Значение культурных преобразований Петра I для развития России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:42, реферат

Описание работы

Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя

Содержание

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ
2. РЕФОРМЫ ПЕТРА I. В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
2.РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
2. РАЗВИТИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ
2.РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИИ И ГЕОЛОГИИ
2. ПЕТРОВСКАЯ КУНСТКАМЕРА И ДРУГИЕ
ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗЛИЧНЫХ НАУК.
3. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Реферат по Истории.doc

— 83.00 Кб (Скачать)


Реферат

На тему: Значение культурных преобразований Петра I для развития России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Архипова Алёна 9Б класс

Преподаватель: Золотухина Т.И

 

                                        План

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ
2. РЕФОРМЫ ПЕТРА I. В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
2.РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
2. РАЗВИТИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ
2.РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИИ И ГЕОЛОГИИ
2. ПЕТРОВСКАЯ КУНСТКАМЕРА И ДРУГИЕ
ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗЛИЧНЫХ НАУК.
3. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя

Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б. И. Куракина, у него «амур начал первый быть

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. Петровское время стало переломным и в развитии живописи. Евангелистские и

библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни. Особенно высокого уровня достигла портретная живопись

На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М.  Наиболее известная из них – портрет канцлера графа Г. И. Головкина, замечательный не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика умного, волевого государственного деятеля. Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры. Это

был жанр близкий к повседневности и имевший широкий круг ценителей. Книги

украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма

разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах,

Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли (1675 – 1744) – выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г.

Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи – бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А. Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга – первого города в России,

строительство которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Ж. — Б. Леблон, П. М. Еропкин. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города – прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры

Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 – 1734). Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода – дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. — М. Фонтана и Г. Шедель).

 

В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и

воспитания художников. Царским указом большую группу "мастеровых людей разных

 

художеств" переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и

других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для

обучения. Среди них можно назвать живописцев А.Матвеева, И.Никитина,

Р.Никитина, гравера С.Коровина других.

 

В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след в

истории нашего искусства.

В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер. Петровские

преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных проектов и

застройку городов и барских усадьб.

В первой четверти ХVIII века видное место в архитектуре занимает гражданское

строительство. В это время сооружаются здания крупных промышленных

предприятий. Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве. Оружейный завод

в Туле, заводы крепости на Урале. Из зданий общественного пользования

необходимо назвать Главную аптеку, "Комедийную хромину" (театр) в Москве,

систему монументальных зданий в Петербурге.

В церковной архитектуре наступил период, получивший название "московское

барокко". Строятся храмы центрической композиции, устремленные ввысь, светлые

и торжественные. Башеннообразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных

барских усадьбах.

В Москве в этот период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась и принципиально новая

архитектура, основанная на системе колонн, портиков, фронтонов, ротонд и т.д.

Новые тенденции в архитектуре отразились в строительстве жилых помещений —

палат, дворцов.

 

В течение вот уже двух с половиной столетий не прекращаются споры о личности Петра I (1672—1725) и о значении Петровских преобразований. Отношение к проведенным Петром реформам может быть очень разным: от восхваления преобразований, наконец-то выведших Россию на путь цивилизованности, до их полного неприятия как насильственно уведших страну с самобытного пути развития.

Так, в XIX в. западники считали Петра великим «зодчим», направившим Россию по истинному — европейскому — пути развития. Одним из важнейших достижений Петровских реформ они считали появление интереса к личности, индивидуальности. Приверженцы во многом противоположной позиции — славянофилы — обвиняли Петра в расколе общества, объединенного прежде одним духом, одними убеждениями и понятиями.

Но какими бы ни были взгляды оппонентов, неопровержимо одно — Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России, рубежом, разделившим отечественную историю на два непохожих мира—допетровскую Россию и Россию послепетровскую.

Конечно, Петровские преобразования во многом были подготовлены XVII в. Однако предпринимавшиеся в XVII в. попытки реформ были половинчатыми и не вполне последовательными.

По мнению русского историка С. М. Соловьева Россия как бы раздумывала, за кем ей идти: за Византией или за Европой. Приход к власти Петра решил этот вопрос радикальным способом. После победоносного завершения Северной войны и заключения Ништадского мира (1721)

Россия приобрела небывалый политический вес в Европе. На карте мира появилась Российская империя. Новое наименование отражало характер новообразований Петровской эпохи. Были осуществлены реформы государственного управления: создан Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска.

Церковь была подчинена государству. Появилось деление территории страны на губернии. Венцом преобразований явилось строительство новой столицы — Петербурга. Темпы развития экономики возросли.

 

До Петровских преобразований существовало 15—20 мануфактур. За первую же четверть XVIII в. было создано около 200 предприятий. К концу петровского правления экспорт русских товаров и сырья вдвое превышал импорт. Грандиозные преобразования, проведенные Петром I, были поистине революционными. Они затронули все слои общества, властно вторглись в жизнь каждого человека — от боярина до простого крестьянина. Петровские реформы заложили основу для изменения самого мировоззрения значительной части населения. В допетровской России основой быта и нравственности служили принципы Домостроя, где беспрекословное подчинение более родовитому и старшему почиталось главной добродетелью человека; главными ценностями в то время мыслились отношения с Богом, сохранение почтения к святыне. В XVIII в. начинает складываться светское мировоззрение: формируется система светского образования, развивается искусство и наука. В эпоху Петра продолжало формироваться дворянство. В Табели о рангах 1722 г. нашло отражение развитие принципа чиновной выслуги. Служба была разделена на гражданскую и военную. Новая система расширила ряды служилого дворянства, включив в него выходцев из других сословий. Петр привил дворянству мысль о необходимости образования. Если вначале образование мыслилось как одна из служебных повинностей дворянского сословия, то к концу правления Петра необходимость хорошего образование для дворянина уже признавалась всеми слоями дворянства. Возросшие потребности в новых специалистах вызвали необходимость формирования сети учебных заведений, издания учебников, подготовки преподавателей. В 1708 г. Петр ввел новый гражданский шрифт, способствовавший появлению книг нерелигиозного содержания. Указом Петра в 1724 г. была создана Академия наук. Изменялся и традиционный уклад жизни россиян. К примеру, в 1718 г. Петр издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Русское дворянство нередко насильственно перекраивалось по западным меркам. Деятельность Петра создала условия для более широкого знакомства России не только с западной техникой и образом жизни, но и с культурой Европы. В XVIII столетии в России получают широкое распространение идеалы европейского Просвещения. Русское Просвещение связано прежде всего с именем великого ученого и литератора Михаила Васильевича Ломоносова (1711— 1765). Этот выдающийся деятель русской культуры внес весомый вклад буквально во все области знания. Ломоносову принадлежит ряд научных открытий в физике, химии, астрономии. Он же заложил основы современного русского литературного языка. Занимался Ломоносов и возрождением искусства мозаики. В 1755 г. по инициативе Ломоносова основан Московский университет. Последние годы работы Ломоносова пришлись уже на царствование Екатерины II (годы царствования - 1762—1796), во время которого произошел взлет российской культуры, немыслимый без Петровских преобразований. Очевидно, прав был С. М. Соловьев, писавший, что различие в оценках Петровских реформ «происходило от громадности дела, совершенного Петром, и продолжительности влияния этого дела».

 

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси» были исключены.

Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году.

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Ассамблея при Петре I.

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимен (Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Он так пояснял необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю…»

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга».

Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696—1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».

Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Значение культурных преобразований Петра I для развития России