Автор: k******************@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 18:32, доклад
Информационные минутки на уроках информатики в начальной школе можно вводить во втором классе, начиная с самых первых занятий. Активное участие в подготовке и проведении информационных минуток должны принимать сами дети: "ученики делятся последними услышанными ими сведениями о компьютерах и информатике". Эффективность такого подхода к подготовке и проведению минуток во многом определяется социальным составом населения и соответствующим уровнем информатизации региона (особо остро этот вопрос встает в малых городах и сельских районах). Эти объективные обстоятельства накладывают определенные требования к подготовке учителя к уроку информационной культуры. Творчески работающий педагог не пойдет по пути наименьшего сопротивления (взять, да и отменить эти информационные минутки!), он будет учить детей "добывать" новую информацию.
О.Ф.Брыскина
Информационные
минутки на уроках информатики в
начальной школе можно вводить
во втором классе, начиная с самых
первых занятий. Активное участие в
подготовке и проведении информационных
минуток должны принимать сами дети: "ученики
делятся последними услышанными ими сведениями
о компьютерах и информатике". Эффективность
такого подхода к подготовке и проведению
минуток во многом определяется социальным
составом населения и соответствующим
уровнем информатизации региона (особо
остро этот вопрос встает в малых городах
и сельских районах). Эти объективные обстоятельства
накладывают определенные требования
к подготовке учителя к уроку информационной
культуры. Творчески работающий педагог
не пойдет по пути наименьшего сопротивления
(взять, да и отменить эти информационные
минутки!), он будет учить детей "добывать"
новую информацию.
Мы предлагаем основной формой проведения
информационных минуток выбрать диалог,
в котором направляющую и координирующую
функции выполняет учитель. С самого начала
учащиеся должны осознать значение словосочетания
"информационная минутка": минутка
— это ограничение по времени (дети уже
привыкли к минуткам чистописания, физкультурным
минуткам и т.п.), информационная — мы узнаем
новую информацию.
Как показывает опыт работы в базовой
школе-гимназии Чапаевского педагогического
колледжа, школах № 3 и № 11 г. Чапаевска,
проведение информационных минуток можно
начинать даже с первого Класса, посвятив
их расширению представлений детей об
устройствах персонального компьютера.
По программе курса "Информационная
культура" ребята получат сведения
о назначении устройств ЭВМтолькопосле
изучения информационных процессов (3-й
класс), а оперировать названиями основных
устройств и блоков персонального компьютера:
"дисплей", "клавиатура" и т.п.
учителю приходится с первых уроков. Устранить
это противоречие мы предлагаем за счет
содержательного наполнения информационных
минуток, вводя их во втором полугодии,
когда дети уже достаточно бегло умеют
читать.
В базовой школе-гимназии Чапаевского
педагогического колледжа апробирован
следующий вариант проведения информационных
минуток.
В качестве основы для их проведения была
взята книга В.Агафонова "Твой друг
Компьютер". Был создан текстовый файл
со стихотворным текстом, разделенным
на определенные "порции", каждая
из которых соответствовала рассказу
о новом устройстве. Таким образом, определилась
тематика минуток ("Что может компьютер",
"Дисплей — отважный капитан", "Чудо-принтер"
и т.п.).
На первом уроке все школьники получили
по рисунку с изображением основных устройств
компьютера. На каждом из последующих
уроков — определенную "порцию" текста
с пояснениями учителя. Дома ребята вклеивали
эти фрагменты стихотворения в отдельную
тетрадь или блокнот, и в конце полугодия
у каждого была сделанная собственными
руками (а это немаловажный фактор при
работе с младшими школьниками) книжка,
рассказывающая о назначении устройств
персонального компьютера. Такая "порционность"
информации (по сравнению с ситуацией,
когда всем детям была бы закуплена такая
книга) — положительный момент при работе
с детьми: внимание концентрируется на
конкретном устройстве, что обеспечивает
более осознанное усвоение материала.
По ходу проведения информационных минуток
необходимо, по возможности, показать
источник информации (газету, журнал и
т.п.), из которого учитель дочерпнул интересные
сведения, иллюстрации в нем, зачитать
фрагменты. Это позволит усилить значимость
уроков информационной культуры, будет
способствовать воспитанию у детей самоуважения
(ведь мы уже читаем журналы для взрослых!),
создаст дополнительную мотивацию.
Начав урок с яркой, интересной информационной
минутки, можно обеспечить познавательную
активность детей на протяжении всего
урока.
Приведем примерное содержание информационных
минуток.
Предлагаемый
нами вариант проведения этой информационной
минутки позволит познакомить детей
с назначением сканера (даже если
его и нет в кабинете информатики)
и показать преимущества моделирования
причесок на компьютере (поэтому данную
информационную минутку можно проводить
после знакомства детей с программами
"Урожай", "Машинист" и т.п.).
