Информационные системы в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Эффективное управление предприятием в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий. Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика - это первый и определяющий этап автоматизации бухгалтерского учета. В настоящее время проблема выбора информационной системы (ИС) из специфической задачи превращается в стандартную процедуру. В этом смысле российские предприятия сильно уступают зарубежным конкурентам. Иностранные предприятия, как правило, имеют опыт модернизации и внедрения не одного поколения ИС. В развитых западных странах происходит смена уже четвертого поколения ИС. На российских предприятиях зачастую используют системы первого или второго поколения.

Содержание

1. Роль и место автоматизированных информационных
систем в экономике…………………………………………………...3
2. Локальные и распределенные базы данных…………………...5
3. Глобальные, региональные и локальные вычислительные сети…………………………………………………………………….10
4. Проектирование информационных систем…………………...12
5. Защита информации от компьютерных вирусов…………….14

Работа содержит 1 файл

Информационные Системы в Экономике.doc

— 87.50 Кб (Скачать)
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

Информационные  системы в экономике

1. Роль и место  автоматизированных  информационных 

систем  в экономике…………………………………………………...3

2. Локальные и распределенные  базы данных…………………...5

3. Глобальные, региональные и локальные вычислительные сети…………………………………………………………………….10

4. Проектирование информационных  систем…………………...12

5. Защита информации  от компьютерных  вирусов…………….14

 

     1. Роль и место автоматизированных информационных систем в экономике. 

    Эффективное управление предприятием в современных  условиях невозможно без использования компьютерных технологий. Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика - это первый и определяющий этап автоматизации бухгалтерского учета. В настоящее время проблема выбора информационной системы  (ИС) из специфической задачи превращается в стандартную процедуру. В этом смысле российские предприятия сильно уступают зарубежным конкурентам. Иностранные предприятия, как правило, имеют опыт модернизации и внедрения не одного поколения ИС. В развитых западных странах происходит смена уже четвертого поколения ИС. На российских предприятиях зачастую используют системы первого или второго поколения.

    Руководители  многих российских предприятий имеют  слабое представление о современных  компьютерных интегрированных системах и предпочитают содержать большой штат собственных программистов, которые разрабатывают индивидуальные программы для решения стандартных управленческих задач.

    Процедура принятия решения о выборе наиболее эффективной компьютерной системы  управления нова для большинства отечественных руководителей, а ее последствия во многом будут оказывать значительное влияние на предприятие в течение нескольких лет. Т.к. применение интегрированной ИС, которая отвечала бы требованиям предприятия (масштабу, специфике бизнеса и т.д.), позволила бы руководителю минимизировать издержки и повысить оперативность управления предприятием в целом. 

     Информационная  система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

    Экономическая информационная система (ЭИС) - это совокупности внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

    Автоматизированной  информационной системой (АИС) называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также персонал обеспечивающий поддержку динамической информационной модели предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

    В автоматизированных ИС часть функций  управления и обработки данных выполняется  компьютерами, а часть человеком.

 

    2. Локальные и распределенные  базы данных 

    В управленческой, экономической, финансовой, правовой сферах широко используется информация, представляющая собой неструктурированную  информацию (помимо структурированной  информации, организованной в БД, находящихся под управлением СУБД). Информационные ресурсы представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем). К ним относятся рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и др. информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.).

    Для однопользовательских АС характерно использование  следующих баз данных:

    локальные реляционные базы данных, находящиеся  под управлением одной или  нескольких СУБД (Microsoft Access, FoxPro и т.п.) и предназначенные для решения пользователем прикладных задач с использованием собственного или покупного специального программного обеспечения на его АРМе;

    локальные базы неструктурированной информации (текстовых и табличных документов, созданных пользователем средствами Microsoft Word и Microsoft Excel, полученных по электронной почте, на машинных носителях, а также документов, полученных в результате решения пользователем прикладных задач с использованием информации реляционных баз данных), организованные и хранящиеся в виде каталогов и подкаталогов на его АРМе;

    базы  данных, размещенные на удаленных  ПК в федеральных и международных  сетях, к которым организован  доступ самим пользователем со своего АРМ (если АРМ подключен к федеральным  и международным сетям передачи данных).

    Современные автоматизированные информационные системы  представляют собой, как правило, ЛВС, подключенные к федеральным и  международным сетям передачи данных. Пользователь ЛВС использует не только вышеперечисленные локальные базы данных, но и распределенные:

    реляционные базы данных на сервере ЛВС, находящиеся  под управлением одной или  нескольких СУБД;

    базы  неструктурированной информации (документов, созданных и полученных разными  пользователями ЛВС), организованные и  хранящиеся в виде каталогов и  подкаталогов на сервере ЛВС;

    базы  данных различных приобретенных  АС, установленные в ЛВС и доступные  всем пользователям сети;

    базы  данных, размещенные на удаленных  ПК в федеральных и международных  сетях, к которым организован  доступ для всех пользователей ЛВС.

    Значительная  часть неструктурированной информации в вышеназванных базах является, как правило, гипертекстовыми и  гипермедиа-документами, объединенными  с помощью гиперссылок в гипертекстовые базы данных.

