 

1.1. Создание  национального сегмента компьютерной  сети.

 

1.2. Содержание  национальных онлайновых ресурсов.

 

1.3. Перспективы  развития интернета и телекоммуникаций  в Монголии.

 

III. Развитие  национальных информационных инфраструктур  в условиях рыночных реформ.

 

1. Китай. 

 

1.1. Китайский  подход к регулированию интернета. 

 

1.2. Формирование  ландшафта национального киберпространства. 

 

1.3. Развитие  информационной инфраструктуры  в Китае. 

 

2. Вьетнам. 

 

2.1. Особенности  организации национального киберпространства. 

 

2.2. Информационное  наполнение национального сегмента  интернета. 

 

2.3. Развитие  информационной инфраструктуры  Вьетнама.

 

3. Северная  Корея. 

 

3.1. Развитие  национальных информационных технологий.

 

3.2. Интернет  как инструмент северокорейской  пропаганды.

 

3.3. Перспективы  развития интернета в Северной  Корее. 

Введение  диссертации (часть автореферата)

На тему "Информационные стратегии и развитие интернета  стран Восточной Азии в условиях рыночных реформ"

 

За последние  десятилетия азиатский регион достиг невиданных экономических успехов. В конце 50-х гг. доля Восточной  Азии (включая Японию) составляла лишь около 4% от мирового ВНП, в то время  как Северная Америка занимала ведущее  положение в мире и ее доля составляла 35-40% мирового ВНП; к середине 90-х  гг. оба региона имели примерно равные результаты (около 25%).

 

Кроме того, страны Восточной Азии достигли темпов роста, беспрецедентных в истории. Экономисты отмечают, что в начальный  период индустриализации Великобритании потребовалось более 50 лет, а Америке  чуть менее 50 лет для увеличения вдвое производства на душу населения, в то время как Китай, Южная  Корея добились этого результата примерно за 10 лет.1 По мнению западных политологов, в частности, Мишеля Татю, Збигнева Бжезинского и др., в ближайшие 50 лет азиатский регион, а в самом регионе - прежде всего Китай, Индия, могут превратиться в центр мировой политики.

 

Ускорение экономического развития азиатского региона совпало  по времени с созданием и внедрением новых технологий в современном  обществе. Страны Восточной Азии, так  же как государства других регионов, приступают к строительству национальных информационных инфра^структур.

 

Национальная  информационная инфраструктура включает в себя даты^ ряд компонентов: государственные и частные высокоскоростные интерактивные сети, передачу информации от этих сетей к конечному пользователю с помощью спутниковых, наземных, беспроводных линий; саму информацию, которая передается в виде базы данных, текста, звука, видео, графического изображения, программного обеспечения для компьютеров. Компонентами национальной информационной инфраструктуры являются также имеющиеся в стране компьютеры, теле и радиоприемники, телефоны и другие передающие

 

1 О темпах экономического развития азиатского региона подробно см.: Бжезинский 3.

 

Великая шахматная  доска. М., «Международные отношения», 1999 и принимающие устройства. И конечно же люди, которые создают информацию, обеспечивают доступ к этой информации, и наконец, потребители информации.

 

В течение 1990-х  гг. многие государства приступают к стратегическому планированию развития национальной информационной инфраструктуры, что свидетельствует  о том, что информация начинает занимать особенную, первостепенную роль в жизни  современного общества.

 

Сутью любой  информационной стратегии в настоящее  время является увязывание экономического и социального развития страны, региона, континента с расширением сетевых  технологий. Причем развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) основывается на совершенно новом принципе: слиянии ранее  раздельных, самостоятельно существующих индустрии в единую информационную инфраструктуру на основе цифровой (диги-тальной) обработки сигнала, что создает возможность доставки самой разнообразной информации (интернет, телефон, телевидение, видео и пр.) до абонента по единому каналу. Конвергенция этих ранее независимых видов передачи информации и коммуникации привела к возникновению новой ситуации, которая, по сути, перестала укладываться в рамки привычных экономических, юридических и политических концепций.

