Информационная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 23:23, реферат

Описание работы

Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Содержание

1. Государственная политика в области информационной безопасности 3
2. Проблемы информационной безопасности 4
3. Законы, регулирующие информационную безопасность 5
4. Информационная безопасность и СМИ 7
5. Информационная безопасность и борьба с терроризмом 7
6. Методика реализации политики безопасности 9
7. Угрозы и их показатели 10
8. Стандарты безопасности Гостехкомиссии 12
9. Европейские стандарты безопасности 13
10. Стандарт безопасности США 15
11. Стеганография и ее применение в информационной безопасности 16
12. Литература 18

Работа содержит 1 файл

Министерство Образования РФ.doc

— 172.00 Кб (Скачать)
 

5. Уголовный кодекс  Российской Федерации. 

4. Информационная безопасность  и СМИ. 

    Невозможно  переоценить роль Средств Массовой Информации в их влиянии на формирование или деформирование институтов общества. Современный уровень таких наук, как социология и социальная психология в соединении с различными видами искусств, управляемых законами рекламы и маркетинга, позволяет использовать слово, кино- и видеоизображение в качестве новых инструментов управления. Завоевания новейшей демократии – свобода слова и плюрализм мнений, к сожалению, не могут послужить преградой Силам, желающим использовать эти свободы в своекорыстных интересах, обращенных во зло обществу.

    Каждое  человеческое общество имеет общую  систему ценностей, обусловленную  историей и менталитетом страны, нации. Эта система ценностей выработана опытом предшествующих поколений и представляет собой наиболее целесообразный, успешный способ существования, обеспечивающий интеграцию различных слоев общества. Для России это - христианские, православные моральные ценности. Все проблемы, встающие перед обществом, решаются в контексте этих ценностей. Их разрушение ведет к аномии, возникающей в эпохи крушения, моральному коллапсу, дезинтегрирующему социум.

    Аналитические исследования показывают, что с началом 90-х годов большая часть СМИ начинает трансляцию информации, опровергающую Христианские моральные ценности. При ближайшем рассмотрении, кажущийся информационный хаос выстраивается в мощные потоки отрицательного влияния.

    Злокачественная информация подменяет настоящие моральные ценности ложными и разрушает общество. Возможно, ли в условиях тотальной свободы слова преградить путь подобной информации, не вводя цензуру?

    Ответ на данный вопрос – “возможно”, если, воспользовавшись все той же свободой слова, предоставить обществу широкую информацию о действительном положении вещей. 

5. Информационная безопасность и борьба с терроризмом.

    Терроризм, как выражение крайнего экстремизма, основанное на различного рода разногласиях (как национального, так и транснационального масштаба) в политике, экономике, на религиозной или криминальной почве, обсуждается и осуждается давно. При современном уровне развития высоких технологий расширяются возможности их использования для совершения террористических действий. Во многих странах сегодня ведется активная работа по анализу потенциальных возможностей подобных проявлений и выработке мер по борьбе с этим злом.

    Терроризм - совокупность противоправных действий, связанных с покушениями на жизнь людей, угрозами расправ, деструктивными действиями в отношении материальных объектов, искажением объективной информации или рядом других действий, способствующих нагнетанию страха и напряженности в обществе с целью получения преимуществ при решении политических, экономических или социальных проблем.

    Направления противоправных, злоумышленных действий на сетевой среде с целью использования  их результатов для проведения террористических актов можно представить в  виде следующих:

  • Разрушение инфраструктуры сети корпоративного, национального или транснационального масштаба посредством вывода из строя системы управления ею или отдельных подсистем.
  • Несанкционированный (неправомерный) доступ к сетевой информации, охраняемой законом и носящей высокий уровень секретности, нарушение ее целостности, конструктивной управляемости и защищенности.

    Следует отличать террористические действия от действий террористов с использованием сетевых ресурсов (в том числе  собственных в Интернет) в целях  пропаганды своих взглядов, нагнетания обстановки страха, напряженности и  т. д.

    Ущерб от террористических действий на сетевой  среде связан:

  • с человеческими жертвами или материальными потерями, вызванными деструктивным использованием элементов сетевой инфраструктуры;
  • с возможными потерями (в том числе гибелью людей) от несанкционированного использования информации с высоким уровнем секретности или сетевой инфраструктуры управления в жизненно важных (критических) для государства сферах деятельности;
  • с затратами на восстановление управляемости сети, вызванными действиями по ее разрушению или повреждению;
  • с моральным ущербом как владельца сетевой инфраструктуры, так и собственного информационного ресурса;
  • с другими возможными потерями от несанкционированного использования информации с высоким уровнем секретности.

