Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:48, реферат
Информационные системы существовали с момента появления общества, поскольку на лю¬бой стадии развития общество нуждается в координации процессов, выполняемых на основе обмена сведениями и управления ими. Особен¬но это касается производственных процессов — процессов, связанных с производством материальных благ, так как они жизненно важны для развития общества. Именно производственные процессы совершен¬ствуются наиболее динамично.
Введение 3
Глава 1. Информационное обеспечение автоматизированной информационной системы 4
1.1 Понятие автоматизированной информационной системы в экономике 4
1.2 Структура и целостность автоматизированной информационной системы 8
1.3 Информационное обеспечение автоматизированной информационной системы 9
Глава 2. Построение кода сообщения 23
Заключение 25
Список используемой литературы 27
В решении экономических задач особую важность имеют базы знаний.
БЗ организуются в составе автоматизированных интеллектуальных информационных систем (далее АИИС). База знаний – это совокупность знаний, организованная по принципам порождения знаний, явно не присутствующих в исходных данных. Обычно к знаниям относят результаты познания действительности, проверенные практикой. Знания – это приобретенные человечеством в процессе познания факты, истины, принципы, методы и пр. В отличие от обычной БД в БЗ размещаются знания, получаемые на основе данных, содержащихся в обычных документах, книгах, статьях, отчетах и др. Организация знаний в БЗ происходит в соответствии с методологией классификации объектов познания. Каждый объект представляется совокупностью элементов знаний. В соответствии с концептуальными связями элементы объединяются и образуют БЗ. Концептуальные связи БЗ имеют следующие разновидности: общность, партитивность, противопоставление и функциональная взаимозависимость. Общность – это связь элементов знаний по содержанию их характеристик. Партитивность – это соотношение целого и его частей относительно элемента знания. Противопоставление – это отображение связей между элементами, которые имеют противоположные характеристики. Функциональная взаимозависимость – это отображение связей между элементами, имеющими процедурную связь.
БЗ широко используются не только для извлечения знаний пользователями, но и для решения задач искусственного интеллекта. В составе экспертных систем применяются статические и динамические БЗ. Статическая БЗ содержит сведения, отображающие особенности конкретной предметной области и остающиеся неизменными в ходе решения задачи. Динамическая БЗ применяется для организации сведений, важных для решения конкретной задачи и изменяющихся в процессе ее решения. Генерация БЗ выполняется на основе механизма АИИС с помощью набора сведений, правил, аппарата логического вывода и др.
Значительную часть подсистемы «Информационное обеспечение» составляют лингвистические средства. Лингвистические средства АИС – это совокупность ИПЯ, методик индексирования и критерия смыслового соответствия АИС. В составе лингвистических средств содержатся следующие компоненты:
• Информационно-поисковый язык;
• методики индексирования документов;
• типы, форматы, структуры информационных категорий (данные, показатели, записи, таблицы, файлы, документы с указанием их «шапок» и «боковиков», массивы и др.)
• критерий смыслового соответствия (критерий выдачи) документов и (или) поисковых образов документов по различным классам документальной информации, содержащейся в БД.
В решении задач АИС связующее звено между пользователем и ЭВМ – информационно-поисковый язык.
Информационно-поисковый язык (далее ИПЯ) АИС – это упорядоченное множество понятий, терминов определенной предметной области, предназначенное для отображения содержания документов и запросов с целью обеспечения ввода документов и запросов в ЭВМ и осуществления последующего поиска данных. Словарная единица ИПЯ – ключевое слово, которое может быть как отдельным словом, так и словосочетанием. При условии устранения неоднозначности отдельных слов ключевые слова обозначаются как дескрипторы ИПЯ.
