Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:10, лекция
Основной формой организации обучения, характерной для современной школы, является урок. Это необходимо учитывать при разработке и использовании средств ИКТ для системы общего среднего образования. Обучение школьников большинству учебных предметов в рамках классно-урочной системы идет в специальных кабинетах. Поэтому перспективы повышения эффективности классно-урочной системы связываются с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения и с совершенствованием типов уроков и их модулей. В этой связи на информационные и телекоммуникационные технологии возлагаются большие надежды.
Через
игру учащийся познает окружающий мир
и самого себя, учится анализировать,
обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная
в игровой форме, способствует конкретизации
изучаемого материала. Применяемый
на уроках игровой прием должен находиться
в тесной связи с используемыми средств
ИКТ, с темой урока, с его задачами, а не
носить исключительно развлекательный
характер.
Игра стимулирует формирование, наряду
с партнерскими отношениями, чувства внутренней
свободы, ощущения дружеской поддержки
и возможности оказания в случае необходимость
помощи своему партнеру, что способствует
сближению участников, углубляет их взаимоотношения.
Игра позволяет смягчить проявление авторитарной
позиции педагога, уравнивает в правах
всех участников. Это очень важно для получения
социального опыта, в том числе взаимоотношений
с взрослыми людьми. Наличие определенных
игровых ограничений развивает способности
играющего к произвольной регуляции деятельности
на основе подчинения поведения системе
правил, регулирующих выполнение роли.
В игре ребенок сталкивается с целым набором
различных правил, которые ему необходимо
понять, сознательно принять, а в дальнейшем,
несмотря на трудности, моделируемые в
ходе игры, неукоснительно выполнять.
У школьника, начиная с младшей школы,
четко обозначен игровой дефицит - при
желании играть, ребенок не находит возможности
для удовлетворения этого стремления
на уроках. Поэтому, давая школьнику возможность
участвовать в серии ролевых и деловых
игр, учитель активизирует его, изменяет
мотивацию ребенка на личностно значимую.
В старших классах школы игра с применением
информационных и коммуникационных технологий
рассматривается как возможность учащихся
проверить свои силы и готовность к реальной
жизни после окончания школы. Наибольшую
возможность для этого предоставляют
деловые игры. Содержательная сторона
игры приобщает участников к жизни. Игра
позволяет участникам "делать ошибки"
и, анализируя их, видеть причины и последствия
таких действий. Это в полной мере отвечает
потребностям школьников "быть взрослыми".
Методы проведения телекоммуникационных проектов и телеконференций в школе.
Межличностное
общение школьников между собой
и их общение с педагогом может
осуществляться с использованием современных
информационных и телекоммуникационных
технологий. Основное общение с использованием
таких средств и технологий должно происходить
в режиме самостоятельной индивидуальной
деятельности каждого ученика. Наиболее
яркими и значимыми формами межличностного
общения школьников, демонстрирующими
преимущества использования средств ИКТ
в таком общении, являются учебные телекоммуникационные
проекты и организуемые в их рамках учебные
телеконференции. Рассмотрим их более
подробно.
Учебная телеконференция является
эффективной активной формой учебной
деятельности. Она позволяет школьникам
самостоятельно формировать свой взгляд
на происходящие события, осознавать многие
явления и исследовать их с различных
точек зрения, решать поставленные проблемы
совместными усилиями, задавать друг другу
самые разные вопросы, делиться своими
идеями, коллективно участвовать в проектной
и исследовательской деятельности.
Основным элементом любой телеконференции
является процесс обсуждения определенного
вопроса и выработка определенного суждения.
Отличительной чертой телеконференции
является использование информационных
и, особенно, телекоммуникационных технологий
для организации связи удаленных друг
от друга участников обсуждения. Учебной
же телеконференцию можно назвать в том
случае, если в ее рамках осознанно формируется
учебная задача, которая определяет все
принимаемые технические, технологические
и организационные решения.
Учебная телеконференция, в отличие от
обычной конференции, предполагающей
личное присутствие участников, существенно
расширяет образовательные возможности,
предлагая школьникам и педагогам специфические
формы общения.
