Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:54, реферат
Целью работы является изучение архитектуры ЭВМ.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
· определить понятие архитектура ЭВМ;
· изучить учебную литературу по теме «Архитектура ЭВМ»;
· изучить развитие внутренней структуры ЭВМ.
* шина данных,
по которой передается информация;
* шина адреса,
определяющая, куда передаются данные;
* шина управления,
регулирующая процесс обмена
информацией.
Существуют модели
компьютеров, у которых шины данных
и адреса для экономии объединены.
У таких машин сначала на шину выставляется
адрес, а затем через некоторое время данные;
для какой именно цели используется шина
в данный момент, определяется сигналами
на шине управления.
Описанную схему
легко пополнять новыми устройствами
- это свойство называют открытостью
архитектуры. Для пользователя открытая
архитектура означает возможность свободно
выбирать состав внешних устройств для
своего компьютера, т.е. конфигурировать
его в зависимости от круга решаемых задач.
На рис. 3.1 представлен
новый по сравнению с рис. 2.1 вид
памяти - видео - ОЗУ (видеопамять). Его
появление связано с разработкой особого
устройства вывода - дисплея. Основной
частью дисплея служит электронно-лучевая
трубка, которая отображает информацию
примерно так же, как это происходит в
телевизоре (к некоторым дешевым домашним
моделям компьютеров просто подключается
обычный телевизор). Очевидно, что дисплей,
не имея механически движущихся частей,
является «очень быстрым» устройством
отображения информации. Поэтому для ЭВМ
третьего и четвертого поколений он является
неотъемлемой частью (хотя впервые дисплей
был реализован на некоторых ЭВМ второго
поколения, например, на «МИР-2» - очень
интересной во многих отношениях отечественной
разработке).
Рисунок 3.1 - Шинная
архитектура ЭВМ
Для получения
на экране монитора стабильной картинки
ее надо где-то хранить. Для этого и существует
видеопамять. Сначала содержимое видеопамяти
формируется компьютером, а затем контроллер
дисплея выводит изображение на экран.
Объем видеопамяти существенно зависит
от характера информации (текстовая или
графическая) и от числа цветов изображения.
Конструктивно она может быть выполнена
как обычное ОЗУ или содержаться непосредственно
в контроллере дисплея (именно поэтому
на рисунке 3.1 она показана пунктиром).
Остановимся еще
на одной важной особенности структуры
современных ЭВМ. Поскольку процессор
теперь перестал быть центром конструкции,
стало возможным реализовывать прямые
связи между устройствами ЭВМ. На практике
чаще всего используют передачу данных
из внешних устройств в ОЗУ и наоборот.
Режим, при котором внешнее устройство
обменивается непосредственно с ОЗУ без
участия центрального процессора, называется
прямым доступом к памяти (ПДП). Для его
реализации необходим специальный контроллер.
Подчеркнем, что режим ПДП в машинах первого
и второго поколений не существовал. Поэтому
встречающаяся иногда схема ЭВМ, на которой
данные из устройств ввода напрямую поступают
в ОЗУ, не соответствует действительности:
данные при отсутствии контроллера ПДП
всегда, сначала принимаются во внутренние
регистры процессора и лишь затем в память.
При описании магистральной
структуры мы упрощенно предполагали,
что все устройства взаимодействуют
через общую шину. С точки зрения
архитектуры этого вполне достаточно.
Упомянем все же, что на практике
такая структура применяется только для
ЭВМ с небольшим числом внешних устройств.
При увеличении потоков информации между
устройствами ЭВМ единственная магистраль
перегружается, что существенно тормозит
работу компьютера. Поэтому в состав ЭВМ
могут вводиться одна или несколько дополнительных
шин. Например, одна шина может использоваться
для обмена с памятью, вторая - для связи
с «быстрыми», а третья - с «медленными»
внешними устройствами. Отметим, что высокоскоростная
шина данных ОЗУ обязательно требуется
при наличии режима ПДП.
Завершая обсуждение
особенностей внутренней структуры
современных ЭВМ, укажем несколько
характерных тенденций в ее развитии.
Во-первых, постоянно расширяется
и совершенствуется набор внешних
устройств, что приводит, как описывалось
выше, к усложнению системы связей между
узлами ЭВМ. Во-вторых, вычислительные
машины перестают быть однопроцессорными.
Помимо центрального, в компьютере могут
быть специализированные процессоры для
вычисления с плавающей запятой (так называемые
математические сопроцессоры), видеопроцессоры
для ускорения вывода информации на экран
дисплея и т.п. Развитие методов параллельных
вычислений также вызывает к жизни вычислительные
системы достаточно сложной структуры,
в которых одна операция выполняется сразу
несколькими процессорами. В-третьих,
наметившееся стремление иметь быстродействующие
машины не только для вычислений, но и
для логического анализа информации, также
может привести в ближайшие годы к серьезному
пересмотру традиционной фон-неймановской
архитектуры.
Еще одной особенностью
развития современных ЭВМ является
все ускоряющееся возрастание роли
межкомпьютерных коммуникаций. Все
большее количество компьютеров
объединяются в сети и обрабатывают
имеющуюся информацию совместно.
Таким образом,
внутренняя структура вычислительной
техники постоянно
Вместе с тем, на данный момент подавляющее большинство существующих ЭВМ, несмотря на имеющиеся различия, по-прежнему состоит из одинаковых узлов и основано на общих принципах фон-неймановской архитектуры.
