Автоматизированные банки данных

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:19, реферат

Описание работы

В самом широком смысле основное назначение АБД заключается в повышении эффективности управленческих процессов. Использование АБД - прямой путь к принятию грамотных управленческих решений, к повышению эффективности документооборота путем уменьшения сроков подготовки и прохождения документов, улучшению контроля за исполнением документов, созданию информационно-справочной системы, помогающей при подготовке служебных документов. Термины «автоматизированный банк данных», «база данных», «система управления базами данных» всё чаще встречаются на страницах различных журналов, не говоря уже о страницах web-сайтов. Их вполне можно услышать и с экранов телевизоров.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Автоматизированные банки данных………………………………4
2. Функции автоматизированных банков данных………………..….6
3. Структура автоматизированных банков данных…………………8
4. Информационные системы……………………………………….10
Заключение……………………………………………………………13
Список использованной литературы………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Реферат!!.docx

— 28.54 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….3

1. Автоматизированные  банки данных………………………………4

2. Функции автоматизированных банков данных………………..….6

3.  Структура автоматизированных банков данных…………………8

4.  Информационные системы……………………………………….10

Заключение……………………………………………………………13

Список использованной литературы………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Характерной  чертой нашего времени являются  интенсивно развивающиеся практически  во всех сферах человеческой  деятельности процессы информатизации. Они привели к формированию  новой информационной инфраструктуры, которая связана с новым типом  общественных отношений - информационными  отношениями, с новой реальностью  - виртуальной реальностью, с новыми  информационными технологиями, используемыми  в различных видах деятельности.

    Безусловно, одним  из основных элементов современных  информационных  технологий  являются  автоматизированные  банки  данных (АБД).

   В самом широком  смысле основное назначение АБД  заключается в повышении эффективности  управленческих процессов. Использование  АБД - прямой путь к принятию  грамотных управленческих решений,  к повышению эффективности документооборота  путем уменьшения сроков подготовки  и прохождения документов, улучшению  контроля за исполнением документов, созданию информационно-справочной  системы, помогающей при подготовке  служебных документов.

    Термины «автоматизированный банк данных», «база данных», «система управления базами данных» всё чаще встречаются на страницах различных журналов, не говоря уже о страницах web-сайтов. Их вполне можно услышать и с экранов телевизоров.

 

 

 

 

1. Автоматизированные  банки данных

 

     Автоматизированный банк данных - самостоятельность одной или нескольких баз данных и комплекса информационных, программных и технических средств, обеспечивающих накопление, обновление, корректировку и многоаспектное использование данных в интересах пользователей.

Автоматизированный банк данных  – совокупность системы  управления базами данных и конкретной базы данных, находящейся под ее управлением.

Оба определения вполне исчерпывающи и в достаточной степени раскрывают содержание термина «автоматизированный  банк данных».

Следует отметить, что термин АБД – это своего рода собирательное  понятие. Оно включает в себя такие  понятия как «база данных» (БД) и «система управления базами данных» (СУБД). По сути эти два понятия  уже давно стали фундаментальными.

     База данных (БД) – упорядоченная совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, для накопления и систематизации которых используются ЭВМ.

    Существует множество дефиниций понятия «база данных», все они так или иначе сводятся к понятию «совокупность хранимых данных», которая обладает, по меньшей мере, тремя важными свойствами (признаками):

-База данных хранится и обрабатывается в вычислительной системе. Таким образом, любые внекомпьютерные хранилища информации (архивы, библиотеки и т.п.) базами данных не являются.

-Данные в базе данных хорошо структурированы (систематизированы). Под структурированностью в данном случае понимается явное выделение составных частей (элементов), связей между ними, а также типизация допустимых операций.

-Структура базы данных обеспечивает эффективный поиск и обработку данных. Эффективность здесь главным образом определяется тем, как соотносятся возможности поиска и обработки данных с затратами усилий и ресурсов.

Из трёх перечисленных признаков  только первый является строгим, а два  других допускают различные трактовки  и различные степени оценки. Не существует возможности строго определить, является ли некоторая совокупность данных на компьютере базой данных или нет. Можно лишь установить некоторую  степень их соответствия требованиям, предъявляемым к БД.

