Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:08, контрольная работа
XIX век вобрал в себя, переосмыслил или развил многие тенденции, сложившиеся в русской культуре в Петровскую и после петровскую эпохи, однако все еще остались неразрешенными главные проблемы прошлого столетия — государственное переустройство общества, выбор между западным и славянским путями дальнейшего развития, положение крестьянства. Вероятно, именно поэтому ни один век русской истории не знал столько теорий, учений, вариантов обновления и «спасения» России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения: революционеры, разночинцы, нигилисты, анархисты, народники, марксисты...Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей.
ВВЕДЕНИЕ _____________________________________________________3
1. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ _________________________________________________________4
2. КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.____________________ 6
3. КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. ____________________9
4.Архитектура и скульптура ______________________________________13
5.Русская живопись______________________________________________18
6.Театр и музыка________________________________________________ 20
7.Русская журналистика___________________________________________22
8.Заключение____________________________________________________24
9.Список Литературы_____________________________________________25
В 1830 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина "Последний день Помпеи" совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.Брюллов был в Италии по командировке Академии художеств. В этом учебном заведении было хорошо поставлено обучение технике живописи и рисунка. Однако Академия однозначно ориентировалась на античное наследие и героическую тематику. Для академической живописи были характерны декоративный пейзаж, театральность общей композиции. Сцены из современной жизни, обычный русский пейзаж считались недостойными кисти художника. Классицизм в живописи получил название академизма.Брюллов был связан с Академией всем своим творчеством. Он обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой - и у него рождались живые творения, согласованные с
18
канонами академизма. Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. Немеркнущими шедеврами русской живописи навсегда останутся его полотна "Всадница", "Вирсавия", "Итальянское утро", "Итальянский полдень", многочисленные парадные и интимные портреты. Однако художник всегда тяготел к большим историческим темам, к изображению значительных событий человеческой истории. Многие его замыслы в этом плане не были осуществлены. Никогда не покидала Брюллова мысль создать эпическое полотно на сюжет из русской истории. Он начинает картину "Осада Пскова войсками короля Стефана Батория". На ней изображен кульминационный момент осады 1581 г., когда псковские ратники и. горожане кидаются в атаку на прорвавшихся в город поляков и отбрасывают их за стены. Но картина осталась неоконченной, и задача создания подлинно, национальных исторических картин была осуществлена не Брюлловым, а следующим поколением русских художников. Одногодок Пушкина, Брюллов пережил его на 15 лет. Последние годы он болел. С автопортрета, написанного в ту пору, на нас смотрит рыжеватый человек с тонкими чертами лица и спокойным, задумчивым взором. Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (1806-1858). Более 20 лет работал он над картиной "Явление Христа народу", в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя. Два замечательных портретиста своего времени - Орест Адамович Кипренский (1782-1836) и Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) - оставили нам прижизненные портреты Пушкина. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. "Ты мне льстишь, Ореста,- вздохнул Пушкин, взглянув на готовое полотно. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен. Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веет от работ Тропинина. До 47-летнего возраста находился он в крепостной неволе. Поэтому, наверное, так свежи, так одухотворены на его полотнах лица простых людей. И бесконечны молодость и очарование его "Кружевницы".В рамки академизма явно не вписывалось творчество Павла Андреевича Федотова (1815-1852).
19
Свой
путь художника-сатирика он начинал
будучи офицером-гвардейцем.Тогда он делал
веселые, озорные зарисовки армейского
быта. В 1848 г. на академической выставке
была представлена его картина "Свежий
кавалер". Это была дерзкая насмешка
не только над тупым, самодовольным чиновничеством,
но и над академическими традициями. Грязный
халат, в который облачился главный герой
картины, очень уж напоминал античную
тогу. Брюллов долго стоял перед полотном,
а потом сказал автору полушутя-полусерьезно:
"Поздравляю вас, вы победили меня".
Комедийно сатирический характер носят
и другие картины Федотова ("Завтрак
аристократа", "Сватовство майора").