• Сегодня я хочу начать нашу минутку
с рассказа о посещении парикмахерской.
В этой парикмахерской я бываю часто. Но
в последний раз я увидела там что-то для
себя неожиданное, а именно — компьютер.
Как вы думаете, зачем его приобрели? (Как
правило, дети отвечают, что он помогает
считать зарплату. Но могут быть и правильные
ответы, которые учителю необходимо прокомментировать.)
• Да, действительно, сегодня компьютер
может даже помочь человеку выбрать прическу!
Вот представьте, что девушка с длинными
и светлыми волосами решила подстричь
волосы или окрасить их в темный цвет,
"но боится, что новая прическа окажется
ей не к лицу. И вот тут-то на помощь приходит
компьютер! Фотография клиента через специальное
устройство, которое называется "сканер",
передается в компьютер, и его лицо появляется
на экране (при этом на доску можно вывесить
нарисованное изображение). С помощью
специальной программы к нему прикладываются
различные прически. (Это тоже можно проделать
на доске, предоставив право детям высказывать
свое мнение: подходит или нет та или иная
прическа. Как правило, дети активно включаются
в обсуждение, что способствует повышению
познавательной активности.)
Технологию подбора прически можно продемонстрировать
разными способами, в зависимости от уровня
техники и наличия программного обеспечения.
Можно заранее отсканированное изображение
(например, фотографию класса — вот будет
сюрприз для детей!) отредактировать на
глазах детей в графическом редакторе
или воспользоваться специализированными
программными продуктами. Но очень важно
в конце информационной минутки напомнить
ребятам, что графическое изображение
переносится в компьютер с помощью сканера,
и подчеркнуть преимущества моделирования
причесок на компьютере (не надо проводить
натурных экспериментов, результаты которых
к тому же могут оказаться и неудачными).
При наличии программных продуктов типа
ACDSee, на последующем уроке можно обратиться
еще раз к возможностям сканера и устроить
небольшое увлекательное путешествие
по городам мира, показать известные произведения
искусства или фотографии знаменитых
людей.
• Ребята, я
вас, наверное, немного огорчу, если
скажу, что устройства для распознавания
отпечатков пальцев имеют недостаток
— им нужны только чистые руки. Отпечаток
грязного пальца система может и не распознать.
Но это не единственный способ "узнать"'
человека. В этом случае может пригодиться
система, анализирующая не рисунок линий
на коже, очертание ладони, которое также
носит индивидуальный характер, т.е. у
каждого человека свой (чтобы понять принцип
работы системы, можно попросить ребят
обвести ладонь на бумаге).
• Такие системы можно даже использовать
в качестве дверного замка. Подошел к двери,
положил руку на устройство, и оно определит,
открывать вам дверь или нет, сравнивая
с заложенными в его памяти образцами.
К такому замку ключ не подберешь!
• Эти устройства пока еще очень дороги,
поэтому ставят их на очень секретных
объектах (например, военных заводах).
• Но это не единственный способ создания
секретных замков. Оказывается, одна из
самых дорогих и надежных систем определения
личности основана на распознавании рисунка
радужной оболочки глаза (который тоже
для каждого человека индивидуален). Вам
достаточно будет приблизить глаза к этому
устройству (на расстояние 20 см), и оно
определит, стоит ли вас пропустить (можно
также обыграть ситуацию на уроке).
В конце информационной минутки целесообразно
еще раз остановиться на способах определения
личности человека: по отпечаткам пальцев,
по очертанию ладони и по радужной оболочке
глаза. Желательно, чтобы эти способы назвали
дети.
• Ребята, а
вам часто приходится говорить неправду?
Плохо это или нет? (Выслушав ответы
детей, учитель может составить
определенное мнение о своих воспитанниках,
потому что дети, как правило, в таких непринужденных
ситуациях говорят искренне.)
• А что говорит вам мама, когда догадывается,
что вы лжете? (Необходимо подвести детей
к расхожей истине "По глазам вижу!").
• Оказывается, что человек опускает или
отводит в сторону глаза, когда ему приходится
говорить неправду, не случайно. Дело в
том, что человеку управлять мышцами верхней
половины лица труднее, и по напряжению
лицевых мускул вокруг глаз опытный психолог
способен определить, говорит он правду
или лжет. Ученые Питсбургского университета
решили это поручить компьютеру и научить
его различать типичные варианты мимики
людей по видеоизображению. Так можно
"заставить" говорить правду преступника.
И так как особенности мимики не зависят
от возраста, ученые считают, что родители
могут узнать о состоянии новорожденных
детей и, например, об их отношении к питательной
смеси (понравилась им новая пища или нет).
Информация о работе Информационные минутки на уроках информатики в начальной школе