     Базой данных часто ошибочно называют систему управления базами данных. Необходимо различать хранимые данные – собственно БД и программное обеспечение, предназначенное для организации и ведения базы данных – СУБД.

      Система управления базами данных (СУБД) – комплекс программных средств, предназначенных для управления данными в базе данных, в том числе: ведения базы данных, обеспечения взаимодействия ее с прикладными программами, поддержание данных в актуальном состоянии, а также средств, обеспечивающих различным категориям пользователей возможность получать из БД необходимую информацию.

    Основные функции СУБД:

    • управление базой данных: ввод новой информации, изменение и удаление имеющейся, импорт, экспорт данных;
    • набор входных и выходных форм, типовых запросов;
    • журнализация изменений, резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев и т.д.

Обычно современная СУБД содержит следующие компоненты:

    • ядро, которое отвечает за управление данными во внешней и оперативной памяти и журнализацию;
    • языка базы данных, обеспечивающий оптимизацию запросов на извлечение и изменение данных и создание, как правило, машинно-независимого исполняемого внутреннего кода;
    • интерфейс СУБД, интерпретирующий манипуляции данными, производимые пользователями;
    • внешние утилиты, обеспечивающие ряд дополнительных возможностей по обслуживанию банка данных.

Основой большинстве современных  АБД являются реляционные СУБД.

    Таким образом, автоматизированный банк данных есть не что иное, как совокупность конкретной базы данных и система управления базой данных.

Это можно представить в виде формулы:

АБД = БД + СУДБ

 

2.Функции автоматизированных  банков данных

 

   Хотелось бы отметить, что основные функции АБД напрямую вытекают из основных функций баз данных и систем управления ими. К ним относятся:

1.Собственно накопление  данных. Ведение АБД предусматривает сбор и систематизацию различных сведений, разнородных данных, какой-либо информации. В АБД имеется достаточный набор диалоговых и визуально-наглядных средств работы, представленных в виде интерфейсов и пошаговых «мастеров», что существенно облегчает накопление сведений, их сортировку и т.д.

2.Автоматизация процесса  обработки данных. Создание АБД позволяет автоматизировать, максимально упростить, наиболее востребованные операции с данными – копирование, изменение, поиск, подсчёт, анализ и т.д. Кроме того накопленные сведения можно представить в различном виде: статистической таблицей, диаграммой, графической схемой, списком.

3.Защищенность накопленных  данных. Информация, накопленная с помощью АБД, является защищенной. Защита может строиться по двум направлениям: недопустимость потери данных (их удаления, искажения) и исключение несанкционированного доступа к ним (кражи, несанкционированного копирования, передачи третьим лицам).

Это обеспечивается как организационными мероприятиями (разработка инструкций по работе с АБД, ограничение физического  доступа к АБД посторонних  лиц и т.п.), так и техническими средствами (средства восстановления, контроль использования данных, разграничение  прав доступа к ним, блокирование USB-портов с целью недопущения  копирования данных и т.д., установка средств защиты от НСД).

4.Широкий доступ к данным. Само существование АБД предполагает коллективное использование его ресурсов. Чем больше пользователей имеющих возможность использовать АБД для своих целей, тем выше его коэффициент полезного действия. Нередко это достигается с помощью сети Интернет.

Если АБД является закрытым и служит средством накопления специфической  информации (например, персональных данных), то тогда к АБД допущен только узкий круг лиц.

5.Информационно-справочное  обслуживание. Наличие АБД предусматривает быстрое и развёрнутое получение справочной и иной информации. Пользователь имеет возможность обратиться к АБД и получить в режиме реального времени нужную ему информации по тому или иному вопросу, лицу, документу, событию.

3. Структура автоматизированных банков данных

Автоматизированные банки  данных состоят из следующих элементов:

     1.Вычислительная система – это комплекс технических средств и установленное на них программное обеспечение (операционные системы).

Существование автоматизированного  банка данных невозможно без наличия  технических средств - электронно-вычислительных машин и других средств вычислительной техники (СВТ).