Посредством ИПЯ в технологии обработки данных осуществляется индексирование документов и запросов. Индексирование – это совокупность логических операций по отображению содержания документов и запросов средствами принятого ИПЯ. По уровню применения технических средств индексирование бывает ручное и автоматическое. При ручном индексировании процессы анализа документов и запросов выполняются без применения ЭВМ. При автоматическом индексировании ЭВМ выполняет функции анализа текстов документов и запросов, определения их значимости (весомости) и формирования состава дескрипторов поискового образа документов и поискового образа запросов. При автоматическом индексировании ЭВМ поручаются функции дериватного, прописного индексирования и автоматической классификации. Так, например, дериватное индексирование, или индексирование извлечением, представляет собой метод автоматического индексирования документов, при котором программа ЭВМ анализирует лексический состав текстов и выбирает из них те слова и их сочетания, которые удовлетворяют заданным критериям. Одним из таких критериев может быть критерий поиска. Программы автоматического индексирования довольно сложны и обычно относятся к продуктам высокоинтеллектуального труда. Автоматическое индексирование имеет относительно высокую стоимость и применяется в АИС, где это экономически или функционально оправдано. В результате индексирования получаются поисковые образы документов и поисковые образы запросов.
Поисковый образ документа – это совокупность ключевых слов, кодовых обозначений, отображающих содержание документа, адрес хранения и его системный номер (идентификатор).
Поисковый образ запроса – это совокупность ключевых слов, отображающих содержание запроса и условия поиска документов.
Следует различать ИПЯ классификационного и дескрипторного типов. Наибольший удельный вес в экономических АИС занимают ИПЯ классификационного типа – классификаторы и кодификаторы. С учетом классификаторов строится принципиальная схема управления экономическим объектом. Классификатор – это систематизированная совокупность наименований и кодов языковых элементов определенной предметной области. Классификаторы строятся по иерархическому принципу. Исходное множество элементов делится на группировки следующего уровня деления и образуют древовидную систему группировок. Для выделения группировок применяется соответствующий признак (основание) деления. Каждому элементу классификатора по принципу однозначного соответствия проставляется код. Код может быть цифровым, буквенным, комбинированным. По применяемому способу кодирования классификаторы имеют следующие основные разновидности:
• десятичные классификации;
• библиотечно-библиографические классификации (далее ББК);
• фасетные классификации.
В десятичных классификациях множество объектов делится на десять частей, каждая из которых, в свою очередь, также делится на десять частей и т.д. Представитель десятичной классификации — универсальная десятичная классификация (далее УДК). УДК в современной информатике — это международная классификация, охватывающая все отрасли знаний, в том числе и экономику, она строится по десятичному принципу и используется в современных ИС, в том числе и АИС, для индексирования экономических и других документов и последующего их поиска в справочно-информационных фондах, автоматизированных базах данных и др.
ББК основана на порядке следования букв в том или ином алфавите. В России действует ББК, разработанная Всероссийской государственной библиотекой. Вся область знаний разбита на количество разделов (подобластей), равное количеству букв русского алфавита, за исключением «неудобных», в частности ь, ъ, и. На втором и последующем уровнях деления каждый уровень также разделяется на такое же количество подразделов и т. д.
Фасетная классификация – это разновидность системы классификации, в которой реализована возможность классификации объектов параллельно по нескольким различным признакам. Возможность параллельной классификации не означает принципиальную обязательность этого условия для всех фасетных классификаций. Так, например, поставщик комплектующих изделий при определенных условиях может быть идентифицирован как кредитор и (или) дебитор.
В соответствии с принципом фасетной классификации в России разработана и применяется Единая система классификации и кодирования. Она включает в себя следующие классификаторы:
1. общегосударственные – разрабатываются в централизованном порядке, едины и обязательны для применения по всей стране;
2. отраслевые – разрабатываются соответствующими отраслями для решения задач. Отраслевые классификаторы в определенных случаях могут быть задействованы и в АИС других отраслей, например, шифры счетов бухгалтерского учета применяются во многих отраслях деятельности;
3. локальные – разрабатываются предприятиями на номенклатуры, относящиеся только к данному предприятию, например коды предоставляемых услуг, коды (табельные номера) сотрудников и др.
Эффективность автоматизированной обработки информации требует предварительного представления ее в удобной и компактной форме, что достигается в процессе ее кодирования. Код — это элемент системы условных обозначений объекта или элементов информационной совокупности в виде знака или группы знаков, выраженных цифрами, буквами, символами и различными сигналами.