    В последние годы находят все более  широкое применение так называемые геоинформационные системы. Геоинформационные системы (ГИС)–это интегрированные в единой информационной среде электронные пространственно-ориентированные изображения (карты, схемы, планы и т.п.) и базы данных (БД). В качестве БД могут использоваться таблицы, паспорта, иллюстрации, расписания и т. п. Такая интеграция значительно расширяет возможности системы и позволяет упростить аналитические работы с координатно-привязанной информацией. Принципиальным отличием ГИС является наличие в них картографических данных местности, региона и т.д., к которым привязывается остальная информация системы. Геоинформационные системы уже широко используются в управлении градостроительством, транспортом, природными ресурсами и т.п.

    Для современного этапа развития информационных технологий характерно наличие разнообразных инструментальных средств и покупного специального программного обеспечения, которыми может овладеть любой пользователь, а также наличие большого количества промышленно функционирующих БД коммерческих организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций.

    Такая ситуация позволяет при создании многих АС отказаться от проектирования и разработки собственных реляционных  баз данных и собственного специального программного обеспечения. Использование современных инструментальных средств позволяет пользователю самостоятельно (без помощи системного программиста) организовывать со своего АРМ доступ к различным информационным ресурсам, например, создавать каталоги нормативно-правовых актов, каталоги адресов WWW-серверов Интернета и т.п. Появление ОПО последних версий позволяет пользователю организовывать доступ к различным ресурсам АРМ и ЛВС через гиперссылки (по принципу “паутины”) взамен иерархического принципа доступа (принципа “дерева”).

    Распределенная  система организации баз данных предполагает наличие соответствующей  технологии доступа пользователей  к информационным ресурсам, ориентированной, прежде всего, на вычислительные модели типа "клиент-сервер".

    Технология "клиент-сервер" предполагает разделение функций обработки данных на три группы: функции ввода/вывода и отображения данных; прикладные функции, характерные для данной предметной области; функции хранения и управления данными. Каждая группа функций выполняется отдельным логическим компонентом.

    Различия  в реализации приложений в рамках "клиент-сервер" определяются механизмом использования и распределения  между компьютерами в сети этих компонент, в соответствии с этим выделяют три  подхода, реализованные в моделях:

    модель  доступа к удаленным данным (Remote Data Access-RDA), в которой компонент  представления и прикладной компонент  совмещены и выполняются на одном  компьютере. Запросы к информационным ресурсам направляются по сети к удаленному компьютеру, который обрабатывает запросы и возвращает блоки данных. Эта модель является самой простой и традиционно используется в локальных вычислительных сетях, где скорость обмена достаточно высока, однако она неприемлема при работе в среде низкоскоростных каналов передачи данных. Поскольку вся логика локализована на одном компьютере, то приложение нуждается в передаче по сети большого, часто избыточного объема данных, что существенно повышает загрузку информационной системы в целом и может привести к длительному блокированию данных от других пользователей;

    модель  сервера базы данных (DataBase Server-DBS), которая  строится в предположении, что процесс, выполняемый на компьютере-клиенте, ограничивается функциями представления, в то время как собственно прикладные функции реализованы в хранимых непосредственно в базе данных процедурах, выполняющихся на компьютере-сервере БД. Преимущества DBS-модели перед RDA заключаются в очевидном снижении сетевого трафика. Однако DBS-модель не обеспечивает требуемой эффективности использования вычислительных ресурсов в случае нескольких серверов;

    модель  сервера приложений (Application Server-AS), в  которой процесс, выполняющийся  в компьютере-клиенте, реализует  функции первой группы. Прикладные функции выполняются на удаленном  компьютере. Доступ к информационным ресурсам, необходимым для решения прикладных задач, обеспечивается тем же способом, что и в RDA модели. AS-модель не требует обеспечения миграции прикладных функций между серверами, что значительно облегчает администрирование системы в целом, однако, для обеспечения достаточной скорости обработки данных сервер приложений и сервер БД должны находится в одной ЛВС или быть соединены по выделенному каналу.

    На  практике часто для создания более  гибких и динамичных систем используются смешанные модели.

    Компьютер-клиент и компьютер-сервер могут работать в условиях ЛВС и быть абонентами глобальной компьютерной сети, общаясь  между собой по организуемому  виртуальному каналу или, используя  для этого (при снижении требований на реактивность системы) электронную почту.

    В настоящее время существует целый  ряд программных средств, как  системных, так и прикладных, реализующих  описанные выше модели. Стоит отметить такие пакеты, как Oraclе SQL Server и Sybase SQL Server для платформы NetWare, продукт Microsoft Windows NTSQL Server, Oracle для среды Unix, Lotus Notes. Все эти программные средства работают на различных платформах (на машинах с процессорами Intel, на RISC-серверах и станциях производства HP, DEC и т.д.), в различных операционных средах. СУБД Oracle выделяется среди прочих исключительным быстродействием, мощными сетевыми средствами и средствами межплатформенной связи. Развитые средства электронной почты пакета Oracle позволяют организовать безбумажный документооборот, совместную подготовку и обработку документов. Существует интегрированный программный продукт ORACLE 2000WG, объединяющий достоинства популярной сетевой операционной системы Novell NetWare и СУБД Oracle. В структурах управления федеральных, государственных и местных органов власти все шире применяется пакет Lotus Notes. 

 

3. Глобальные, региональные и локальные вычислительные сети.

   В зависимости от территориального расположения абонентских систем вычислительные сети можно разделить на три основных класса:

  • глобальные сети(WAN - Wide Area Network);
  • региональные сети(MAN - Metropolitan Area Network);
  • локальные сети(LAN - Local Area Network).

Информация о работе Информационные системы в экономике