Информационное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:38, лекция

Описание работы

Проблемами информационного общества занимаются самые разные специалисты.
Основной признак любого общества – такой признак, который заключается в преобладании того или иного сектора экономики.
Информационное общество - общество, в котором доминирует информационный сектор экономики, следующий за тремя секторами: сельским хозяйством, промышленностью, экономикой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступает место знаниям и информации.

Работа содержит 1 файл

Лекции по информационному праву.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

ИНФОРМАЦИОННОЕ  ПРАВО

Преподаватель Филатова Людмила Васильевна

ИНФОРМАЦИОННОЕ  ОБЩЕСТВО И ПРАВО

Проблемами информационного  общества занимаются самые разные специалисты.

Основной признак любого общества – такой признак, который  заключается в преобладании того или иного сектора экономики.

Информационное общество - общество, в котором доминирует информационный сектор экономики, следующий за тремя секторами: сельским хозяйством, промышленностью, экономикой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступает место знаниям и информации.

Особенности и характеристики информационного общества:

  1. Наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационных телекоммуникационных сетей и распределённых в них информационных ресурсов и запасов знаний.
  2. Массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационным телекоммуникационным сетям (ТИТС).
  3. Подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах в ТИТС.
  4. Новые формы и виды деятельности в информационных телекоммуникационных сетях (повседневная трудовая деятельность, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникации, отдых и развлечения, медицинское обслуживание, образование и т.д.).
  5. Возможность получать практически мгновенно полную, точную и достоверную информацию. 
  6. Практически мгновенная коммуникация каждого члена общества  с каждым.
  7. Трансформация деятельности СМИ. Интеграция СИМ в информационных телекоммуникационных сетях. Создание единой среды распространения СМИ – мультимедиа.
  8. Отсутствие географических и геополитических границ государства. Становление международного информационного законодательства.

Окинавская хартия глобального  информационного общества от 22.06.2000 года. Подписали 8 государств (Страны Большой 8). Содержит призыв ко все государствам и народам о формировании информационного общества.

Декларация принципов  «Построения информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии».

Стратегия развития информационного  общества в РФ. Утверждена Президентом  РФ 7.02.2007. Закрепляются цели, принципы, основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития общества.

Цели:

    • Создание широкополосного доступа на все территории РФ;
    • Повышение доступности для населения и организация современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
    • Модернизация системе теле- и радиовещания. Расширение зоны уверенного приема российских теле- и радиопрограмм.
    • Расширение использования информационных технологий для дистанционного образования, обслуживания пациентов и т.д.

Указ о создании Госсовета  по формированию информационного общества в РФ.

Концепция формирования в РФ Электронного Правительства до 2010г.

Приоритетные направления  формирования электронного правительства:

  • Развитие сайтов гос органов;
  • Предоставление гос услуг;
  • Формирование правовой  базы.

 

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО  ПРАВА

ИП – комплексная отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, связанные с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, с созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей  гражданина, общества и гос-ва.

ИП – система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений, позитивных обязываний и запретов общественных отношений по поиску, получению, передачи, производству и распределению информации и производных от нее продуктов.

Информационная  сфера – сфера деятельности, связанная с созданием, распределением, преобразованием и потреблением информации с использованием автоматизированных информационных технологий.

Предмет – информационные отношения – общественные отношения, возникающие, развивающиеся при обращении обособленной информации в ее самостоятельном обороте в результате осуществления информационных процессов (сбор, обработка, распространение, хранение, передача, использование информации).

Особенность ИО:

  1. возникают, развиваются, прекращаются в информационной сфере при самостоятельном обороте информации при создании информационными технологиями средств и механизмов информационной безопасности.
  2. отражают особенности применения публично – правовых и частно – правовых методов регулирования.

Комплексность определяется по методам.

Гражданско – правовой аспект отражает особенности реализации прав и свобод (имущественных и неимущественных); публично – правовой аспект – управление информационными процессами и создание гос. информационных ресурсов, гос. систем, средств их обеспечения.

Информационные правоотношения (4 группы):

  1. Правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.
  2. Правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распределении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.
  3. Правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, ИТсетей, средства обеспечения.
  4. Правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности.

Они основаны на следующих  правах и обязанностях:

  • право на защиту личности от воздействия недостоверной и вредной информации;
  • право на защиту информации от несанкционированного доступа;
  • защита общества от вредного воздействия информации.

Методы: предписание; установление; соглашения; запреты на распространение  информации; наказание, принуждение; ответственность.