    Отличие подходов к предотвращению и реагированию на действия в случае террористического характера целей от других противоправных действий в сетях общего пользования связано с более высоким уровнем требований к безопасности систем, обусловленных их назначением, целями и средой безопасности, и, соответственно, величиной издержек от подобных злоумышленных действий.

    В качестве понятия, интегрирующего противодействия  кибертерроризму, рассмотрим антитеррористическую информационную безопасность с тем, чтобы подчеркнуть отличие от традиционной информационной безопасности.

    Антитеррористическая  информационная безопасность - совокупность механизмов, инструментальных средств, методов, мер и мероприятий, позволяющих предотвратить, обнаружить, а в случае обнаружения, - оперативно реагировать на действия, способные привести:

  • к разрушению инфраструктуры сети посредством вывода из строя системы управления ею или отдельных ее элементов;
  • к несанкционированному доступу к информации, охраняемой законом и носящей высокий уровень секретности, нарушению ее целостности, конструктивной управляемости и защищенности.

    Основа  антитеррористических действий с использованием сетевой среды - традиционная информационная безопасность, ее методология, модели, механизмы и инструментальные средства. Разработка, построение и сопровождение систем информационной безопасности для отдельных продуктов, изделий и комплексов на сетевой среде, особенно на сетях пакетной коммутации и Интернет, - сложная, многоплановая задача. 

6. Методика реализации  политики безопасности.

    Первоочередными мероприятиями по реализации государственной  политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации  являются:

  • разработка и внедрение механизмов реализации правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, а также подготовка концепции правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • разработка и реализация механизмов повышения эффективности государственного руководства деятельностью государственных средств массовой информации, осуществления государственной информационной политики;
  • принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повышение правовой культуры и компьютерной грамотности граждан, развитие инфраструктуры единого информационного пространства России, комплексное противодействие угрозам информационной войны, создание безопасных информационных технологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно важных функций общества и государства, пресечение компьютерной преступности, создание информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечение технологической независимости страны в области создания и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем оборонного назначения;
  • развитие системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • гармонизация отечественных стандартов в области информатизации и обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления, информационных и телекоммуникационных систем общего и специального назначения.
 
 

    Также существует система обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации. Она предназначена для  реализации государственной политики в данной сфере.

    Основными функциями системы обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации являются:

    • разработка нормативной правовой базы в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
    • создание условий для реализации прав граждан и общественных объединений на разрешенную законом деятельность в информационной сфере;
    • определение и поддержание баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации;
    • оценка состояния информационной безопасности Российской Федерации, выявление источников внутренних и внешних угроз информационной безопасности, определение приоритетных направлений предотвращения, отражения и нейтрализации этих угроз;
    • координация деятельности федеральных органов государственной власти и других государственных органов, решающих задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
    • предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с посягательствами на законные интересы граждан, общества и государства в информационной сфере, на осуществление судопроизводства по делам о преступлениях в этой области;
    • развитие отечественной информационной инфраструктуры, а также индустрии телекоммуникационных и информационных средств, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке;
    • проведение единой технической политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
    • организация фундаментальных и прикладных научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
    • защита государственных информационных ресурсов, прежде всего в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса;
    • обеспечение контроля за созданием и использованием средств защиты информации посредством обязательного лицензирования деятельности в данной сфере и сертификации средств защиты информации;
    • осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности, представление интересов Российской Федерации в соответствующих международных организациях.

    Компетенция федеральных органов государственной  власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, входящих в состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и ее подсистем, определяется федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

    Функции органов, координирующих деятельность федеральных органов государственной  власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, входящих в состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и ее подсистем, определяются отдельными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 
 

7. Угрозы и их  показатели. 

    Угроза  безопасности информации - совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность, связанную с утечкой информации и/или несанкционированными и/или непреднамеренными воздействиями на нее 

    По  способам воздействия на объекты  информационной безопасности угрозы подлежат следующей классификации: информационные, программные, физические, радиоэлектронные и организационно-правовые. 

К информационным угрозам относятся:

  • несанкционированный доступ к информационным ресурсам;
  • незаконное копирование данных в информационных системах;
  • хищение информации из библиотек, архивов, банков и баз данных;
  • нарушение технологии обработки информации;
  • противозаконный сбор и использование информации;
  • использование информационного оружия.

К программным  угрозам относятся:

  • использование ошибок и "дыр" в ПО;
  • компьютерные вирусы и вредоносные программы;
  • установка "закладных" устройств;
 

  К физическим угрозам  относятся:

  • уничтожение или разрушение средств обработки информации и связи;
  • хищение носителей информации;
  • хищение программных или аппаратных ключей и средств криптографической защиты данных;
  • воздействие на персонал;

Информация о работе Информационная безопасность