Процесс присвоения объектам кодовых обозначений называется кодированием. Основная цель кодирования состоит в однозначном определении объектов, а также в обеспечении необходимой достоверности кодируемой информации. При проектировании кодов к ним предъявляется ряд требований:
• охват всех объектов, подлежащих кодированию, и их однозначное определение;
• возможность увеличения количества объектов кодирования без изменения правил их обозначения;
• удобство восприятия и запоминания кодовых обозначений экономистом, обеспечивающее простоту заполнения, чтения и обработки статистического отчета;
• максимальная информативность кода при минимальном его формате (значности) с целью эффективной обработки информации;
• возможность использования кодов для автоматического получения сводных итогов;
• возможность автоматического контроля кодовых обозначений с целью обнаружения ошибок.
Для осуществления поиска по документальным БД в АИС применяются дескрипторные языки. При решении задач экономист постоянно встречается с вопросами, которые ему ранее решать не приходилось. Поэтому ему часто приходится обращаться к документам, научным источникам, содержащим необходимую для него информацию и данные по передовым методам работы. Кроме того, ему постоянно необходима нормативная, правовая информация, содержащаяся в юридических БД. Для организации документальных БД и реализации поиска в них предназначены дескрипторные языки. Дескрипторный язык АИС – это разновидность ИПЯ, применяемого в АИС для поиска необходимых документов по тематике, связанной с решением экономических задач. Методика их разработки существенно не отличается от методики дескрипторных языков в других предметных областях и базируется на идее координатного индексирования. В основе координатного индексирования лежит представление о том, что содержание любого документа или текста можно отобразить с достаточной степенью полноты и точности набором, так называемых ключевых слов или списком. Ключевое слово в среде дескрипторного ИПЯ понимается как наиболее существенное для этой цели понятие, термин, словосочетание, имя собственное, хронологические данные, величина измерения и т.п., которые явно или в скрытом виде содержатся в индексируемом документе.
Разумеется, поиск нужных документов АИС возможен при условии обеспечения единообразия индексирования документов и запросов. Существенный компонент лингвистических средств – методы индексирования. В рамках АИС индексированию подвергаются документы, вводимые в БД, и запросы на поиск данных. Индексированию подвергаются входные документы АИС, содержащие документальную и фактографическую информацию. Аналитико-синтетическая переработка документов, содержащих документальную информацию, строится по традиционной схеме путем выделения в документах формальных и содержательных признаков, ключевых слов дескрипторного языка и фиксирования их в формате ПОД.
Индексирование документов, содержащих фактографическую информацию, выполняется посредством применения языков классификационного типа. Каждая классификационная рубрика (реквизит-признак) снабжается соответствующим шифром (кодом) классификатора.
В организации стратегии и эффективности поиска документальной информации большое значение имеет критерий поиска – условие поиска данных, указываемого в запросе или программе. В общем смысле критерий поиска обозначает степень соответствия найденных данных условию поиска. Разновидность критерия поиска – критерий выдачи.
Критерий выдачи, или критерий смыслового (семантического) соответствия (КСС), относится к процедуре поиска документальной информации и в значительной мере способствует улучшению качества поиска в документальных БД АИС. Критерий смыслового соответствия – это правило, определяющее степень смысловой близости ПОД и ПОЗ и формирующее решение о выдаче данного документа в ответ на запрос пользователя. При поиске документов в документальных БД не всегда происходит полное совпадение ключевых слов ПОД и ПОЗ. Иногда выданный по запросу список документов может быть неполным и неточным. Критерий смыслового соответствия служит для управления выдачей релевантных, т.е. совпадающих по смыслу запроса пользователей АИС документов. Методика его построения и механизм применения в основном идентичен его статусу в информационно-поисковых системах других программных областей. В зависимости от характера БД и уровня логической проработки стратегии поиска различают критерии смыслового соответствия, основанные на статистических способах вычисления степени соответствия, логические полиномы, весовые критерии.
При поиске данных в фактографических БД совпадение между ПОД и ПОЗ должно быть полным. В данном случае классификационные группировки и элементы индексируются одинаковыми однозначными кодами, что и обеспечивает 100 %-ное совпадение ПОД и ПОЗ.
Люди организуют свою деятельность в силу разных причин - чтобы закончить работу или задание, чтобы сократить или удалить дублирование действий, чтобы создать центры ответственности, чтобы обеспечить стабильность. Информационные системы должны поддерживать эти цели.