Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:34, реферат
Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества - общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью.
Информационная культура | |||||||||||||
Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Сегодня есть все
основания говорить о формировании
новой информационной культуры, которая может
стать элементом общей культуры человечества.
Ею станут знания об информационной среде,
законах ее функционирования, умение ориентироваться
в информационных потоках. Информационная
культура пока еще является показателем
не общей, а, скорее, профессиональной
культуры, но со временем станет важным
фактором развития каждой личности. |
| ||||||||||||
|
Понятие "информационная культура" |
||||||||||||
В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле
- оптимальные способы обращения
со знаками, данными, информацией и
представление их заинтересованному
потребителю для решения Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений. |
|||||||||||||
История информационной культуры насчитывает тысячелетия |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Информационную
культуру человечества в разное время
потрясали информационные кризисы.
Один из наиболее значительных количественных
информационных кризисов привел к появлению письменности.
Устные методики сохранения знания не
обеспечивали полной сохранности растущих
объемов информации и фиксации информации
на материальном носителе, что породило
новый период информационной культуры
- документный. В ее состав вошла культура
общения с документами: извлечения фиксированного
знания, кодирования и фиксации информации;
документографического поиска. Оперирование
информацией стало легче, претерпел изменения
образ мышления, но устные формы информационной
культуры не только не утратили своего
значения, но и обогатились системой взаимосвязей
с письменными. |
|||||||||||||
Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы. Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры. В настоящее
время создается база для формирования
противоречия между категорией индивидов,
информационная культура которых формируется
под влиянием информационных технологий
и отражает новые связи и отношения информационного общества,
и категорией индивидов, информационная
культура которых определяется традиционными
подходами. Это создает разные уровни
ее качества при одинаковых затратах сил
и времени, влечет объективную несправедливость,
что связано со снижением возможностей
творческого проявления одних субъектов
по сравнению с другими.
| |||||||||||||
Критерии информационной культуры человека |
|||||||||||||
Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями. |
|||||||||||||
Уровни реализации информационной культуры |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Эмпирическая интерпретация понятия “информационная культура личности" |
|||||||||||||
|
Табл.1
|
| |||||||||||
Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. |