Информационные системы в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

Содержание

Введение 3
1. Компьютеризация школьного образования 3
2. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях 5
3. Дистанционное образование 6

Работа содержит 1 файл

к.р. ис в эк.docx

— 23.97 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение           3

  1. Компьютеризация школьного образования        3
  2. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях        5
  3. Дистанционное образование       6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Информационные процессы происходят как в живой, так и  в неживой природе.

При осуществлении практически  любой деятельности человек сталкивается с необходимостью искать, хранить, обрабатывать и передавать информацию.

В прошлом информация считалась  сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей.

Сейчас информационные системы  (ИС)  и технологии широко используются в научной,  учебной,  производственной, управленческой и финансовой деятельности, ведется их внедрение и активное применение.

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

 

  1. Компьютеризация школьного образования

 

Компьютеризация школьного  образования относится к числу  крупномасштабных инноваций, пришедших  в российскую школу в последние  десятилетия. В настоящее время  принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

использование средств современных  информационных технологий для организации  интеллектуального досуга;

- интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Возможности современной  вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного  образования:

вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Перечисленные возможности  компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального  становления личности ребенка, но и  выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в  полном объеме знаний и умений.

На этапах урока, когда  основное обучающее воздействие  и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств  у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее  изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную  деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения  учащихся к учению.

 

  1. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях

 

Создание компьютерных сетей  предоставило человечеству абсолютно  новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области  мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в  любую точку земного шара. Не вызывает сомнения предположение о том, что  в обозримом будущем компьютер  станет одним из главных средств  общения между людьми.

До начала 90-х годов  в России сеть Интернет оставалась преимущественно научно-исследовательской  компьютерной сетью, с помощью которой  ученые обменивались результатами своих  работ, а студенты различных университетов  поддерживали связь друг с другом.

В последние годы компьютер  стал доступным не только для взрослых, но и для большинства детей. По исследованию компании "КОМКОН", численность российских пользователей сети Интернет на начало 2002 года составляет 3,7-3,8 миллиона человек в возрасте в среднем от 12 до 34 лет, относительный прирост за каждый из последних трех лет составляет более 120%. По данным статистических исследований сайта "ИнфоАрт", около десяти крупнейших российских серверов уже перешли рубеж миллионного посетителя. Что же касается «детского» пользования сетью Интернет, то если на 1996 год средний возраст начала знакомства с новыми информационными технологиями приходился на 16-17 лет, то уже в 2001 году более половины респондентов – 5-7-классники и даже дети младшего школьного возраста.

 

  1. Дистанционное образование

 

Термин "дистанционное  обучение" означает такую организацию  учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется тем, что учащийся в основном,  а зачастую и совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени,  в то же время студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучение позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования,  нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.

На процесс организации  дистанционного образования оказывают влияние три фактора: 

- технологический;

- педагогический;

- организационный.

Характер первого из них  определяется информационными технологиями, используемыми для разработки, доставки, поддержки учебных курсов и учебного процесса в целом. 

Значение второго фактора  определяется набором методов и  приемов, применяемых в ходе учебного процесса. 

Третий фактор, организационный, характеризует специфику организационной структуры образовательного учреждения дистанционного обучения. 

С 1995 г. в России разрабатывается система дистанционного образования (СДО). Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. СДО - это гибкая адаптивная модульная технология обучения. Она ориентирована на потребителя и опирается на современные информационные и коммуникационные технологии, считается экономически эффективной.

Система открытого образования  призвана обеспечить равноправную возможность  получения образования для всех категорий граждан без исключения. Эта возможность ценна для  лиц, которые физически не могут  добраться до места учебы. К этой категории относятся, например, лица, имеющие ограничения передвижения по состоянию здоровья; лица, работающие по вахтовому методу. По данным социологического исследования Министерством образования  РФ, открытые образовательные программы  пользуются популярностью у жителей  населенных пунктов, удаленных от административных центров; у лиц, получающих параллельно  второе образование. Гибкие условия  формирования собственной образовательной  программы привлекают государственных  служащих, инженеров, педагогов, а так  же людей, желающих повысить квалификацию по плану, наиболее приемлемому для  них. Свобода в выборе времени, места  и темпов обучения привлекают огромное количество лиц, образовательные потребности  которых не могут быть удовлетворены  вследствие невозможности прерывания основной деятельности. В основном это работа или уход за ребенком или больным.

Идея непрерывного образования  предполагает развитие и совершенствование  каждого человека на протяжении всей жизни. Открытое образование реализует  идею опережающего образования, что  является требованием времени. По утверждению  специалистов, технологические знания стареют каждые 2–3 года, при этом наблюдается положительная динамика данного процесса. Из этого следует, что при сохранении прежних образовательных  технологий, к концу обучения в  вузе знания выпускника будут в большинстве  своем уже устаревшими. Как следствие  – необходимость повышения квалификации, то есть необходимость открытого  образовательного пространства.

Открытое образование  предполагает свободный выбор абитуриентом образовательного учреждения и бесконкурсное поступление в него. Западные вузы, реализующие программу открытого образования, выходят на российский рынок образовательных услуг и становятся прямыми конкурентами отечественному образованию. Сегодняшний абитуриент, не выходя из дома, может поступить и успешно обучаться, например, в ведущем американском Калифорнийском виртуальном университете, получая в результате диплом, котирующийся на мировом рынке.


Информация о работе Информационные системы в образовании