Отсутствие жестких временных и пространственных
рамок позволяет выступить всем желающим
без ограничения в любой момент времени
проведения телеконференции. У участников
такой конференции появляется возможность
подготовить более взвешенное, продуманное
сообщение по конкретному вопросу, аргументировано
обосновать свое мнение и оформить его
в наиболее лаконичном виде. В результате
чего происходит развитие рефлексивной
культуры человека, его критического мышления.
Участники начинают критически и конструктивно
оценивать свои успехи и затруднения.
Происходит развитие самосознания и творчества,
столь важных для обучения и воспитания
школьников.
Для проведения телеконференций в условиях
школы могут быть использованы разновидности
электронной почты и специализированные
сервисы сети Интернет.
Традиционная электронная
почта (один к одному) не только позволяет
двум пользователям быстро обмениваться
личными сообщениями, но и предоставляет
доступ к обширным информационным ресурсам
сети, позволяя получить почти весь сервис
посредством электронной почты.
Почтовые
списки (один ко многим) - каждое сообщение
рассылается по нескольким адресам, занесенным
в список рассылки.
Телеконференции (многие ко многим)
реализуют возможность организации виртуальной
группы участников, где каждый может присоединиться
в любой момент и принять участие в обсуждении,
добавляя свои реплики по рассматриваемой
теме.
Отметим, что в обычном смысле слова конференция
- это процесс обсуждения некоторых проблем
несколькими участниками. Телеконференция
- конференция, проводимая между удаленными
участниками с помощью телекоммуникационных
технологий.
Существуют несколько способов организации
телеконференций (дискуссий) с помощью
различных телекоммуникационных технологий:
Выделим основные дидактические функции телеконференции ак средства обучения школьников. Любой участник учебной телеконференции, будь то ученик или учитель, может:
К
характерным особенностям использования
этого метода в обучении школьников
с использованием информационных и телекоммуникационных
технологий следует отнести деление всего
класса на неформальные подгруппы в 2-3-5
школьников. В такой подгруппе ученик,
как член неформального объединения, оказывается
приближенным к социальной микросфере,
которая сильнее воздействует на личность,
чем среда академической группы. Малая
группа более предметно требует от каждого
школьника активного индивидуального
участия, независимо от его особенностей.
Интересным, обладающим большими методическими
возможностями является взаимодействие
школьников в виртуальной среде, где каждая
подгруппа скрыта под своим виртуальным
именем. Это позволяет увеличить раскрепощенность
участников телеконференции, так как они
"видят" друг друга только через сообщения.
При групповой деятельности малыми коллективами
наиболее существенным становится не
успех отдельного школьника, а успех, который
достигается вследствие группового стиля
деятельности и взаимопомощи. Одновременно
это побуждает к активному участию каждого
ученика в работе малой группы.
В процессе проведения учебной телеконференции
на базе использования коммуникационных
технологий в ней создается специфическая
учебно-познавательная среда, основными
характеристиками которой являются:
Компьютерные средства измерения и контроля. Требования к созданию и применению контрольно-измерительных материалов. Методы информатизации контроля и измерения результатов обучения школьников.
Средства
информационных и коммуникационных
технологий все чаще применяют в
школах для автоматизации процессов
контроля и измерения результативности
обучения школьников. Учителя используют
как специально разработанные средства,
нацеленные на педагогические измерения
с использованием компьютерной техники,
так и контрольно-измерительные подсистемы
образовательных электронных изданий
и ресурсов, применяемых в школах.
Создавая и используя компьютерные средства
автоматизации педагогических измерений,
важно понимать, что все эти средства и
методы их использования сильно варьируются
в зависимости от целей измерений и контроля.
Современные измерительные материалы
и средства измерений все чаще называют
тестами. Этот термин используется практически
всегда, когда речь заходит о применении
информационных и коммуникационных технологий
в автоматизации измерений. Современное
понятие тестов достаточно широкое и включает
в себя практически все измерительные
материалы, которые используются в школе,
вне зависимости от их формы и содержания.
Всеобщий интерес к подобному способу
оценивания знаний предопределили его
положительные стороны:
Тесты,
как правило, применяются для
целей контроля. В этом случае с
их помощью определяют качество знаний
обучаемых, закончивших изучение темы,
одного или нескольких учебных курсов.