Последние его картины очень печальны
("Анкор, еще анкор!", "Вдовушка").Лучшие
творения художников попадали в коллекции
вельмож, оседали в запасниках Академии
художеств. Их мало кто видел. Создание
общедоступных художественных музеев
в России началось в 1852 г., когда открыл
свои двери Эрмитаж. Дворцовое собрание
художественных сокровищ было превращено
в национальный музей, доступный для публики.
6.Театр и музыка.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики постепенно становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превращались в общедоступные. В, них стали выступать и крепостные, и вольнонаемные актеры. Такие театры существовали, например, в Пензе и в Казани.Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) до 33 лет был крепостным. Павел Степанович Мочалов (1800-1848) вырос в семье крепостного актера. В одной из статей Белинского подробно описано исполнение Мочаловым роли Гамлета. По словам Белинского, Мочалов "придал Гамлету гораздо более силы и энергии... и дал ему грусти и меланхолии гораздо менее, нежели... должен иметь шекспировский Гамлет...". Другим выдающимся исполнителем роли Гамлета на русской сцене в то время был В. А. Каратыгин.Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского "Ревизора" - сначала в петербургском Александрийском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего играл Щепкин. Прохождение "Ревизора" через цензуру было делом безнадежным. Только личное вмешательство Николая I позволило поставить комедию. После спектакля он смущенно сказал: "Всем досталось, а мне более всех!"В эти же годы на сцене
20
Московского
Большого театра была поставлена опера
М. И. Глинки "Жизнь за царя" (впоследствии
на советской сцене она шла под названием
"Иван Сусанин"). В творчестве Михаила
Ивановича Глинки (1804-1857) русское музыкальное
искусство, усвоив западные средства выражения
(общие нормы гармонии, богатый и яркий
западный оркестр), поднялось на новую
высоту. Глинка первый создал неувядаемые
образцы новейшей национальной русской
музыки. Некоторые места в опере "Жизнь
за царя" (например, знаменитый хор "Славься")
поражают своим прозрением в самую глубину
народного творчества.Оперные творения
Глинки отличаются роскошью и яркостью
музыкальных красок, гениальной легкостью
техники и классической простотой. Это
относится и к другой его опере - "Руслан
и Людмила". Но если "Жизнь за царя"
имела громкий успех, то вторую оперу Глинки
публика встретила холодно. В России тогда
очень немногие сознавали истинное значение
его музыки. Но зарубежные ценители (французский
романист П. Мериме, композиторы Г. Берлиоз
и Ф. Лист) уже в то время высоко оценивали
творчество Глинки. Его перу принадлежит
и ряд замечательных романсов. Пожалуй,
наиболее известный из них написан на
стихи Пушкина - "Я помню чудное мгновенье".Пушкинский
сюжет лег в основу оперы Александра Сергеевича
Даргомыжского "Русалка". Эта опера
тоже встретила холодный прием у столичной
публики. "Большинство наших любителей
музыки и газетных писак не признает во
мне вдохновения,- писал огорченный композитор.-
Рутинный взгляд их ищет льстивых для
слуха мелодий, за которыми я не гонюсь.
Я не намерен снизводить для них музыку
до забавы. Хочу, чтобы звуки прямо выражали
слово. Хочу правды".
Музыка Даргомыжского не столь мелодична,
как Глинки. Но в одном отношении он его
превзошел. Глинка в своих операх часто
ограничивался общей характеристикой
драматической ситуации. Даргомыжский
же умел передавать душевное состояние
каждого из своих героев взволнованной
музыкальной речью.Глинка и Даргомыжский
не затмили обаятельно талантливых А.
А. Алябьева, А. Е. Варламова и А. Л. Гурилева.
Композиторы-любители, они обогатили нашу
музыку многими очаровательными романсами.
От них ведет начало русский городской
романс, наивный и трогательный. В первой
половине XIX в. русская музыкальная культура
поднялась на невиданную еще высоту.
21
7.Русская журналистика.
