Информационные минутки на уроках информатики в начальной школе

Автор: k******************@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 18:32, доклад

Описание работы

Информационные минутки на уроках информатики в начальной школе можно вводить во втором классе, начиная с самых первых занятий. Активное участие в подготовке и проведении информационных минуток должны принимать сами дети: "ученики делятся последними услышанными ими сведениями о компьютерах и информатике". Эффективность такого подхода к подготовке и проведению минуток во многом определяется социальным составом населения и соответствующим уровнем информатизации региона (особо остро этот вопрос встает в малых городах и сельских районах). Эти объективные обстоятельства накладывают определенные требования к подготовке учителя к уроку информационной культуры. Творчески работающий педагог не пойдет по пути наименьшего сопротивления (взять, да и отменить эти информационные минутки!), он будет учить детей "добывать" новую информацию.

Работа содержит 1 файл

инф.минутки.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

Информационные минутки на уроках информатики в начальной школе

 

 О.Ф.Брыскина

Информационные  минутки на уроках информатики в  начальной школе можно вводить  во втором классе, начиная с самых  первых занятий. Активное участие в  подготовке и проведении информационных минуток должны принимать сами дети: "ученики делятся последними услышанными ими сведениями о компьютерах и информатике". Эффективность такого подхода к подготовке и проведению минуток во многом определяется социальным составом населения и соответствующим уровнем информатизации региона (особо остро этот вопрос встает в малых городах и сельских районах). Эти объективные обстоятельства накладывают определенные требования к подготовке учителя к уроку информационной культуры. Творчески работающий педагог не пойдет по пути наименьшего сопротивления (взять, да и отменить эти информационные минутки!), он будет учить детей "добывать" новую информацию.  
Мы предлагаем основной формой проведения информационных минуток выбрать диалог, в котором направляющую и координирующую функции выполняет учитель. С самого начала учащиеся должны осознать значение словосочетания "информационная минутка": минутка — это ограничение по времени (дети уже привыкли к минуткам чистописания, физкультурным минуткам и т.п.), информационная — мы узнаем новую информацию.  
Как показывает опыт работы в базовой школе-гимназии Чапаевского педагогического колледжа, школах № 3 и № 11 г. Чапаевска, проведение информационных минуток можно начинать даже с первого Класса, посвятив их расширению представлений детей об устройствах персонального компьютера. По программе курса "Информационная культура" ребята получат сведения о назначении устройств ЭВМтолькопосле изучения информационных процессов (3-й класс), а оперировать названиями основных устройств и блоков персонального компьютера: "дисплей", "клавиатура" и т.п. учителю приходится с первых уроков. Устранить это противоречие мы предлагаем за счет содержательного наполнения информационных минуток, вводя их во втором полугодии, когда дети уже достаточно бегло умеют читать.  
В базовой школе-гимназии Чапаевского педагогического колледжа апробирован следующий вариант проведения информационных минуток.  
В качестве основы для их проведения была взята книга В.Агафонова "Твой друг Компьютер". Был создан текстовый файл со стихотворным текстом, разделенным на определенные "порции", каждая из которых соответствовала рассказу о новом устройстве. Таким образом, определилась тематика минуток ("Что может компьютер", "Дисплей — отважный капитан", "Чудо-принтер" и т.п.).  
На первом уроке все школьники получили по рисунку с изображением основных устройств компьютера. На каждом из последующих уроков — определенную "порцию" текста с пояснениями учителя. Дома ребята вклеивали эти фрагменты стихотворения в отдельную тетрадь или блокнот, и в конце полугодия у каждого была сделанная собственными руками (а это немаловажный фактор при работе с младшими школьниками) книжка, рассказывающая о назначении устройств персонального компьютера. Такая "порционность" информации (по сравнению с ситуацией, когда всем детям была бы закуплена такая книга) — положительный момент при работе с детьми: внимание концентрируется на конкретном устройстве, что обеспечивает более осознанное усвоение материала.  
По ходу проведения информационных минуток необходимо, по возможности, показать источник информации (газету, журнал и т.п.), из которого учитель дочерпнул интересные сведения, иллюстрации в нем, зачитать фрагменты. Это позволит усилить значимость уроков информационной культуры, будет способствовать воспитанию у детей самоуважения (ведь мы уже читаем журналы для взрослых!), создаст дополнительную мотивацию.  
Начав урок с яркой, интересной информационной минутки, можно обеспечить познавательную активность детей на протяжении всего урока.  
Приведем примерное содержание информационных минуток.

