Значение христианизации Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:10, реферат

Описание работы

Цель реферата: обобщить и проанализировать сведения о язычестве и крещении Руси.
Задачи реферата:
1. Ознакомиться с языческими верованиями древних славян.
2. Исследовать причины и характер распространения православия на Руси.
3. Определить личностный аспект в христианизации Киевской Руси.

Содержание

Введение 3
1. Язычество
1.1 Что такое язычество 5
1.2 Язычество древних славян 6
2. Причины перехода от язычества к христианству. 9
3.Христианизация Руси.
3.1 Проникновение христианства на Русь до князя Владимира. 11
3.2 Князь Владимир и крещение Руси. 14
4. Значение христианизации Руси. 17
Заключение 19
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат язычество и христианство на Руси.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

  Однако осуществить крещение Руси Ольге не удается. Возникшие трения с Византийским правящим домом, упорное нежелание Святослава принять крещение и сила "языческой партии", вынуждают княгиню обратиться за помощью на Запад. Но присланные германским императором католические миссионеры не нашли поддержки и понимания у населения Руси и вынуждены были бежать из ее пределов. Ольга теряет союзников, и к власти приходит Святослав во главе "партии язычников".

 

  Нового князя мало заботили внутренние проблемы государства. Это был настоящий воин, видевший цель в завоевании новых территорий. При Святославе было окончательно подорвано хазарское влияние (были захвачены и разрушены главные хазарские города - крепость Белая Вежа и столица Хазарии Итиль), укрепились позиции Киевской Руси на юге. В результате войн с Византией на короткий срок была подчинена Болгария.

 Положение  христиан на Руси резко ухудшилось. По-видимому, они были отстранены  от важнейших государственных  постов, лишены некоторых привилегий  и "ругаемы бяху" от язычников. Именно в это время была разрушена церковь Николая - один из древнейших центров христианской общины.

  В неудачах 971 года, когда под Доростолом был заключен невыгодный для русов мир, по-видимому, обвинены были именно христиане, связь (в том числе и политическая) которых с Византией была очевидной. Возможно, именно киевские христиане, боявшиеся репрессий вернувшегося из Болгарии Святослава, подкупили печенегов, которые в 972 году у Днепровских порогов напали на отряд князя и убили его.

В княжение старшего сына Святослава - Ярополка - христианская партия вновь укрепляет свои позиции. Приверженцы новой религии получают "волю великую", что вызывает недовольство в языческих кругах населения. Фактически начинается междоусобная война между двумя конфликтующими группировками.

 Языческую  партию возглавляет Владимир, на  его сторону переходит часть  дружины великого князя. Опираясь  на языческий Новгород и Северную  Русь, Владимир смещает своего  брата с киевского престола. Ярополк  бежит в город Родень, где и  погибает, покинутый собственной дружиной. В 979 году христианская группировка терпит поражение и лишается власти.

 

3.2 Князь Владимир и крещение Руси.

  Однако язычество в традиционном виде не смогло решить задачи, поставленные историей перед Киевским государством. В 980 году князь Владимир предпринял попытку реформировать устои родового общества, в угоду сложившейся к тому времени политической ситуации. На первое место был выдвинут культ дружинного бога Перуна, что не нашло понимания у основных масс языческого населения, приоритетно чтивших других богов - в основном, Велеса и Макошь. Отношения с христианскими империями начали осложняться. Возможно, у нового князя произошел конфликт с языческим жречеством, претендовавшим на сохранение родовой системы власти. В итоге, реформа окончилась неудачей.

  Владимир и его окружение активно искали выход из сложившейся ситуации и нашли его, по примеру многих государств того времени, в замене религии. По ряду политических причин киевская знать остановила свой выбор именно на византийской системе христианства. В то же время, с учетом географических и экономических причин, это был наиболее выгодный выбор для Руси. Осуществление новой реформаторской программы началось в конце 80-х годов X века.

В 988 году Киевская Русь и Византийская империя заключили союзный договор о взаимопомощи, скрепить который, по обычаям того времени, планировалось династическим браком между Владимиром и византийской принцессой Анной. Киев оказал помощь императорскому двору в подавлении восстания Варды Фоки, как раз в то время, когда из-за многих неблагоприятных внутреннеполитических факторов Византийская империя находилась на грани краха. Возможно, в том же году Владимир тайно принял крещение.

