Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:31, контрольная работа
В конце прошлого — начале нынешнего столетия стало очевидно, что человечество входит в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Информационные процессы и технологии начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. С существенным возрастанием роли информации в индивидуальной и общественной жизни человека, произошли значительные изменения во всей структуре мирового сообщества. Неудивительно, что многие исследователи глобальных социальных процессов называют современное общество «информационным».
Содержание
Введение 3
1. Исторические предпосылки развития информационного общества 4
2. Сущность и понятие информационного общества 6
3. Концепция информационного общества 8
4. Проблемы информационного общества .10
4.1 Проблема «цифрового неравенства»……………………………………..10
4.2. Правовое регулирование 10
4.3 Личность в условиях информатизации 11
4.4 Информация как оружие. Информационные войны. 12
5. Перспективы развития информационного общества 14
Заключение 17
Список литературы 1
Как отмечалось выше, концепция информационного общества рассматривается как составная часть постиндустриальной теории. В то же время, подчеркнем еще раз, теория информационного общества подтверждает, что и в настоящее время концепции, которые пытаются определить развивающееся общество на основе одной из его отличительных черт, имеют гораздо меньшие прогностические возможности, нежели рассматривающие его в комплексном противопоставлении предыдущим историческим этапам.
4. Проблемы информационного общества
Далее рассмотрим некоторые проблемы и противоречия, которые связаны с процессом информатизации и развитием информационного общества.
4.1 Проблема «цифрового неравенства»
В мировом информационном пространстве, имеет тот факт, что возможности Интернета используется непропорционально по отношению к информационно-
4.2. Правовое регулирование
Еще одной из основных проблем выступает правовое регулирование в информационном пространстве и, прежде всего, в Интернете. Сегодня людям предлагаются разные современные технологии, услуги в режиме «он-лайн» по поиску информации, услуги электронной торговли, помощь в получении дистанционного образования и во взаимодействии с государственными структурами и т.д. Однако при этом невозможно избежать возникающие проблемы правового характера, такие как, распространение непристойных или запрещенных материалов, авторские права, мошенничество, несанкционированный доступ к конфиденциальной информации.
Справиться с этой проблемой, учитывая всемирный характер Интернета, возможно только при международном сотрудничестве. Заметим, что активное вмешательство государства может привести к ограничению различных свобод и не всегда может использоваться оправданно.
Отметим, что во многих развивающихся странах нет специальных законов, которые регулируют содержание Интернета, и в частности электронную торговлю.
Для решения этих проблем, необходимо разработать единое законодательство, которое регулирует деятельность в Интернете в международном масштабе. В любом случае, решать проблемы правового регулирования в условиях развития информационных технологий новых видов деятельности необходимо, т. к. это крайне важно для того, чтобы поддерживать порядок и устойчивость развития общества.
4.3 Личность в условиях информатизации
Все более актуальной темой различных исследований является воздействие информатизации на развитие личности. Проблемы, которые с этим связанны, можно разделить на психологические, социальные, этические, ценностные и другие.
За счет информационно-психологического влияния на индивидуальное и общественное сознание, происходит политическое, экономическое и культурное давление развитых стран.
При нарастании объема информации люди труднее ориентируются в ее содержании, им труднее ограждать себя от ее переизбытка, выбирать именно то, что необходимо. Влияние информации открывает огромные возможности по манипулированию сознания и общественного мнения. Таким образом, можно говорить о том, что информационное общество устойчиво. Так, как роль информации растет, то малые группы населения могут существенно влиять на всех остальных. Попытки осуществления контроля со стороны государственных служб могут поставить под угрозу личностные свободы граждан.
Созданы такие условия для существования информационных сетей, где все открыто, легкодоступно. В связи с этим возникает проблема ограничения информации, которая считается социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.
Система образования также изменяется. С одной стороны мультимедийные и дистанционные технологии обучения помогают раскрыться индивидуальным склонностям ребенка, а с точки зрения морально-этического воспитания приводят к уменьшению значимости учителя в образовательном процессе.
Если говорить о влиянии на личность, также необходимо указать и физическую сторону развития. Малоподвижный образ жизни, не способствует физическому и духовному здоровью, и в итоге, оказывает отрицательное влияние и на производительности умственного труда.
4.4 Информация как оружие. Информационные войны
Термин «информационная война» в последнее время получает все большую популярность. В общем смысле информационная война – это любая деятельность в информационном пространстве, которая имеет некоторые антагонистические цели (материальное преимущество; решения, которое может приниматься человеком или группой людей и пр.).
Следует отметить, что сама по себе идея информационного противоборства существовала всегда. Информация всегда была существенным оружием в войнах и инструментом политической борьбы (сбор секретных сведений, агитация, дезинформация, пропаганда т.д.). Однако в конце XX века в условиях формирования глобального информационного пространства идея информационного противоборства выходит на новую ступень развития.
Появляется новый тип войны – информационная война. В этой войне нет человеческих жертв, она ведется не обычным оружием. И в противостоянии государств информационная война может быть куда более эффективна.
Информационная атака может вывести из строя все электронные системы управления страной, ее вооруженные силы, государственную инфраструктуру и т.д. Это может повлечь за собой разрушение транспортной, энергетической и атомной системы. Армия и флот не смогут противостоять агрессии. Руководители страны будут не в состоянии получить необходимую информацию, принять и реализовать какие-либо решения. Использовать такое оружие по своим катастрофическим последствиям, значит применить средства массового поражения [7].
