АИС в налоговой службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:12, реферат

Описание работы

Автоматизированная информационная система (АИС) в налоговой службе — это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в техно¬логическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, рас¬пространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также по¬вышения их надежности и оперативности. Актуальность данной темы обусловлена тем, что внедрение информационных систем позволяет автоматизировать процессы обработки учетной, контрольной и отчетной информации в налоговых органах различного уровня.

Содержание

Введение 3
1. Основные понятия информационных систем в налоговой службе 4
Значение информационных систем. 8
2. Основные понятия АИС в налоговой службе 11
Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог» 13
Особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов 18
Заключение 22
Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

реферат мой.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»

(ФГБОУ ВПО  «МГУ им. Н.П. ОГАРЁВА»)

 

Факультет экономический

 

Кафедра информационно - вычислительных систем

 

 

 

 

                    Реферат на тему:

           АИС в налоговой службе

 

 

                                        Выполнила: студентка 5 курса

                                                                               Асташкина В.А, специальности

                                                                                «БУА и А»                       

                                       Проверила:  Ефремова Л.И

                      

 

 

 

 

 

 

Саранск 2013

 

Содержание

 

 

Введение

        Автоматизированная информационная система (АИС) в налоговой службе — это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что внедрение информационных систем позволяет автоматизировать процессы обработки учетной, контрольной и отчетной информации в налоговых органах различного уровня.

       В первой части мы рассмотрели  назначение и основные функциональные возможности информационных систем.

Во второй части описаны особенности автоматизации информационных систем, их значимость для правильного функционирования налоговой службы, а так же описана каждая подсистема в отдельности и использование налоговыми службами в определенной сфере.

 

 

 

 

 

  1. Основные понятия информационных систем в налоговой службе

Налоговая система –  взаимосвязанная совокупность действующих  на данный момент в конкретном государстве  существенных условий налогообложения.

Структура и состав системы  управления налогообложением России соответствуют  ее административно-территориальному делению. Налоговая служба построена таким образом, чтобы обеспечить единство целей, при котором отдельные системы управления одного уровня функционируют по единой схеме, решают одинаковый набор задач по заранее разработанной методологии и технологии обработки данных.

Основной задачей Государственной  налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о  налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных  налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное  и эффективное развитие экономики  посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой системе в  качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверное информацией.

Для создания автоматизированной информационной системы налоговой  службы необходимо знать, какие функции  свойственны каждому уровню и  как осуществляется взаимодействие между этими уровнями. Система имеет иерархическую структуру:

1 уровень

Президент РФ, Правительство РФ

2 уровень

Государственная налоговая  служба РФ

Налоговые службы краев  и  областей

Налоговые службы республик

Налоговые службы Москвы и Санкт-Петербурга

3 уровень

Налоговые инспекции районов

Налоговые инспекции  городов

Налоговые инспекции  городских районов


Первые уровни Государственной  налоговой службы состоят из подразделений, осуществляющих методологическое руководство  и контроль за налогообложением по видам налогов. Непосредственное взаимодействие с объектами управления, т.е. налогоплательщиками (как юридическими лицами — предприятиями и организациями, так и физическими лицами — населением) осуществляет 3-й уровень. Как показано на таблице, низовым уровнем являются налоговые инспекции районов, городов без районного деления и городских районов. Они осуществляют следующие функции:

  • контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

  • учет плательщиков  налогов и платежей в бюджет;

  • обеспечение правильности исчисления налогов и платежей и контроль за своевременностью их поступления в бюджет;

  • проверка достоверности  и контроль за своевременностью  представления плательщиками бухгалтерской  отчетности и расчетов, связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей в бюджет;

  • взаимодействие  с органами исполнительной власти, правоохранительными, финансовыми и кредитными органами в части контроля за правильностью реализации и исполнения законодательства;

  • наложение финансовых  санкций, предусмотренных законодательством за  его нарушение, и обеспечение правильности их применения;

  • составление,  анализ и представление в районные  и городские финансовые органы  сведений о фактически поступивших  суммах налогов и платежей  в бюджет;

  • составление,  анализ и представление вышестоящим  государственным налоговым органам установленной отчетности;

  • ведение в  установленном порядке делопроизводства  и другие функции.

Структура АИС налоговой  службы, как и структура самих  налоговых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть  отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция управления. В комплексе задач используются различные первичные документы и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи. Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.

Обеспечивающая часть  включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Информационное обеспечение  включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение  представляет собой совокупность технических  средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение  представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.

Значение информационных систем

Под системой понимают любой  объект, который одновременно можно  рассматривать как единое целое и как совокупность разнородных элементов объединенных в интересах достижения поставленной цели.

Информационная система  – это взаимосвязанная совокупность средств и методов, а также  персонала используемых для хранения обработки и выдачи информации в  целях достижения в поставленных целях.

Информационное  обеспечение  включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых  органов, используемые в процессе автоматизации  решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, подчиненных  единой цели. Признаками системы являются следующие:

1. Элементы системы  взаимосвязаны и взаимодействуют  в рамках системы.

2. Каждый элемент системы  может в свою очередь рассматриваться  как самостоятельная система,  но он выполняет только часть  функций системы. 

3. Система как целое  выполняет определенную функцию,  которая не может быть сведена  к функциям отдельно взятого элемента.

4. Подсистемы могут  взаимодействовать как между  собой, так и с внешней средой  и изменять при этом свое  содержание или внутреннее строение. Система управления реализует  функции управления и состоит  из таких подсистем, как прогнозирование,  планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.

Любой системе управления экономическим объектом соответствует  экономическая информационная система (ЭИС) или совокупность внутренних и  внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управляющих решений.

Согласно ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», принятому в феврале 1995 г., информационная система – это организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации).

Различают ручные и автоматизированные ЭИС. К автоматизированным информационным системам (АИС) относится упорядоченная  совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических  и программных средств, организованных на базе новой информационной технологии в решении экономических задач и информационного обслуживания специалистов служб управления.

На современном этапе  развития экономики страны успех  деятельности налоговой системы  России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии.

АИТ в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.

Одной из приоритетных задач  налоговой службы является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.

 

2. Основные понятия АИС в налоговой службе

Информация о работе АИС в налоговой службе