Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 12:44, реферат
Совершенствование компьютерных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи информации явилось важнейшей предпосылкой, обеспечивающей расширение использования АИС, в том числе для подготовки и проведения выборов и референдума. Автоматизированные информационные системы являются хорошей базой для проведения референдума и всенародных обсуждений, для регистрации избирателей, для оперативного выявления общественного мнения, для проведения избирательных кампаний, а также для расширения информированности и гласности.
1 Принятые сокращения:
АИС – автоматизированные информационные системы;
Закон о ГАС «Выборы» — Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной систе-ме Российской Федерации «Выборы» (СЗ РФ, 2003, № 2, ст. 172);
СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации;
ФЦИ
– Федеральный центр
2 Информационная безопасность Российской Федерации
Совершенствование
компьютерных технологий для поиска,
хранения, обработки и передачи информации
явилось важнейшей
В ходе подготовки избирательных кампаний, кампаний референдума на всех уровнях собирается и обрабатывается значительное количество информации. Это данные о кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, об избирателях Российской Федерации, участниках референдума, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума, о ходе и результатах голосования. Как отмечает О.Н. Волкова, «данные переносятся с бумажных носителей на калькуляторы и обратно, из участкового протокола —
на сводный промежуточный бланк, из промежуточного бланка — в итоговую графу, оттуда в протокол вышестоящей избирательной комиссии, где процедуры счета повторяются на новом уровне» [1]. Массивы такой информации огромны, ошибки или опечатки не исключены при каждом переносе цифр из одного документа в другой. Необходимость автоматизации информационных процессов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдума, очевидна.
В
соответствии с Указом Президента РФ
от 23 августа 1994 г. № 1723 в целях улучшения
информационного обеспечения
10 января 2003 г. принят Закон о ГАС «Выборы».
В Законе о ГАС «Выборы» ГАС определена как «автоматизированная информационная система, реализующая информационные процессы при подготовке и проведении выборов и референдума».
В
основу построения ГАС «Выборы» заложен
модульный принцип в виде региональных
фрагментов системы, который позволяет
автономно использовать фрагменты
сети в привязке к ограниченной территории
при проведении выборов и референдума
в субъекте Российской Федерации. При
проведении избирательных кампаний,
кампаний референдума данные протоколов
избирательных комиссий вводятся в
базы данных компьютеров, обрабатываются
путем формирования сводных таблиц
по результатам голосования и
передаются по каналам электронной
связи в Центральную
применения, количеству использованных технических средств и решений ГАС «Выборы» является одной из самых крупных компьютерных систем страны.
Практическое
применение ГАС «Выборы» началось в
декабре 1995 г. при проведении выборов
депутатов Государственной Думы
второго созыва, более масштабно
система использовалась на выборах
Президента РФ в 1996 г. и в дальнейшем
практически во всех избирательных
кампаниях регионального
Согласно законодательству ГАС «Выборы» используется в целях:
совершенствования
информационного обеспечения
сокращения сроков подведения итогов голосования и финансовых затрат на проведение избирательных кампаний.
Целями использования ГАС «Выборы» при подготовке и проведении голосования также являются:
повышение уровня гарантий избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме;
повышение эффективности и надежности процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации, используемой в ходе подготовки и проведения выборов и референдума, обеспечение оперативности, достоверности и полноты этой информации;
повышение эффективности информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;
создание
условий для повышения
повышение оперативности подведения предварительных итогов, статистической обработки и анализа результатов выборов и референдума;
обеспечение широкого информирования избирателей и участников референдума о ходе выборов и референдума и их результатах;
снижение финансовых затрат на проведение избирательных кампаний.
Организационная структура ГАС «Выборы» соответствует системе избирательных комиссий Российской Федерации, определяемой федеральными законами о выборах и референдуме, а также законами и иными нормативными правовыми актами о выборах и референдуме, принятыми законодательными органами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этим организационную структуру ГАС «Выборы» образует система Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии РФ, являющегося государственным учреждением, созданным в целях технического, организационного и информационного обеспечения ГАС «Выборы».
Эта система включает:
Федеральный центр информатизации (ФЦИ) при Центральной избирательной комиссии РФ, действующий на постоянной основе;
информационные
центры, действующие на постоянной
основе, в составе аппаратов
информационные службы, действующие на постоянной основе, в составе аппаратов окружных избирательных комиссий, если иное не предусмотрено совместным постановлением избирательной комиссии и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
территориальные
информационные службы, действующие
при проведении выборов и референдума
в составе территориальных
В соответствии с нормами ст. 2 Закона о ГАС «Выборы» комплексы средств автоматизации ГАС «Выборы» представляют собой «совокупность взаимосвязанных программно-технических средств, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации». На комплексы средств автоматизации ГАС «Выборы» установлено специальное программное обеспечение, которое предназначено для автоматизации технологического процесса подготовки и проведения голосования. Это программные комплексы: «Планирование», «Кандидат/Депутат», «Итоги», «Территория», «Избиратель», «Картография»,
«Контроль финансов», «Кадры», «Право», автоматизированная система делопроизводства, а также ряд программных средств офисного назначения.
Важнейшей составляющей автоматизированной системы являются информационные ресурсы. В ст. 2 Закона о ГАС «Выборы» информационные ресурсы ГАС «Выборы» определены как «отдельные документы, отдельные массивы документов, документы и массивы документов, формируемые, хранимые и используемые в ГАС «Выборы».
Информационные ресурсы ГАС «Выборы» включают:
персональные данные об избирателях, участниках референдума, выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, избранных кандидатах, доверенных лицах, уполномоченных представителях, членах избирательных комиссий, комиссий референдума, т.е. практически обо всех дееспособных гражданах страны;
информацию о ходе и итогах голосования;
картографическую
информацию об административно-
информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума;
информацию о нормативных правовых актах о выборах и референдуме;
иную информацию, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными актами Центральной избирательной комиссии РФ.
Информационные
ресурсы ГАС «Выборы» независимо
от уровня их формирования и использования
являются государственной
Информационные
ресурсы формируются и
Информационные ресурсы ГАС «Выборы» по уровню доступа можно подразделить на две группы:
Согласно предписаниям п. 6 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [2] избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают «информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов». Эта информация, содержащаяся в информационных ресурсах ГАС «Выборы», относится к категории информации открытого доступа.
К информации ограниченного доступа относятся персональные данные об избирателях, участниках референдума, членах избирательных комиссий, комиссий референдума.
Несомненно,
к преимуществам ГАС «Выборы»
следует отнести возможность
более точного и оперативного
подсчета голосов, возможность выявления
несоответствия данных об избирателях,
участниках референдума, принявших
участие в голосовании, с данными
об избирателях, участниках референдума,
включенных в списки избирателей, участников
референдума. Использование
Список использованных источников:
1 Волкова О.Н. Проблемы правового регулирования отношений в области использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы «Выборы». М.: Изд-во «Весь Мир», 2002. С. 8;
2 СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
3
Чубукова С.Г., Элькин В.Д.
Основы правовой информатики (юридические
и математические вопросы информатики):
Учебное пособие. Изд. второе, исправленное,
дополненное / Под ред. доктора юридических
наук, профессора М.М. Рассолова, профессора
В.Д. Элькина. — М.: Юридическая фирма
«КОНТРАКТ», 2007. — 287 с.