Как правило, для работы АБД используется целый комплекс СВТ: сервер, локально-вычислительная сеть (ЛВС), автоматизированные рабочие  места (АРМ), сопутствующее сетевое  оборудование, такое как маршрутизаторы (роутеры), модемы и другие устройства.

Отдельно можно выделить средства защиты информации от несанкционированного доступа (НСД), необходимые при автоматизированной обработки, например, персональных данных или информации, составляющей коммерческую тайну, либо сведений с грифом «совершенно  секретно». Наличие средств защиты выступает обязательным требованием  при работе с такого рода АБД.

Однако следует заметить, что  для функционирования АБД может  быть достаточно и одного персонального  компьютера. Многое зависит от назначения и содержания самого АБД.

 

     2.Организационно-методические средства – это различная документация, касающаяся установки, настройки, ведения АБД. В основном они представлены в виде инструкций, руководств и других печатных и электронных материалов. Наиболее распространенной документацией является Инструкция Администратора и Руководство пользователя.

 

    3.Администратор банка данных – подготовленный IT-специалист, обеспечивающий установку, настройку и функционирование банка данных. Нередко на администратора банка данных возлагают и функции администратора безопасности. Администратор банка данных организует разграничение прав пользователей, осуществляет подключение АРМ к АБД, принимает участие в обучении пользователей работе с АБД, ведёт техническую поддержку пользователей, выполняет резервное копирование информации, накопленной с помощью АБД, обеспечивает антивирусную защиту данных и т.д.

       4.Пользователи банка данных – лица, для нужд которых создается банк данных. В зависимости от характера АБД может иметь место разбиение пользователей на группы, с разграничением их прав доступа к АБД.  Пользователи АБД правомочны добавлять записи в АБД, изменять имеющиеся, выполнять поиск и отбор сведений, их представление в графическом, схематичном, статистическом видах.  Следует отметить о такой важной роли пользователей, благодаря которым осуществляется формирование банка данных путем ввода, корректировки информации.

    5. База данных и СУБД.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Информационные системы

Человечество сегодня  переживает информационный взрыв. Объем  информации, поступающей к человеку через все информационные средства, непрерывно растет. Поэтому для каждого  человека, живущего в информационном обществе, очень важно овладение  средствами оптимального решения задачи накопления, упорядочения и рационального  использования информации.

Возможности человека в обработке  информации резко возросли с использованием компьютеров. В применении ЭВМ для  решения задач информационного  обслуживания можно выделить два  периода: 

 - начальный период, когда решением задач обработки информации, организацией данных занимался небольшой круг людей - системные программисты. Этот период характерен тем, что создавались программные средства для решения конкретной задачи обработки данных. При этом для решения другой задачи, в которой использовались эти же данные, нужно было создавать новые программы;

-  период системного применения ЭВМ. Для решения на ЭВМ комплекса задач создаются программные средства, оперирующие одними и теми же данными, использующие единую информационную модель объекта. Эти средства не зависят от характера объекта, его модели, их можно применять для информационного обслуживания различных задач. Человечество пришло к организации информации в информационных системах.

Информационными системами (ИС) называют большие массивы данных вместе с программно-аппаратными  средствами для их обработки. Различают  следующие виды ИС: фактографические, документальные и экспертные системы.

Фактографическая ИС - это массив фактов - конкретных значений данных об объектах реального мира.  Информация в фактографической ИС хранится в четко структурированном виде, поэтому она способна давать однозначные ответы на поставленные вопросы, например: «Кто является победителем Чемпионата России по гимнастике в 1999 году?», «Кому принадлежит автомобиль марки AUDI 80 с регистрационным номером РА899Р77?», «Какой номер телефона в бухгалтерии МГУ?», «Кто стал Президентом России на выборах в марте 2011 года?» и т. д. Фактографические ИС используются буквально во всех сферах человеческой деятельности - в науке, материальном производстве, на транспорте, в медицине, государственной и общественной жизни, торговле, криминалистике, искусстве, спорте.

Информация о работе Автоматизированные банки данных