Кроме этого, применение тестов возможно
и непосредственно в
ходе учебного процесса. В этом случае
работа с тестовыми материалами реализуется
в виде практической самостоятельной
работы обучаемых и позволяет реализовать
обучение по принципам "учеба по аналогии"
и "учеба на собственных ошибках".
И, наконец, тестовые материалы могут служить
инструментарием, применяемым для достижения
целей диагностики. В этом случае,
в зависимости от результатов тестирования
предпринимаются некоторые содержательные,
методические или организационные мероприятия,
способные положительно сказаться на
качестве обучения.
Кроме этого для группировки тестов и
адекватного использования компьютерных
средств автоматизации тестирования существует
уровневая классификация тестовых материалов.
Тесты I уровня предназначаются для
проверки умений школьников выполнять
деятельность с подсказкой. Это тесты
на опознание (условия задания требует
ответа "да" либо "нет"); тесты
на различение (определение правильности
каждого из нескольких вариантов предложенных
ответов); тесты на классификацию (решение
задачи на соответствие элементов двух
множеств).
Тесты II уровня предназначаются для
выявления умений школьников самостоятельно
по памяти воспроизводить и применять
ранее усвоенную деятельность в алгоритмической
форме. К ним относятся: тесты на подстановку
(в заданиях необходимо дополнить контролируемую
пропущенную составляющую); конструктивные
тесты (задания этих тестов требуют самостоятельного
воспроизведения ответа (действия) по
памяти); тесты - типовые задачи (задания
можно решить путем буквального, не преобразованного
использования усвоенных алгоритмов деятельности).
Тесты III уровня предназначаются для
выявления готовности школьников к продуктивным
действиям эвристического типа, это нетиповые
задачи и ситуации (в задании известна
цель, но неясна ситуация, в которой цель
может быть достигнута, требуется самостоятельная
предварительная трансформация усвоенных
правил типового действия и применение
их для решения в данной, ранее незнакомой
ситуации).
Тесты IV уровня предназначены для
выявления творческих умений школьников
- их исследовательских возможностей по
получению новой информации. Это тесты-проблемы
(задачи, алгоритмы, решения которых неизвестны
и не могут быть прямо получены путем преобразования
ранее известных методик).
Кроме этого, в процессе информатизации
могут учитываться также и группы тестовых
материалов, сформированные по их назначению.
В такие группы собираются:
При
этом из всех видов тестов, используемых
в общем среднем образовании, самыми многочисленными
и распространенными являются тесты достижений.
При использовании средств ИКТ, нацеленных
на автоматизацию педагогических измерений,
необходимо учитывать один из двух основных
подходов к измерению результатов обучения
школьников и оценки достижения ими требований
государственных стандартов общего среднего
образования. Первый из них, нормированный
подход, предполагает сравнение школьников
друг с другом по уровню усвоения определенного
содержания в рамках устоявшихся норм
выполнения заданий. Второй, критериальный
подход, предполагает сравнение образовательных
достижений школьников с содержанием
курса или критерием, в виде требований
к результатам обучения.
Тестовые задания, входящие в содержание
средств ИКТ, должны отвечать системе
специфических требований, в которую,
в первую очередь, входят требования предметной
чистоты содержания, определенности, валидности,
однозначности, простоты, надежности,
правильности формы, локальной независимости,
технологичности и эффективности.
Различают содержательную и функциональную
валидность. Содержательная
валидность - это соответствие теста
содержанию контролируемого учебного
материала. Функциональная
валидность - соответствие теста оцениваемому
уровню деятельности.
Выполнение требования определенности
(общедоступности) теста необходимо
не только для понимания каждым учащимся
того, что он должен выполнить, но и для
исключения правильных ответов, отличающихся
от эталона.
Требование простоты теста означает,
что тест должен иметь одно задание одного
уровня и не должен состоять из нескольких
заданий разного уровня усвоения.
Однозначность определяется как одинаковость
оценки качества выполнения теста разными
экспертами.
Понятие надежности тестирования
определяется как вероятность правильного
измерения уровня усвоения. Требование
надежности заключается в обеспечении
устойчивости результатов многократного
тестирования одного и того же школьника.
Построение компьютерных систем автоматизации
тестирования на базе средств ИКТ, как
правило, происходит с учетом следующих
этапов: