Информационная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

Цель информационной безопасности - обезопасить ценности системы, защитить и гарантировать точность и целостность информации и минимизировать разрушения, которые могут иметь место, если информация будет модифицирована или разрушена.
На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:
доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
целостность (ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

Содержание

Введение 3
1 Информационные технологии и право 5
2 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 6
3 Основные законы России в области компьютерного права 8
4 Уровни защиты информации 12
5 Угрозы информационной безопасности 14
6 Технологии преступлений и злоупотреблений 15
7 Меры защиты информации 18
7. 1 Контроль доступа к информации в компьютере и к прикладным программам. 18
7. 2 Другие меры защиты. 18
9 Использование электронной почты 20
Заключение 24
Список использованных источников 25

Работа содержит 1 файл

правовая информатика.docx

— 73.46 Кб (Скачать)

министерство образования  и науки российской федерации

 

Владивостокский государственный  университет

экономики и сервиса

 

Институт заочного и дистанционного обучения

 

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И  КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Правовая информатика (Информационные технологии в профессиональной деятельности)»

Информационная безопасность

 

 

 

 

 

Студент

 

 

 

 

Старший

преподаватель _________________________________

 

 

Владивосток 2012

 

Оглавление

Введение 3

1 Информационные технологии и право 5

2 Доктрина  информационной безопасности Российской Федерации 6

3 Основные законы России в области компьютерного права 8

4 Уровни защиты информации 12

5 Угрозы информационной безопасности 14

6 Технологии  преступлений и злоупотреблений 15

7 Меры защиты  информации 18

7. 1 Контроль  доступа к информации в компьютере  и к прикладным программам. 18

7. 2 Другие меры защиты. 18

9 Использование электронной почты 20

Заключение 24

Список использованных источников 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Говоря об информационной безопасности, в настоящее время  имеют в виду, собственно говоря, безопасность компьютерную. Действительно, информация, находящаяся на электронных  носителях играет все большую  роль в жизни современного общества. Уязвимость такой информации обусловлена  целым рядом факторов: огромные объемы, многоточечность и возможная анонимность доступа, возможность "информационных диверсий"... Все это делает задачу обеспечения защищенности информации, размещенной в компьютерной среде, гораздо более сложной проблемой, чем, скажем, сохранение тайны традиционной почтовой переписки.

В связи с массовой информатизацией современного общества все большую актуальность приобретает  знание нравственно-этических норм и правовых основ использования  средств новых информационных технологий в повседневной практической деятельности. Наглядными примерами, иллюстрирующими необходимость защиты информации и обеспечения информационной безопасности, являются участившиеся сообщения о компьютерных «взломах» банков, росте компьютерного пиратства, распространении компьютерных вирусов.

Число компьютерных преступлений растет, также увеличиваются масштабы компьютерных злоупотреблений. Умышленные компьютерные преступления составляют заметную часть преступлений, но злоупотреблений компьютерами и ошибок еще больше.

Основной причиной потерь, связанных с компьютерами, является недостаточная образованность в области безопасности.

Под информационной безопасностью понимается защищенность информации от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации.

Цель информационной безопасности - обезопасить ценности системы, защитить и гарантировать  точность и целостность информации и минимизировать разрушения, которые  могут иметь место, если информация будет модифицирована или разрушена.

На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

    • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    • целостность (ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

Кроме того, использование  информационных систем должно производиться в соответствии с существующим законодательством. Данное положение, разумеется, применимо к любому виду деятельности, однако информационные технологии специфичны в том отношении, что развиваются исключительно быстрыми темпами. Почти всегда законодательство отстает от потребностей практики, и это создает в обществе определенную напряженность. Для информационных технологий подобное отставание законов, нормативных актов, национальных и отраслевых стандартов оказывается особенно болезненным.

Формирование  режима информационной безопасности - проблема комплексная. Меры по ее решению можно разделить на четыре уровня:

1.               законодательный (законы, нормативные акты, стандарты и т.п.);

2.       административный (действия общего характера, предпринимаемые руководством организации);

3.       процедурный (конкретные меры безопасности, имеющие дело с людьми);

4.       программно-технический (конкретные технические меры).

 

1 Информационные технологии и право

Важнейшим аспектом решения проблемы информационной безопасности является правовой. Соответствующее  законодательство довольно быстро развивается, стараясь учитывать развитие компьютерной техники и телекоммуникаций, но, естественно, не поспевает в силу разумного консерватизма, предполагающего создание новых правовых механизмов при условии накопления некой «критической массы» правоотношений, требующих урегулирования. В России аналогичное законодательство чаще всего называется «законодательством в сфере информатизации» и охватывает, по разным оценкам, от 70 до 500 нормативно-правовых актов (включая акты, которыми предусматривается создание отраслевых или специализированных автоматизированных систем).

Конституция РФ непосредственно не регулирует отношения  в области производства и применения новых информационных технологий, но создает предпосылки для такого регулирования, закрепляя права граждан (свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом - ст. 29 ч. 4; на охрану личной тайны - ст. 24 ч. 1 и др.) и обязанности государства (по обеспечению возможности ознакомления гражданина с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы - ст. 24 ч. 2).