 

Прежде всего отметим, что современные цифровые технологии создают предпосылки для развития новых отраслей экономики, когда появляется возможность создавать в сфере информационных и коммуникационных технологий национальный продукт, соизмеримый по объему с отраслями традиционной экономики. Такая ситуация предопределяет новые подходы в социальной политике, законодательстве, создании соответствующих трудовых ресурсов и т.д. Этот процесс способствует увеличению политического значения ИКТ.

 

В силу этих новых акцентов азиатские страны рассматривают информационно-коммуникационные технологии в качестве важнейшего рычага ускоренного экономического развития, интеграции азиатских государств в  мировые рынки, глобальные экономические процессы, а также как инструмент политического влияния в регионе и мире.

 

При этом страны азиатского региона заметно различаются  по уровню экономического развития. Приведем один из фундаментальных экономических  показателей, свидетельствующих об уровне жизни в стране - годовой  душевой ВВП с учетом паритета покупательной способности валют. В Сингапуре этот показатель равен 27800 долл., в Японии - 23400 долл. Эти  страны обгоняют по душевым доходам  Францию (23300), Германию (22700), Великобританию (21800). Рассмотрим душевой ВВП бедных государств региона: Индия - 1800 долл., Мьянма - 1200 долл., Северная Корея - 1000 долл., Камбоджа - 710 долл.2 Таким образом, средние доходы в Сингапуре превышают доходы граждан Северной Кореи более чем в 27 раз, а граждан Камбоджи почти в 40 раз.

 

Япония является примером современного высокоразвитого  государства. Появление «азиатских тигров», «молодых драконов» - новых  индустриальных государств Юго-восточной  Азии (Сингапур, Южная Корея, Малайзия, Таиланд и др.) - сопряжено с  высокими темпами экономического развития. Двигаясь по пути реформ, Китай с  каждым годом укрепляет свое экономическое  положение и политическое влияние  в мире. Одновременно ряд государств региона все еще остаются слаборазвитыми, беднейшими странами мира. В их числе  оказались и страны, объединенные общим социалистическим прошлым - Монголия, Вьетнам и Северная Корея.

 

Объектом  данного исследования является развитие ИКТ и национальных информационных инфраструктур в государствах Азии, ранее входивших в социалистический лагерь. В качестве предмета исследования избраны информационные стратегии, а именно совокупность подходов и  методов, применяемых этими странами при внедрении информационно-коммуникационных технологий. Китай, Монголия, Вьетнам  и Северная Корея являются своеобразными  моделями развития после крушения мировой  социалистической системы, причем каждая из этих моделей содержит отличные друг от друга полити

 

2 The World Factbook 2000, http://www.odci.gov/cia/publications/factbook/indexgeo.html 4 ко-экономические цели и социальные ожидания. Китай ставит своей задачей сохранение политической системы и одновременно быструю интеграцию в мировые рынки, превращение в ведущую мировую державу. Монголия строит демократическое государство с рыночной экономикой. Вьетнам - рыночную экономику с социалистической ориентацией под руководством Коммунистической партии Вьетнама. Северная Корея пробует мягко и постепенно заменить доктрину чучхе - опору на собственные силы - концепцией экономической интеграции с развитой Южной Кореей по принципу «одна страна - две политические системы».

 

По этой причине  национальные информационные инфраструктуры государств также несут в себе большие отличия. В подходах к  развитию ИТ (информационных технологий) и телекоммуникаций в этих странах отчетливо прослеживаются сложнейшие процессы политического строительства в новых условиях постсоциализма, новой геополитической самоидентификации. Причем если Китай строит перспективные и масштабные планы в области глобального информационного присутствия, то политика в сфере информации и коммуникаций Вьетнама и Монголии, по нашей оценке, в большой степени соотносится со стратегическими императивами ведущих государств региона и мира. Точно так же и Северная Корея в случае развития современных средств информации неизбежно ощутит на себе влияние крупных региональных держав. Вне зависимости от политико-экономических особенностей этих стран все они разделяют подход к ИТ как приоритетному инструменту современного развития, что, по нашим оценкам, требует анализа процессов информатизации государств в контексте региональных и глобальных тенденций строительства информационного общества.