S информационных правоотношений:

  1. В правоотношениях, связанных с поиском и получением информации (документированной информации), граждане, организации, ОГВ, ОМС являются потребителями информации (ст. 29 КРФ) (например, пользователи библиотек, журналисты, потребители реклам, обладатели информации).
  2. В правоотношениях, связанных с производством информации по поводу деятельности СМИ, рекламной деятельности (издательство, редакции СМИ, рекламодатели, рекламопроизводители, журналисты, авторы произведений, ОГВ, ОМС).
  3. В правоотношениях, связанных с передачей и распространением информации в области связи, в сфере рекламной деятельности, международного информационного обмена (организации связи – например, почта, операторы связи, пользователи услуг связи, рекламораспространители, лица, участвующие в международном информационном обмене).
  4. В правоотношениях, связанных с управлением информационными процессами (органы гос. управления в информационной сфере – Правительство РФ, Президент РФ, Министерство во связей и массовых коммуникаций, Фед. служба по надзору в сфере массовых коммуникаций…).
  5. В правоотношениях, связанных с обеспечением информационной безопасности – Президент РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ – межведомственная комиссия СБ, ФСБ, служба специальной связи при ФСО, Фед. служба по техническому экспортному контролю).
  6. В правоотношениях, связанных с созданием и использование информационных технологий, систем и сетей (Мин. связи и массовых коммуникаций, Фед. служба в сфере массовых коммуникаций связи).

Принципы ИП:

Общие принципы:

  1. Принцип свободы поиска, получения, передачи, производства, распространением информации любым законным способом;
  2. Принцип установление ограничений доступа к информации только федеральным органам (ст. 139 ГК РФ)

Постановление Правительства РФ 1994 г.;

  1. Принцип открытости информации о деятельности гос. органов и ОМС и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных ФЗ;
  2. Принцип обеспечения безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации, и защите содержащейся в них информации;
  3. Принцип равноправия языков народов РФ и эксплуатации информационных …
  4. Принцип достоверности информации, своевременности ее предоставления;
  5. Принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. За посягательство на частную жизнь предусмотрена уголовная и административная ответственность;
  6. Принцип недопустимости преимущества применения одних информации систем перед другими при создании гос-х информационных систем (межведомственный документооборот 22 сентября 2009 г. № 754 Пост прав РФ Об утверждения положения и…);

 

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Источники права – форма официального выражения общеобязательных предписаний, издаваемые гос. органами.

Система права и система  законодательства – понятия не совпадают.

Элементы системы законодательства – не только целые НПА, также и  нормы, разделы, главы НПА.

Система информационного  законодательства по горизонтали в  зависимости от предметных областей регулирования:

  1. закон-во о реализации права на поиск, получения и потребления информации;
  2. закон-во о формировании информационных ресурсов, информационных продуктов, предоставления информационных услуг (ФЗ «Об обязательном экземпляре док»);
  3. закон-во о создании и применения информационных систем, ИТ сетей, информационных технологий и средств их обеспечения (Об информации, О связи, о сертификации продукции и услуг);
  4. закон-во об информационной безопасности (О безопасности, о гос. тайне).
  5. закон-во о и… (ГК РФ, );
  6. О СМИ (З-н о СМИ, ФЗ о рекламе, о порядке освещения деятельности ОГВ в гос. СМИ);
  7. закон-во об ответственности за правонарушения в информационной сфере (Об информации)

Система информационного  законодательства по вертикали в  зависимости от юр. силы НПА:

  1. Международные правовые акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 года; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года; Всемирная конвенция об авторском праве 1952 (редакция 1971), Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства 1968 года; Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 года; Окинавская хартия глобального информационного общества 2000 года; Декларация «Построение информационного общества – глобальная задача нового тысячелетия» 2003 года; соглашение о сотрудничество государств – участников СНГ в борьбе с преступления в сфере компьютерной информации 2001 года; Соглашение об обмене правовой информации 1994 года;
  2. Конституция РФ: ст. 23, 24, 29;
  3. УК РФ (незаконный экспорт научно-технической информации, разглашение государственной тайны, глава 28. Компьютерные преступления).

ТК РФ : защита персональных данных работника.

НК РФ: налоговая тайна.

КоАП РФ: защита информации.

ГК РФ: ст. 160 – признает электронно-цифровую подпись как аналог собственно наручной.

ЗК РФ: земельный кадастр  как информационный ресурс.

АПК РФ, УПК РФ, ГПК  РФ: электронные документы.

Закон РФ «О СМИ» от 1991 года, «О безопасности» 1992 года, «О государственной  тайне» 1993 год.

ФЗ «О порядке опубликования  и вступления в силу…» от 14.06.1994 № 5, «Об обязательном экземпляре документов» 25.12.1994 № 77, 29.12.1994 № 78 «О библиотечном деле», 17.07.1999 № 176 «О почтовой связи».

 

  1. ФКЗ «О Правительстве РФ», «Об уполномоченном по правам человека в РФ»: служебная информация.
  2. Подзаконные акты.

Указы Президента можно  разделить на 4 группы:

    • НПА, касающиеся защиты информации, в том числе технической защиты: от 3.04.95 №334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставление услуг в области шифрования информации»; от 6.03.97 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфдециального характера»;  от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»; от 17.03.2008 № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопас</s

Информация о работе Информационное право