4. ОСНОВНОЙ ЦИКЛ
РАБОТЫ ЭВМ
В данном разделе
коротко рассмотрена
Важной составной
частью фон-неймановской архитектуры
является счетчик адреса команд. Этот
специальный внутренний регистр
процессора всегда указывает на ячейку
памяти, в которой хранится следующая
команда программы. При включении
питания или при нажатии на кнопку сброса
в счетчик аппаратно заносится стартовый
адрес находящейся в ПЗУ программы инициализации
всех устройств и начальной загрузки.
Дальнейшее функционирование компьютера
определяется программой. Таким образом,
вся деятельность ЭВМ - это непрерывное
выполнение тех или иных программ, причем
программы эти могут в свою очередь загружать
новые программы и т.д.
Каждая программа
состоит из отдельных машинных команд.
Каждая машинная команда делится
на ряд элементарных унифицированных
составных частей, которые принято называть
тактами. В зависимости от сложности команды
она может быть реализована за разное
число тактов. Например, пересылка информации
из одного внутреннего регистра процессора
в другой выполняется за несколько тактов,
а для перемножения двух целых чисел их
требуется на порядок больше. Существенное
удлинение команды происходит, если обрабатываемые
данные еще не находятся внутри процессора
и их приходится считывать из ОЗУ.
При выполнении
каждой команды ЭВМ проделывает
определенные стандартные действия:
1) согласно содержимому
счетчика адреса команд, считывается
очередная команда программы
(ее код обычно заносится на
хранение в специальный
2) счетчик команд
автоматически изменяется так, чтобы в
нем содержался адрес следующей команды
(в простейшем случае для этой цели достаточно
к текущему значению счетчика прибавить
некоторую константу, определяющуюся
длиной команды);
3) считанная
в регистр команд операция
расшифровывается, извлекаются необходимые
данные и над ними выполняются требуемые
действия.
Затем во всех случаях,
за исключением команды останова
или наступления прерывания, все
описанные действия циклически повторяются.
После выборки
команды останова ЭВМ прекращает
обработку программы. Для выхода из этого
состояния требуется либо запрос от внешних
устройств, либо перезапуск машины.
Рассмотренный
основной алгоритм работы ЭВМ позволяет
шаг за шагом выполнить хранящуюся
в ОЗУ линейную программу. Если же
требуется изменить порядок вычислений
для реализации развилки или цикла, достаточно
в счетчик команд занести требуемый адрес
(именно так происходит условный или безусловный
переход).
В компьютерах на базе микропроцессоров INTEL 80286 и более поздних моделей для ускорения основного цикла выполнения команды используется метод конвейеризации (иногда применяется термин «опережающая выборка»). Идея состоит в том, что несколько внутренних устройств процессора работают параллельно: одно считывает команду, другое дешифрует операцию, третье вычисляет адреса используемых операндов и т.д. В результате по окончании команды чаще всего оказывается, что следующая уже выбрана из ОЗУ, дешифрована и подготовлена к исполнению. Отметим, что в случае нарушения естественного порядка выполнения команд в программе (например, при безусловном переходе) опережающая выборка оказывается напрасной и конвейер очищается. Следующая за переходом команда выполняется дольше, так как, чтобы конвейер «заработал на полную мощность», необходимо его предварительно заполнить. Иными словами, в конвейерной машине время выполнения программы может зависеть не только от составляющих ее команд, но и от их взаимного расположения.
5. СИСТЕМА КОМАНД
ЭВМ И СПОСОБЫ ОБРАЩЕНИЯ К
ДАННЫМ
Важной составной
частью архитектуры ЭВМ является система
команд. Несмотря на большое число разновидностей
ЭВМ, на самом низком («машинном») уровне
они имеют много общего. Система команд
любой ЭВМ обязательно содержит следующие
группы команд обработки информации.
1. Команды передачи
данных (перепись), копирующие информацию
из одного места в другое.
2. Арифметические
операции, которым фактически обязана
своим названием
3. Логические
операции, позволяющие компьютеру
анализировать обрабатываемую
4. Сдвиги двоичного
кода влево и вправо. Для доказательства
важности этой группы команд
достаточно вспомнить правило
умножения столбиком: каждое
5. Команды ввода
и вывода информации для
6. Команды управления,
реализующие нелинейные алгоритмы. Сюда
прежде всего следует отнести условный
и безусловный переход, а также команды
обращения к подпрограмме (переход с возвратом).
Некоторые ЭВМ имеют специальные команды
для организации циклов, но это не обязательно:
цикл может быть сведен к той или иной
комбинации условного и безусловного
переходов. Часто к этой же группе команд
относят немногочисленные операции по
управлению процессором - типа «останов»
или НОП («нет операции»). Иногда их выделяют
в особую группу.
С ростом сложности
устройства процессора увеличивается
и число команд, анализирующих
состояние управляющих битов
и воздействующих на них. Здесь для
примера можно назвать биты режима
работы процессора и биты управления
механизмами прерываний от внешних
устройств.
В последнее
время все большую роль в наборе
команд играют команды для преобразования
из одного формата данных в другой
(например, из 8-битного в 16-битный и
т.п.), которые заметно упрощают обработку
данных разного типа, но в принципе
могут быть заменены последовательностью
из нескольких более простых команд.
Рассматривая
систему команд, нельзя не упомянуть
о двух современных взаимно