В первой половине XIX в. значительно возросло число газет и журналов. Увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания (например, "Вестник Европы") печатались не более чем в 1500 экземплярах. В 1811 г. стала выходить первая русская провинциальная газета "Казанские известия". Она просуществовала 10 лет. С 1838 г. в каждой губернии стали издаваться свои "Губернские ведомости". Участилось издание детских и женских журналов.Официальной газетой по-прежнему были "Санкт-Петербургские ведомости". Они сохранили характер информационного бюллетеня. В николаевское время известный журналист и издатель Ф. В. Булгарин издавал газету "Северная пчела". Она расхваливала правительство и во всем старалась угодить властям. Но ход их мыслей был непредсказуем, и Булгарин часто попадал впросак. "Не смей хвалить правительство! Правительство в твоих похвалах не нуждается!" - отчитывал его Дубельт, помощник Бенкендорфа. В другой раз начальственный гнев вызвало очень осторожное замечание насчет петербургской погоды. "Климат императорской резиденции бранишь?! - гремел Дубельт.- Вольнодумствуешь?! Смотри у меня!"Среди русских журналов начала XIX в. особой популярностью пользовался "Вестник Европы", основанный в 1802 г. Н. М. Карамзиным. Журнал придерживался умеренно-консервативного направления, отличаясь взвешенностью суждений, респектабельностью и высоким уровнем публикуемых материалов.Ярким, но очень коротким оказался век у "Полярной звезды", издававшейся А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым. В альманахе сотрудничало целое созвездие русских поэтов: А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский. Но вышло всего три книги. Когда печаталась четвертая, произошли события 14 декабря 1825 г.В первые годы николаевского царствования преобладали журналы консервативного направления. Только "Московский телеграф" выделялся либеральной направленностью. Издавал и редактировал его писатель и историк Н. А. Полевой. Гордясь своим недворянским происхождением, он выступал за уравнение прав всех сословий, за приобщение народов России к европейской культуре. Журнал просуществовал 9 лет и был закрыт в связи с критическим отзывом на драму Н. В. Кукольника "Рука Всевышнего отечество спасла". "Телескоп", в котором сотрудничал Белинский, издавался Н. И. Надеждиным всего пять лет.После закрытия "Телескопа" эстафету либеральной журналистики подхватили петербургские журналы
22
"Современник"
и "Отечественные записки".
"Современник" основал А.
С. Пушкин в 1836 г. Через несколько
месяцев он погиб. Журнал
23
8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на то, что в истории практически
нет эпох, которые не оказали бы сильнейшего
влияния на последующий ход развития культуры,
XIX век в России можно назвать самым ярким
ее этапом. Это период роста национального
самосознания, сформировавшегося в процессе
борьбы против французского нашествия.
Но одновременно с этим складывается и
развивается резко критический взгляд
на социальное устройство российской
действительности. Результатом становится
декабристское восстание, продемонстрировавшее
появление нового менталитета русской
интеллигенции и в определенной мере ознаменовавшее
выделение этого слоя общества. Общественная
мысль этого периода пытается найти разрешение
главных проблем времени: государственного
переустройства, крестьянской реформы
и самого человека. Так ищется путь, по
которому должно идти российское общество.
Взгляды мыслителей кардинально разделяются:
не только славянофилы и западники, но
и петрашевцы, народники, социалисты и
т. д. предлагают свои кардинальные способы
разрешения российских проблем. Особого
расцвета достигает в XIX веке русское искусство,
во всех своих видах и формах явившее миру
соцветие великих имен гениев мирового
масштаба. В искусстве всего за одно столетие
осуществился процесс развития самых
различных стилей и направлений от классицизма
до реализма. Таким образом, русская культура
второй половины XIX столетия вправе гордиться
великими именами. Классического совершенства
достигли литература, живопись и музыка.
Произведения гениев русского искусства
позволили раскрыть необъятный мир человеческой
личности. Метод реализма был первой попыткой
в познании этого мира. В русской культуре
XIX века сформировались все предпосылки
современной культуры России.
24
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Александров В.Н. История
2.
Балакина Т.И. История
3.
Георгиева Т.О. История
4.
Кондаков И.В. Введение в
5.
Лапшина Н.П. «Мир искусства».
М,, 1997.
6.
Мир русской культуры. М., 2004.
пособие.
— М.: Эксмо, 2007.
8.
Серебряный век русской поэзии.
М., 1993.
9.
Серебряный век. Л., 1991.
10.
Ценностный мир русской
25