Компьютер в парикмахерской

Предлагаемый  нами вариант проведения этой информационной минутки позволит познакомить детей  с назначением сканера (даже если его и нет в кабинете информатики) и показать преимущества моделирования причесок на компьютере (поэтому данную информационную минутку можно проводить после знакомства детей с программами "Урожай", "Машинист" и т.п.).  
• Сегодня я хочу начать нашу минутку с рассказа о посещении парикмахерской. В этой парикмахерской я бываю часто. Но в последний раз я увидела там что-то для себя неожиданное, а именно — компьютер. Как вы думаете, зачем его приобрели? (Как правило, дети отвечают, что он помогает считать зарплату. Но могут быть и правильные ответы, которые учителю необходимо прокомментировать.)  
• Да, действительно, сегодня компьютер может даже помочь человеку выбрать прическу! Вот представьте, что девушка с длинными и светлыми волосами решила подстричь волосы или окрасить их в темный цвет, "но боится, что новая прическа окажется ей не к лицу. И вот тут-то на помощь приходит компьютер! Фотография клиента через специальное устройство, которое называется "сканер", передается в компьютер, и его лицо появляется на экране (при этом на доску можно вывесить нарисованное изображение). С помощью специальной программы к нему прикладываются различные прически. (Это тоже можно проделать на доске, предоставив право детям высказывать свое мнение: подходит или нет та или иная прическа. Как правило, дети активно включаются в обсуждение, что способствует повышению познавательной активности.)  
Технологию подбора прически можно продемонстрировать разными способами, в зависимости от уровня техники и наличия программного обеспечения. Можно заранее отсканированное изображение (например, фотографию класса — вот будет сюрприз для детей!) отредактировать на глазах детей в графическом редакторе или воспользоваться специализированными программными продуктами. Но очень важно в конце информационной минутки напомнить ребятам, что графическое изображение переносится в компьютер с помощью сканера, и подчеркнуть преимущества моделирования причесок на компьютере (не надо проводить натурных экспериментов, результаты которых к тому же могут оказаться и неудачными).  
При наличии программных продуктов типа ACDSee, на последующем уроке можно обратиться еще раз к возможностям сканера и устроить небольшое увлекательное путешествие по городам мира, показать известные произведения искусства или фотографии знаменитых людей.

Секретные замки

• Ребята, я  вас, наверное, немного огорчу, если скажу, что устройства для распознавания  отпечатков пальцев имеют недостаток — им нужны только чистые руки. Отпечаток грязного пальца система может и не распознать. Но это не единственный способ "узнать"' человека. В этом случае может пригодиться система, анализирующая не рисунок линий на коже, очертание ладони, которое также носит индивидуальный характер, т.е. у каждого человека свой (чтобы понять принцип работы системы, можно попросить ребят обвести ладонь на бумаге).  
• Такие системы можно даже использовать в качестве дверного замка. Подошел к двери, положил руку на устройство, и оно определит, открывать вам дверь или нет, сравнивая с заложенными в его памяти образцами. К такому замку ключ не подберешь!  
• Эти устройства пока еще очень дороги, поэтому ставят их на очень секретных объектах (например, военных заводах).  
• Но это не единственный способ создания секретных замков. Оказывается, одна из самых дорогих и надежных систем определения личности основана на распознавании рисунка радужной оболочки глаза (который тоже для каждого человека индивидуален). Вам достаточно будет приблизить глаза к этому устройству (на расстояние 20 см), и оно определит, стоит ли вас пропустить (можно также обыграть ситуацию на уроке).  
В конце информационной минутки целесообразно еще раз остановиться на способах определения личности человека: по отпечаткам пальцев, по очертанию ладони и по радужной оболочке глаза. Желательно, чтобы эти способы назвали дети.

Детектор  лжи

• Ребята, а  вам часто приходится говорить неправду? Плохо это или нет? (Выслушав ответы детей, учитель может составить  определенное мнение о своих воспитанниках, потому что дети, как правило, в таких непринужденных ситуациях говорят искренне.)  
• А что говорит вам мама, когда догадывается, что вы лжете? (Необходимо подвести детей к расхожей истине "По глазам вижу!").  
• Оказывается, что человек опускает или отводит в сторону глаза, когда ему приходится говорить неправду, не случайно. Дело в том, что человеку управлять мышцами верхней половины лица труднее, и по напряжению лицевых мускул вокруг глаз опытный психолог способен определить, говорит он правду или лжет. Ученые Питсбургского университета решили это поручить компьютеру и научить его различать типичные варианты мимики людей по видеоизображению. Так можно "заставить" говорить правду преступника. И так как особенности мимики не зависят от возраста, ученые считают, что родители могут узнать о состоянии новорожденных детей и, например, об их отношении к питательной смеси (понравилась им новая пища или нет).

Информация о работе Информационные минутки на уроках информатики в начальной школе