Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:24, доклад
Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования.
Введение
Получение
и преобразование информации является
необходимым условием жизнедеятельности
любого организма. Даже простейшие одноклеточные
организмы постоянно
Информационным называют процесс, связанный с определёнными операциями (действиями) над информацией, в ходе которых может измениться содержание информации или её форма.
Процессы, связанные с информацией, существуют и действуют повсюду:
- в области человеческих взаимоотношений,
- в природных взаимодействиях,
- в технической среде.
Среди всех информационных процессов можно выделить наиболее общие.
К ним относятся:
- хранение,
- передача,
- обработка информации.
Эти процессы являются базовыми. Их выполнение порождает другие информационные процессы. Так, например, получение информации может быть связано с её поиском, хранение — с накоплением.
Все процессы требуют той или иной формы представления информации, определяет которую процесс — кодирование. Он сопровождает все остальные процессы и является связующим звеном между ними. Информационные процессы не изолированы, а протекают циклично в единстве и взаимосвязи друг с другом.
С хранением информации связаны следующие понятия: носитель информации (память), внутренняя память, внешняя память, хранилище информации.
Носитель информации – это физическая среда, непосредственно хранящая информацию. Память человека можно назвать оперативной памятью. Заученные знания воспроизводятся человеком мгновенно. Собственную память мы еще можем назвать внутренней памятью, поскольку ее носитель – мозг – находится внутри нас. К носителям информации относятся: бумага, ОХУ компьютера, оптические диски CD, DVD, жесткие диски, переносные запоминающие устройства – flash и другие.
Хранилище информации - это определенным образом организованная информация на внешних носителях, предназначенная для длительного хранения и постоянного использования (например, архивы документов, библиотеки, картотеки). Под организацией хранилища понимается наличие определенной структуры, т.е. упорядоченность, классификация хранимых документов для удобства работы с ними.
Основные свойства хранилища информации: объем хранимой информации, надежность хранения, время доступа (т.е. время поиска нужных сведений), наличие защиты информации.
Информацию, хранимую на устройствах компьютерной памяти, принято называть данными. Организованные хранилища данных на устройствах внешней памяти компьютера принято называть базами и банками данных.
Информация в компьютере хранится в оперативной (внутренней) памяти.
При выключении компьютера вся информация из оперативной памяти стирается. Для долговременного хранения информации используется внешняя память. Информация на носителях хранится в цифровой форме, то есть в форме последовательностей нулей и единиц.
Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети.В передаче информации всегда участвуют две стороны: есть источник и есть приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (воспринимает). Читая книгу или слушая учителя, вы являетесь приемниками информации, работая над сочинением по литературе или отвечая на уроке, - источником информации. Каждому человеку постоянно приходится переходить от роли источника к роли приемника информации.
Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через какой-то канал передачи. При непосредственном разговоре - это звуковые волны; при переписке - это почтовая связь; при телефонном разговоре - это система телефонной связи. В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если информационные каналы имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи (шумы).
Обработка информации - третий вид информационных процессов. Этот процесс можно рассмотреть на примере решения математической задачи: даны значения длин двух катетов прямоугольного треугольника, нужно определить его третью сторону - гипотенузу. Чтобы решить задачу, ученик кроме исходных данных должен знать математическое правило, с помощью которого можно найти решение. В данном случае это теорема Пифагора: "квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов". Применяя эту теорему, получаем искомую величину. Здесь обработка заключается в том, что новые данные получаются путем вычислений, выполненных над исходными данными.
Вычисление - лишь один из вариантов обработки информации. Новую информацию можно вывести не только путем математических расчетов. Логические рассуждения - это еще один способ обработки информации.
Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой происходит обработка информации, изменяющая ее форму, но не содержание.
К этому
же виду обработки относится
Особенно широко
понятие кодирования стало употребляться
с развитием технических средств хранения,
передачи и обработки информации (телеграфов,
радио, компьютеров). Например, в начале
XX века телеграфные сообщения кодировались
и передавались с помощью азбуки Морзе.
Иногда кодирование производится в целях
засекречивания содержания текста. В таком
случае его называют шифрованием.
Еще одной
разновидностью обработки информации
является ее сортировка (иногда говорят
- упорядочение). В информатике организация
данных по какому-либо правилу, связывающему
ее в единое целое, называется структурированием.
Заключение
Роль информационных
процессов в нашей жизни велика
и с каждым годом становится все
ощутимей. Поэтому человеческое общество
нашего времени называют информационным
обществом. Люди, живущие в информационном
обществе, должны уметь пользоваться
главным его инструментом, и в
первую очередь универсальной
Использованная литература: