Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:52, контрольная работа
Для России вхождение в новое, уже третье тысячелетие – это не только временное событие. Наша страна, обновляя курс реформ, преодолевая трудности и сложности развития, прилагает активнейшие усилия, направленные на то, чтобы выйти на передовые позиции во всех основных аспектах жизни общества. Обязательными предпосылками успеха являются построение правового государства, создание демократической и эффективной системы управления делами страны, формирование передовой и социально ориентированной экономики, подъем нации, образования, культуры.
Введение
Информационное право как наука……………………………………....………7
1.1 Предмет информационного права…………………………………………..8
1.2 Методы информационного права…………………………………………..11
1.3 Понятийный аппарат информационного права…………….……………..13
2. Информационное право как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере…..……………………17
Заключение
Список использованной литературы
Существует такое мнение, что информационное право – это не столько отрасль права как составляющая системы права вообще, сколько совокупность определенных правил поведения, по которым должны «играть» участники информационного обмена. Данное положение не отрицает наличия у информационного права определенной структуры (норм и институтов), источников. Напротив, у любого явления жизни есть конкретная структура, логически объективные предпосылки возникновения, что в полной мере относится и к информационному праву.2
1.2 Методы информационного права
Как и любая другая отрасль права,
информационное право имеет не только
свой предмет, но и свои методы. Методы
информационного права
Предполагается справедливым мнение
о том, что все методы подразделяются
на две группы: методы изучения (или
познания) информационного права
и методы непосредственно правового
регулирования информационного
права. Обе указанные группы в
свою очередь можно условно
Методы изучения информационного
права предполагают наличие субъективного
фактора: для каждой теоретически разработанной
доктрины важно, каким именно образом
или способом изучаются отдельные
положения информационного
Методы правового
1.3 Понятийный аппарат
Информационное право как
В настоящее время во многих учебниках и учебных пособиях по информационному праву отмечается необходимость «выработки единых понятий и для науки, и для нормативной практики».4 Для решения данной проблемы необходимо разграничить сущность информации на две категории:
1. Информация как документ (как материальный объект). В этом смысле все дефиниции, связанные так или иначе с этой категорией, не являются в прямом значении чисто юридическими. Такие понятия, как «документированная информация», «документ», «электронный документ», «информационный обмен» и другие, связаны в большей степени с управленческой работой и практическими навыками по делопроизводству. Указанные термины требуют определения их понятий и приведения к единому знаменателю, так как в разных учебниках они трактуются по-разному;
2. Информация как сведения о чем-либо (как нематериальный объект). Здесь весьма важное значение приобретает социо-психологическая составляющая информации. В связи с этим следует отметить, что информация представляет собой социальный инструмент, несравнимый с каким-либо другим материальным инструментом. Это объясняется тем, что люди ощущают на себе воздействие материального инструмента или механизма и могут предугадать это воздействие в отличие от информации, когда последствия ее воздействия предугадать маловероятно, а ощутить физическое ее воздействие вообще невозможно. В этой категории сущности информации стоит, на мой взгляд, рассматривать и определять значение понятий «информационных войн», «информационного терроризма», «информационной атаки», «информационной безопасности», «информационного оружия» и так далее. Используя данную категорию и социальную суть информации, как отмечают авторы Иголкин А. А., Росс Г. В. и Фельдман М. Д., СМИ влияют на информационно-психологическую безопасность.5 Ведь на самом деле, социо-психологические особенности информации, подаваемой через различные СМИ, позволяют формировать или менять определенную точку зрения на те или иные события. При этом информация здесь не оказывает никакого физического воздействия на ее потребителя.
Однако две вышеуказанные
Неопределенной дефиницией в литературе
выступает институт права собственности
на информацию. Во многих работах по
информационному праву
Подводя итог сказанному, отмечу, что наличием указанных в этой работе трех конструкций (предмета, методов и понятийного аппарата) информационного права не исчерпывается необходимость в формировании новой отрасли права. Информационному праву присущи также самостоятельные система (нормы и институты), источники. Но является безусловным, что Информационное право, как наука в России уже начало свой путь становления.
Информация, воздействуя на сознание человека, влияет на социальную структуру общества в целом. Надо упомянуть, что такой механизм воздействия и влияния информации на общественное сознание довольно успешно в настоящее время используется т. н. PR-компаниями. На основе этого возникает проблема информационной безопасности и проблема информации как социального оружия.
В период становления информационного общества важное значение приобретает право, как основной регулятор общественных отношений. На мой взгляд, мораль, выступая наряду с правом социальным регулятором отношений, не сможет обеспечить нормальное функционирование и эффективное развитие отношений между людьми в информационной сфере. Данный вывод основывается хотя бы на том, что те же упомянутые выше PR-компании воздействуют именно на мораль людей, меняя и направляя их представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, об общественно полезном или вредном для общества поведении в нужное русло. Поэтому мораль не может рассматриваться в качестве основного регулятора именно информационных отношений. В настоящее время необходимо использовать право для формирования «правил игры», по которым будут действовать участники информационного обмена. Действительно неизбежным ответ на вопрос, почему именно сейчас встал вопрос о формировании информационного права, ведь информация как предмет обихода существует, как уже говорилось, давно? Полагаю, что объективной предпосылкой становления информационного права является возникновение различного вида угроз и трудностей в связи с распространением и потреблением информации, которые нужно каким-то образом преодолевать. Поскольку мораль не может взять на себя обязанность и ответственность регулятора информационных отношений по рассматриваемым выше причинам, таким регулятором должно стать информационное право, «направленное на качественное и эффективное регулирование общественных отношений, возникающих … в сфере деятельности, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации».7
2. Информационное право как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере
Интернет представляет собой глобальное
объединение компьютерных сетей, информационных
ресурсов и различных информационно-
Нормативное регулирование является одним из основных способов согласования противоречивых интересов людей и их объединений и предусматривает два вида норм: социальные и технические. В отношениях с использованием интернет, прежде всего, применяются технические нормы и правила, позволяющие беспрепятственно устанавливать связи между пользователями, обеспечивать доступ и передачу информации. По мере развития Сети и формирования киберсообщества возникла необходимость во внедрении социальных норм, регулирующих отношения между участниками.
Существует мнение о том, что
интернет, являясь абсолютно свободной
средой общения, не подлежит никакому
регулированию, а любые попытки
такого регулирования со стороны
государств или отдельных организаций
часто воспринимаются болезненно, как
посягательство на последний оплот
свободы. Это заблуждение. Тот факт,
что в определенных ситуациях
право как важнейший регулятор
общественных отношений не дает желаемого
результата, еще не говорит о полном
отсутствии или невозможности
В настоящее время деятельность общества и институтов государства осуществляется с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включая интернет. Вместе с тем, во всем мире происходит замена парадигм: от решения задач развития процессов информатизации (внедрения ИКТ) мир переходит к решению задачи построения информационного общества. Работает глобальный закон: количество переходит в качество. Нам необходимо осознать, где мы находимся в этом процессе.
Всемирная встреча на высшем уровне
по вопросам информационного общества,
состоявшаяся 10-12 декабря 2003г. в Женеве,
определила приоритеты и вектор развития
законодательства в данной сфере
в контексте глобальных процессов
становления информационного
Еще до Всемирной встречи после
событий 11 сентября 2001 года США начали
разработку, а в 2003 году приняли Национальную
стратегию обеспечения
Для решения этих задач выявляются
угрозы и уязвимости, определяется
роль государства в обеспечении
безопасности киберпространства, включая
функции нового Министерства национальной
(внутренней) безопасности (DHS), устанавливаются
пять важнейших приоритетов для
безопасности киберпространства и
каждый приоритет конкретизируется
основными мероприятиями и
В странах Европы подобные стратегии пока не разработаны, но принята Европейская Конвенция по борьбе с киберпреступностью и определены основные направления развития технологий.
Так, например, во Франции среди таких направлений называются: создание электронного правительства («административный интернет»), демократизация доступа к праву, включающая информатизацию судов и доступ к правовой информации.
Одним из элементов благоприятной
среды для формирования и существования
информационного общества в документах
Всемирной встречи названо
Правовое регулирование
Большую роль в подготовке этой встречи и принятии итоговых документов сыграла ЮНЕСКО, которая в течение нескольких лет предложила на обсуждение и приняла ряд важнейших международных актов:
− Хартию о сохранении цифрового наследия;
− Рекомендации о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству;
− Руководящие принципы политики совершенствования информации, являющейся общественным достоянием, создаваемой государственными органами;
− Рекомендация о доступе к информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств.