Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:24, контрольная работа
Цель информационной безопасности - обезопасить ценности системы, защитить и гарантировать точность и целостность информации и минимизировать разрушения, которые могут иметь место, если информация будет модифицирована или разрушена.
На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:
доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
целостность (ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).
Введение 3
1 Информационные технологии и право 5
2 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 6
3 Основные законы России в области компьютерного права 8
4 Уровни защиты информации 12
5 Угрозы информационной безопасности 14
6 Технологии преступлений и злоупотреблений 15
7 Меры защиты информации 18
7. 1 Контроль доступа к информации в компьютере и к прикладным программам. 18
7. 2 Другие меры защиты. 18
9 Использование электронной почты 20
Заключение 24
Список использованных источников 25
министерство образования и науки российской федерации
Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса
Институт заочного и дистанционного обучения
КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ
по дисциплине «Правовая информатика (Информационные технологии в профессиональной деятельности)»
Информационная безопасность
Студент
Старший
преподаватель ________________
Владивосток 2012
Оглавление
Введение 3
1 Информационные технологии и право 5
2 Доктрина
информационной безопасности Ро
3 Основные законы России в области компьютерного права 8
4 Уровни защиты информации 12
5 Угрозы информационной безопасности 14
6 Технологии преступлений и злоупотреблений 15
7 Меры защиты информации 18
7. 1 Контроль
доступа к информации в
7. 2 Другие меры защиты. 18
9 Использование электронной почты 20
Заключение 24
Список использованных источников 25
Говоря об информационной безопасности, в настоящее время имеют в виду, собственно говоря, безопасность компьютерную. Действительно, информация, находящаяся на электронных носителях играет все большую роль в жизни современного общества. Уязвимость такой информации обусловлена целым рядом факторов: огромные объемы, многоточечность и возможная анонимность доступа, возможность "информационных диверсий"... Все это делает задачу обеспечения защищенности информации, размещенной в компьютерной среде, гораздо более сложной проблемой, чем, скажем, сохранение тайны традиционной почтовой переписки.
В связи с массовой информатизацией современного общества все большую актуальность приобретает знание нравственно-этических норм и правовых основ использования средств новых информационных технологий в повседневной практической деятельности. Наглядными примерами, иллюстрирующими необходимость защиты информации и обеспечения информационной безопасности, являются участившиеся сообщения о компьютерных «взломах» банков, росте компьютерного пиратства, распространении компьютерных вирусов.
Число компьютерных преступлений растет, также увеличиваются масштабы компьютерных злоупотреблений. Умышленные компьютерные преступления составляют заметную часть преступлений, но злоупотреблений компьютерами и ошибок еще больше.
Основной причиной потерь, связанных с компьютерами, является недостаточная образованность в области безопасности.
Под информационной безопасностью понимается защищенность информации от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации.
Цель информационной безопасности - обезопасить ценности системы, защитить и гарантировать точность и целостность информации и минимизировать разрушения, которые могут иметь место, если информация будет модифицирована или разрушена.
На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:
Кроме того, использование информационных систем должно производиться в соответствии с существующим законодательством. Данное положение, разумеется, применимо к любому виду деятельности, однако информационные технологии специфичны в том отношении, что развиваются исключительно быстрыми темпами. Почти всегда законодательство отстает от потребностей практики, и это создает в обществе определенную напряженность. Для информационных технологий подобное отставание законов, нормативных актов, национальных и отраслевых стандартов оказывается особенно болезненным.
Формирование режима информационной безопасности - проблема комплексная. Меры по ее решению можно разделить на четыре уровня:
1. законодательн
2. административный (действия общего характера, предпринимаемые руководством организации);
3. процедурный (конкретные меры безопасности, имеющие дело с людьми);
4. программно-
Важнейшим аспектом решения проблемы информационной безопасности является правовой. Соответствующее законодательство довольно быстро развивается, стараясь учитывать развитие компьютерной техники и телекоммуникаций, но, естественно, не поспевает в силу разумного консерватизма, предполагающего создание новых правовых механизмов при условии накопления некой «критической массы» правоотношений, требующих урегулирования. В России аналогичное законодательство чаще всего называется «законодательством в сфере информатизации» и охватывает, по разным оценкам, от 70 до 500 нормативно-правовых актов (включая акты, которыми предусматривается создание отраслевых или специализированных автоматизированных систем).
Конституция РФ непосредственно не регулирует отношения в области производства и применения новых информационных технологий, но создает предпосылки для такого регулирования, закрепляя права граждан (свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом - ст. 29 ч. 4; на охрану личной тайны - ст. 24 ч. 1 и др.) и обязанности государства (по обеспечению возможности ознакомления гражданина с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы - ст. 24 ч. 2).
Гражданский кодекс РФ (ГК) в большой степени определяет систему правоотношений в рассматриваемой области. Часть первая ГК устанавливает правовые режимы информации - служебная и коммерческая тайна, а также личная и семейная тайна.
Важно различать «информацию» как термин обыденной жизни и как правовую категорию, в которой она не всегда может выступать в силу указанных выше причин. Например, «утечка информации» означает несанкционированный доступ к конфиденциальной информации, «продажа информации» может осуществляться в форме оказания информационных услуг или передачи исключительных прав на использование базы данных, «собственником информации» на самом деле окажется владелец книги или личной библиотеки, служебная или деловая информация в виде приказов, договоров, уставов и т.д. есть не что иное, как документы, находящиеся в документообороте вне отношений собственности. В государственно-правовых отношениях информация выступает в виде государственной тайны, имеющей определенные идентифицирующие признаки.
На уровне действующих законов России в области компьютерного права можно считать в достаточной степени урегулированными вопросы охраны исключительных прав и частично защиты информации (в рамках государственной тайны). Не получили достойного отражения в законодательстве две группы правооотношений: право граждан на доступ к информации, защита информации (в том числе коммерческая и служебная тайны, защита персональных данных). Эти вопросы должны стать предметом разрабатываемых законопроектов.
Основой для формирования государственной политики в сфере информации является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная 9 сентября 2000 г. Президентом России. Она включает в себя перечень основных видов возможных угроз для информационной безопасности, которые в том числе связаны с телекоммуникационными системами. К числу таких угроз отнесены:
В качестве некоторых
общих методов обеспечения
В числе первоочередных мер, направленных на обеспечение информационной безопасности, в Доктрине, в частности, названы:
В число основных
организационно-технических
Кратко рассмотрим основное содержание некоторых законов России в области компьютерного права.
Согласно ст. 2 «программы для ЭВМ и базы данных относятся настоящим Законом к объектам авторского права. Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных - как сборникам».
Закон регулирует исключительные авторские права на программы для ЭВМ и базы данных (как личные, так и имущественные). Причем «авторское право на программу для ЭВМ или базу 1 данных возникает в силу их создания», а для признания и осуществления авторского права на них «не требуется депонирования, (регистрации или соблюдения иных формальностей» (ст. 4).
Статья 11 однозначно определяет механизм передачи имущественных прав на программу для ЭВМ или базу данных - они могут быть переданы полностью или частично другим физическим или юридическим лицам по договору. Договор заключается в письменной форме и должен включать следующие существенные условия: объем и способы использования программы для ЭВМ или базы данных, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора [2].
Среди объектов охраны закон предусматривает (ст. 7) программы для ЭВМ, причем охрана распространяется на все виды программ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст. В той же статье к объектам охраны (как производные, составные произведения) отнесены базы данных. Базы данных определяются в этом законе аналогично закону «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».