Информационные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. Информация является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Информационные ресурсы…………………………………………………....4
Виды информационных ресурсов…………………………………………....5
3.1 Общедоступные информационные ресурсы .…………………………...6
3.2 Информационные ресурсы с ограниченным доступом………………...6
3.2.1 Информация, отнесенная к государственной тайне……………….7
3.2.2 Конфиденциальная информация……………………………………7
Формирование и использование информационных ресурсов………….…11
Единое информационное пространство……………………………………12
Заключение………….………………………………………………………..…13
Список литературы…………….…………………………………………….…14

Работа содержит 1 файл

реферат БОЖЕСТВЕННЫЙ.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

б) сведения, составляющие тайну следствия  и судопроизводства. Охрана таких  сведений регулируется уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством.

в) сведения, составляющие профессиональную тайну.

 К ним относятся сведения, связанные с профессиональной деятельностью, т.е. доверенные представителям определенных профессий. Это так называемая врачебная, нотариальная, адвокатская, аудиторская, страховая, налоговая тайна и др.

 Особое место среди сведений, связанных с профессиональной  деятельностью, занимает информация, составляющая налоговую и банковскую тайну.

Указ Президента N 188 относит к  сведениям, связанным с профессиональной деятельностью, также информацию, составляющую тайну связи.

 К ней относятся сведения, составляющие тайну переписки,  телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

 Запрет на свободный доступ  к сведениям, передающимся по  средствам почтовой и электронной  связи, также устанавливается.  Так, обязанность операторов связи обеспечить соблюдение тайны связи предусматривает Федеральный закон "О связи".

 Информация об адресных данных  пользователей услуг почтовой  связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных  средств, телеграфных и иных  сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям;

 г) сведения об объектах интеллектуальной собственности, т.е. сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

 д) сведения, относящиеся к  служебной и коммерческой тайне.

  В широком смысле служебную тайну понимают как любую информацию, которая стала известна лицу при исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей. При этом не имеет значения, в какой организации работает лицо (государственной или негосударственной).

 При таком подходе по существу стирается грань между информацией, составляющей служебную и профессиональную тайну.

 Коммерческая тайна - конфиденциальность  информации, позволяющая ее обладателю  при существующих или возможных  обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

 Информация, составляющая коммерческую  тайну, - научно-техническая, технологическая,  производственная, финансово-экономическая  или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны .

Исходя из этого  определения, можно выделить признаки данной информации:

  1. коммерческая ценность;
  2. неизвестность третьим лицам;
  3. отсутствие свободного доступа к такой информации на законном основании;
  4. принятие мер обладателем этой информации к охране ее конфиденциальности (введение режима коммерческой тайны).

 Вместе с тем не всякая  информация, обладающая указанными  признаками, может относиться к  коммерческой тайне. Перечень  сведений, в отношении которых  режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, предусмотрен ст. 5 Закона о коммерческой тайне. Это сведения:

      1. содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
      2. содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
      3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
      4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
      5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
      6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
      7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
      8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
      9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
      10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
      11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя, а также обеспечивается возможность использования такой информации работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Вместе с тем законом предусмотрена  возможность доступа государственных (муниципальных) органов к конфиденциальной информации.

В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее государственному (муниципальному) органу данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формирование и использование информационных ресурсов

 

Формирование и использование  информационных ресурсов – одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства. В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они включают информацию, знания, а также лингвистические средства, применяемые для описания конкретной предметной области и для доступа к информации и знаниям.

Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируется гражданским законодательством РФ. Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством РФ. Государственные информационные ресурсы формируются в соответствии со сферами ведения как:

    1. федеральные информационные ресурсы;
    2. информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ;
    3. информационные ресурсы субъектов РФ.

В процессе формирования и использования  информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, хранение, поиск и  выдача информации по запросам или  регламенту. По формам собственности  информационные ресурсы подразделяются:

    1. государственные;
    2. межгосударственные;
    3. негосударственные (в том числе коммерческие);
    4. смешанной собственности.

Государственные информационные ресурсы  РФ являются открытыми и общедоступными, за исключением отнесенной законом  к категории ограниченного доступа.

На темпы формирования информационных ресурсов, совершенствования доступа  к ним может весьма отрицательно повлиять недостаточная информационная активность пользовательской среды. Для  увеличения активности пользователей  необходимо разработать комплекс мер по повышению информационной и компьютерной грамотности населения, включающих чтение курсов в учебных заведениях по овладению навыками поиска и использования информации, создание центров свободного доступа к глобальным информационным системам мира, провести широкую пропаганду по радио, телевидению, в печати, издание соответствующей массовой литературы и т.д.

    1. Единое информационное пространство

 

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз  и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Существенная роль в формировании единого информационного пространства отводится созданию общенациональной телекоммуникационной сети страны, которая позволит объединить различные сети, системы и комплексы средств связи, обеспечив потребителям доступ к соответствующим территориально-распределенным информационным ресурсам, обмен информацией в режимах передачи данных и электронной почты.

Например, всемирная информационная паутина – Internet. Иными словами  единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

    1. информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
    2. организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
    3. средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

При работе в сети Интернет любые  действия пользователя не должны вступать в противоречие с Законодательством  РФ. Необходимо учитывать в своей  работе положения статей Уголовного кодекса РФ, касающихся преступлений в сфере компьютерной информации, запрещения распространения порнографии, национальной дискриминации и призывов к насилию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Несмотря на трудности переходного  периода в экономике страны работы по формированию в сжатые сроки единого информационного пространства России необходимо начать как можно быстрее, ибо без создания приоритетных государственных информационных ресурсов (правовая информация, информация о юридических лицах, информация о деятельности органов государственной власти и некоторые другие виды информационных ресурсов), доступных всем юридическим и физическим лицам, построение в России правового демократического государства с развитой рыночной экономикой оказывается проблематичным. 

Первоочередными действиями государства  по формированию и развитию единого  информационного пространства России должны быть: 

    1. назначение государственных заказчиков по важнейшим направлениям развития единого информационного пространства России по представлению органов государственной власти.  
    2. создание межотраслевого, межрегиональных и региональных советов по формированию и использованию государственных информационных ресурсов, создаваемых в Администрации Президента Российской Федерации, Федеральном собрании Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, Верховном Суде российской Федерации и в органах власти субъектов федерации.  
    3. определение приоритетов видов государственных информационных ресурсов, к которым гарантируется доступ всем гражданам России.
    4. определение организаций - депозитариев государственных информационных ресурсов в субъектах федерации и в органах местного самоуправления.
    5. определение перечня и обеспечение разработки первоочередных законодательных и нормативных актов, создающих правовую основу формирования и развития единого информационного пространства России, определяющих требования к стандартизации технологических процессов и сертификации технических, программных средств и информационных продуктов.
    6. разработка государственными заказчиками проектов программ по закрепленным за ними направлениям развития единого информационного пространства России.
    7. организация широкого обсуждения проблем формирования и развития единого информационного пространства России с привлечением средств массовой информации.
    8. проведение конкурсов на лучшие предложения, касающиеся развития отдельных направлений единого информационного пространства и информационных технологий.
    9. разработка учебных программ и пособий для обучения граждан России основам информационно-правовой грамоты.

Информация о работе Информационные ресурсы