Гражданский кодекс РФ (ГК) в большой степени определяет систему правоотношений в рассматриваемой  области. Часть первая ГК устанавливает правовые режимы информации - служебная и коммерческая тайна, а также личная и семейная тайна.

Важно различать  «информацию» как термин обыденной  жизни и как правовую категорию, в которой она не всегда может выступать в силу указанных выше причин. Например, «утечка информации» означает несанкционированный доступ к конфиденциальной информации, «продажа информации» может осуществляться в форме оказания информационных услуг или передачи исключительных прав на использование базы данных, «собственником информации» на самом деле окажется владелец книги или личной библиотеки, служебная или деловая информация в виде приказов, договоров, уставов и т.д. есть не что иное, как документы, находящиеся в документообороте вне отношений собственности. В государственно-правовых отношениях информация выступает в виде государственной тайны, имеющей определенные идентифицирующие признаки.

На уровне действующих  законов России в области компьютерного права можно считать в достаточной степени урегулированными вопросы охраны исключительных прав и частично защиты информации (в рамках государственной тайны). Не получили достойного отражения в законодательстве две группы правооотношений: право граждан на доступ к информации, защита информации (в том числе коммерческая и служебная тайны, защита персональных данных). Эти вопросы должны стать предметом разрабатываемых законопроектов.

2 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

Основой для формирования государственной политики в сфере информации является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная 9 сентября 2000 г. Президентом России. Она включает в себя перечень основных видов возможных угроз для информационной безопасности, которые в том числе связаны с телекоммуникационными системами. К числу таких угроз отнесены:

  • закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;
  • вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;
  • неспособность предприятий национальных отраслей электронной промышленности производить на базе новейших достижений микроэлектроники передовых информационных технологий конкурентоспособную наукоемкую продукцию, позволяющую обеспечить достаточный уровень технологической независимости России от зарубежных стран, что приводит к вынужденному широкому использованию импортных программно-аппаратных средств при создании и развитии в России информационной инфраструктуры;
  • увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности;
  • нарушение установленного регламента сбора, обработки и передачи информации, преднамеренные действия и ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем, отказ технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах;
  • использование не сертифицированных в соответствии с требованиями безопасности средств и систем информатизации и связи, а также средств защиты информации и контроля их эффективности;
  • привлечение к работам по созданию, развитию и защите информационных и телекоммуникационных систем организаций и фирм, не имеющих государственных лицензий на осуществление этих видов деятельности.

В качестве некоторых  общих методов обеспечения информационной безопасности Доктриной, в частности, предполагаются:

  • обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, и в первую очередь, в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники;
  • законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи.

В числе первоочередных мер, направленных на обеспечение информационной безопасности, в Доктрине, в частности, названы:

  • принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • повышение правовой культуры и компьютерной грамотности граждан;
  • развитие инфраструктуры единого информационного пространства России ;
  • создание безопасных информационных технологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно важных функций общества и государства;
  • пресечение компьютерной преступности;
  • создание информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение технологической независимости страны в области создания и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем оборонного назначения.

В число основных организационно-технических мероприятий по защите информации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах включены:

    • лицензирование деятельности организаций в области защиты информации;
    • аттестация объектов информатизации по выполнению требований обеспечения защиты информации при проведении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
    • сертификация средств защиты информации и контроля эффективности их использования, а также защищенности информации от утечки по техническим каналам систем и средств информатизации и связи [1].

3 Основные законы России в области компьютерного права

Кратко рассмотрим основное содержание некоторых законов России в области компьютерного права.

  1. Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (от 23.09.92 № 3523-1 с послед, изм. и доп.) продолжает создание механизмов правовой охраны компонентов новых информационных технологий. Впервые предметом правового регулирования стали программы для ЭВМ и базы данных. Последние определены в ст.1 как «объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ».

Согласно ст. 2 «программы для ЭВМ и базы данных относятся настоящим Законом к объектам авторского права. Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных - как сборникам».

Закон регулирует исключительные авторские права на программы для ЭВМ и базы данных (как личные, так и имущественные). Причем «авторское право на программу для ЭВМ или базу 1 данных возникает в силу их создания», а для признания и осуществления авторского права на них «не требуется депонирования, (регистрации или соблюдения иных формальностей» (ст. 4).

Статья 11 однозначно определяет механизм передачи имущественных прав на программу для ЭВМ или базу данных - они могут быть переданы полностью или частично другим физическим или юридическим лицам по договору. Договор заключается в письменной форме и должен включать следующие существенные условия: объем и способы использования программы для ЭВМ или базы данных, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора [2].

  1. Закон «Об авторском праве и смежных правах» (от 09.07.93 № 5351-1 с послед, изм. и доп.).  Данный закон наряду с законом «О правовой охране программ г для электронных вычислительных машин и баз данных» составляет законодательство Российской Федерации об авторском праве  и смежных правах, применяемое к программам для ЭВМ и базам  данных.

Среди объектов охраны закон предусматривает (ст. 7) программы для ЭВМ, причем охрана распространяется на все виды программ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст. В той же статье к объектам охраны (как производные, составные произведения) отнесены базы данных. Базы данных определяются в этом законе аналогично закону «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Информация о работе Информационная безопасность