 

Отметим, что  политические и экономические проблемы, с которыми столкнулись эти государства  в последние десятилетия, актуальны  и для российского общества. Страны бывшего соцлагеря имеют схожие цели и задачи: реформирование плановой социалистической экономики и создание условий для нового социально-экономического развития государств. При этом сложнейшие процессы современного политического и социально-экономического строительства в азиатских государствах достаточно длительный период оставались незамеченными российским политическим истеблишментом и широкими кругами россиян. Форсирование европейского и американского направлений во внешнеполитической стратегии России, наблюдаемое вплоть до конца 1990-х гг., привело к снижению российского присутствия в азиатском регионе. С начала 2000 гг. Россия активизирует азиатское направление внешней политики и приступает к созданию новых внешнеполитических и экономических стратегий взаимодействия на региональном и международном уровне. Отметим, что создание эффективных стратегий возможно лишь на основе полной и достоверной информации, соответствующей реальному положению дел в государствах Азии. Учитывая актуальность темы для российского стратегического планирования, автор данного исследования ставил своей задачей наиболее полно показать важнейшие процессы, происходящие в современном Китае, Монголии, Вьетнаме и Северной Корее.

 

Целью исследования является комплексная характеристика информационных стратегий социалистических и постсоциалистических стран Азии.

 

Реализация  поставленной цели определила следующие  задачи исследования:

 

1. выявить  тенденции развития ИКТ в странах Восточной Азии;

 

2. рассмотреть  стратегические государственные  программы по ИКТ; 

 

3. исследовать  особенности развития национальных  информационных инфраструктур на  современном этапе; 

 

4. проанализировать  основные экономические процессы в развитии национальных информационных инфраструктур;

 

5. обобщить  накопленный азиатскими странами  опыт информатизации, в том числе  стратегические успехи и просчеты, т.е. как позитивный, так и негативный  опыт, который может быть учтен  в дальнейшем развитии российской  концепции строительства информационного  общества.

 

Хронологические границы: анализ развития ИТ ограничен 1990 гг. - началом 2000 гг. Таким образом, большинство стратегических программ по ИТ 1980-х гг., а также первоначальные этапы развития глобальных компьютерных сетей (военный и научно-исследовательский) опущены.

 

Научная новизна  диссертации обусловлена тем, что  изучаемая тема находится на стыке  сразу нескольких областей научного знания: современных социально-философских  теорий, прежде всего теорий постиндустриального  и информационного общества, журналистики, экономики, географии, технических  наук, страноведения и политических исследований, что обусловило комплексный  синтетический подход, междисциплинарный  научный метод исследования развития информационного общества в странах  Азии. В таком контексте эти  государства практически не изучались  в нашей стране.

 

Комплексный подход, примененный в данном исследовании, обусловлен также коренным отличием цифровых технологий от аналоговых электронных  и тем более «бумажных» СМИ, который  заключается в интерактивности  потоков информации, необычайно широких  возможностях организации обратной связи и коммуникации. В результате этого интернет становится средой обитания, активности, реализации самых разнообразных  человеческих потребностей, в том  числе интеллектуальных, социальных, финансовых, а также средой социально-экономической, гуманитарной, научной, политической деятельности организаций, компаний и правительств.

 

Комплексный синтетический подход позволил найти  ответы на вопросы, неразрешимые при  исследовании ИКТ в рамках какой-либо одной области научных знаний, например, зарубежной журналистики, экономики  либо политологии. Так, убеждения многих теоретиков информационного общества в необходимости стратегического  планирования развития ИТ и коммуникаций натолкнулись на реальную практику: последнее десятилетие прошлого века показало, что стратегическое планирование информатизации возможно лишь в условиях политической стабильности, отсюда становится очевидным, почему такие страны как Монголия, Индонезия и др. не имели возможности внедрять в жизнь долгосрочные государственные планы развития ИКТ в течение 1990-х гг. даже в тех случаях, когда такие планы создавались. Точно так же чисто экономические исследования не дают исчерпывающего ответа на вопрос, почему стратегические программы часто не исполнялись, т.к. среди причин срыва планов помимо экономических факторов немалое место занимают политические форс-мажоры и фактор ускорения научно-технического прогресса, когда первоначально намеченные стратегические цели «устаревали» в техническом отношении.

Информация о работе Информационные стратегии и развитие интернета стран Восточной Азии в условиях рыночных реформ