Однако информационное оружие можно направить не только на разрушение государственной инфраструктуры, экономики и прочего. Его можно направить непосредственно на людей. Различные рекламные акции, пропаганда, дезинформация и т.п. через телевидение, Интернет и другие средства изменяют сознание людей и общественное мнение. В связи с этим изменяются и их духовные ценностные. Все это приводит к тому, что война в классическом понимании вообще не будет иметь смысла.
В качестве одного из первых ярких примеров информационной войны обычно приводят противостояние СССР и США в период холодной войны.
Информационные войны – не всегда могут быть только инструментом политической борьбы. Это является очень важным моментом. Чтобы заполучить лидерство на рынке, устранить конкурентов и т.п. информационные войны могут быть инструментом и в сфере бизнеса.
5. Перспективы развития информационного общества
Бурное развитие вычислительной техники и новых информационно-коммуникационных технологий составляет основу информационной революции . Информационная революция оказывает большое влияние на политическую, экономическую и социально-культурную сферы. С появление всемирных информационных сетей кардинально меняются традиционные модели экономики и бизнеса. Происходит становление «новой экономики», при котором возникает значительное увеличение производительности труда инноваций.
Это вынуждает изменить направление политической мысли. Со временем возникла необходимость планировать предстоящее развитие новых информационно-
В последнее время многие страны, а также разные международные организации в качестве первостепенной задачи определили реализацию концепций и программ по переходу к информационному обществу. При этом выделяются как государственные интересы (лидерство в мировом сообществе), так и повышение качества жизни людей.
Профессором Ф.Й. Радермахером были сформулированы некоторые принципы, которые лежат в основе европейского понимания перспектив развития информационного общества:
- активная роль правительств в корректировке рыночных процессов развития информационного общества, в том числе – политика либерализации рынка телекоммуникационных услуг;
- обеспечение для каждого гражданина Европы дешевого доступа к универсальному телекоммуникационному обеспечению на основе открытой системы услуг, сочетающейся со строгим соблюдением стандартов;
- постоянное внимание к таким социальным аспектам устойчивости, как:
справедливость,
- всеобщая включенность в информационное общество,
- сопротивление социальной разобщенности,
- избежание разделения на имущих и неимущих в сфере компетенции и доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ),
- партнерские отношения между государственными и частными организациями,
- инвестиции в крупные международные проекты развития ИКТ,
- создание новых рабочих мест,
- доступ к образованию, профессиональной подготовке и обучению в любом возрасте,
- политика социального согласия между всеми регионами;
- культурное и лингвистическое разнообразие;
- большое внимание экологическим аспектам устойчивости: инвестиции в развитие ИКТ, снижающих нагрузку на окружающую среду;
- соблюдение гражданских прав: защита потребителя, охрана интеллектуальной собственности, защита персональных данных, безопасность и интегрированность в электронной коммерции;
- развитие международных механизмов координации в технической, коммерческой и правовой сферах;
- развитие систем обучения на распределенной мультимедийной основе;
- развитие систем профессиональной подготовки для новых сфер деятельности.
Одним из важнейших международных документов можно отметить документ «Окинавская Хартия Глобального информационного общества», где определяются цели и перспективы развития всемирного информационного общества.
Отметим другие важные перспективные направления развития информационного общества, такие как интеллектуализация, создание и внедрение новых социальных технологий, которые основаны на качественном использовании главного стратегического ресурса общества – знаниях. Это создание единых универсальных программно-инструментальных средств для упрощения описания; развития новой системы образования и воспитания будущих поколений людей; разработка новых методов, которые должны позволить человеку научится правильно представлять информационную картину мира во имя своего будущего.
Заметим, что перспективы развития информационного общества весьма неоднозначны
Безусловно, по развитию информационного общества, изменению социальных, политических и экономических институтов, решению возникающих проблем, правительствами государств и различными общественными организациями прилагаются определенные усилия, но, на мой взгляд, в недалеком будущем не следует питать больших надежд на улучшение качества жизни людей с развитием информационного общества в том виде, в котором это предсказывали и предсказывают авторы теоретических концепций.
Заключение
В этой работе мы рассмотрели основные аспекты идей информационного общества. Раскрыта сущность понятия такого общества, и проанализированы исторические предпосылки его возникновения. На основе изучения работ Э. Тоффлера, М. Кастельса и других исследователей показана сущность концепции информационного общества, а также рассмотрены некоторые современные направления, проблемы и перспективы развития информационного общества.
В период перехода к информационному обществу надо не только решить описанные выше проблемы, но и необходимо подготовить человека к быстрому пониманию и обработке больших объемов информации, освоению им современных средств, методов и технологии работы.
В настоящее время уже недостаточно уметь самостоятельно изучать и накапливать информацию, необходимо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются уже на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.
Каждому предстоит переосмыслить свои жизненные взгляды как личности. Поэтому совершено ясно, что произойдет перераспределение жизненных ценностей. Вопрос об изменении сознания людей, которое бы соответствовало для нового типа мышления, пока еще остается открытым. Наше будущее во многом зависит от того, по какому пути современное общество направит развитие научно-технического прогресса.
Информация о работе Информационное общество (общество, основанное на знаниях)