  Тем не менее, византийские императоры (на тот момент было два василевса - Василий и Константин) не выполнили свою часть договора - ни принцессы Анны, ни автономной церковной организации князю русов они не дали. В ответ на это коварство Владимир осадил центр византийского Крыма, город Херсонес (Корсунь) и овладел им весной 990 года. Византия вынуждена была уступить и выполнить свою часть договора. Свадьба Владимира и Анны, вероятно, произошла в Херсонесе. Летом того же года византийское духовенство в сопровождении княжеского войска прибыло в Киев.

Крещение города происходило в несколько этапов на протяжении лета 990 года. Еще в Корсуне подверглась христианизации княжеская дружина. Киевская знать, смиренная к этому времени княжеской властью и силой войска, тоже приняла крещение. Владимир приказал уничтожить статуи языческих богов по всему городу, что послужило своеобразной психологической подготовкой горожан к принятию новой веры.

  31 июля был издан новый указ: всему населению Киева явиться на следующий день к берегам реки Почайны. 1 августа 990 года состоялось формальное массовое крещение киевлян. Не все горожане подчинились приказу - многие приверженцы язычества покинули город и скрылись в "лесах и пустынях".

 Перед князем  Владимиром и его окружением  возник вопрос распространения  христианства на всю территорию  Киевской державы. Христианизация полян произошла в конце 990 и закончилась в 991 году.

 В Новгород, который являлся крупнейшим северным  оплотом язычества, был послан  дядя князя - Добрыня, воевода  Путята и епископ Иоаким. Противостояние  в городе дошло до уличных боев и поджога некоторых участков Новгорода крестителями. В ответ на это язычники под предводительством Богомила Соловья и тысяцкого Угоняя разграбили усадьбы новгородских христиан. Добрыней было разрушено святилище Перуна в устье Волхова. Крещение "огнем и мечом" происходило в несколько этапов: вначале крестились несколько сот жителей Торговой стороны. В первой половине сентября 990 года крещению подверглась основная масса населения. В конце сентября - начале октября того же года в новую веру обращали тех, кто смог избежать этого ранее.

  Сам князь Владимир отправился в Ростово-Суздальскую землю. Еще в Херсонесе христианизации подверглось также и ростовское воинство, участвовавшее позже в крещении Новгорода. Дойдя до Ополья, князь основал город Владимир Залесский, ставший, по-видимому, христианским центром Северо-восточной Руси, крупным оплотом новой религии в языческих землях кривичей, вятичей и соседних угро-финских народов. В 991-992 годах христианское духовенство, при поддержке княжеских дружин, несколько раз пытается крестить местное население. Однако действия властей не имели желаемого успеха - по свидетельству современников Успенскую церковь в Ростове посещали только "женщины и отроки". На долгое время Северо-восточная Русь становится центром языческих восстаний.

В конце X - начале XI века Русь постепенно христианизируется. При появлении крестителей большая  часть народа соглашалась принять  обряд, но как только княжеские власти уходили, "все возвращалось на круги  своя". В ряде областей насаждение новой веры встретило активный отпор со стороны местного населения. Отдельные районы продолжали исповедовать старые языческие традиции вплоть до XII - XIII веков.

  В целом, принятие христианства в качестве официальной религии способствовало развитию феодализма в Киевской Руси. Обращаясь к народу, христианские священники, в противовес языческим волхвам, проповедовали смирение, безропотное подчинение, отказ от накопления богатств и заботы о завтрашнем дне, ради "спасения души". Казалось бы, подобные проповеди должны были вызвать апатию у свободолюбивых язычников, но философская гибкость христианского богословия со временем сделала свое дело.

 Язычество,  поставленное властью вне закона, долгое время жило в народной  среде, в последствие оформив  симбиоз с христианским народным православием, и в завуалированной форме дойдя до наших дней.

 

4. Значение христианизации Руси.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное  значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многоженство. К примеру, у князя Владимира было пять "водимых", т.е. законных, жен, не считая наложниц. Христианская церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию в практику. И если уже в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга христианской церкви.

Ускорив процесс  ликвидации остатков родового строя, христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. В Византии церковь являлась крупным феодальным учреждением и землевладельцем. С принятием христианства эти же методы были привнесены и в Киевскую Русь, где церковные учреждения наряду с княжескими создают крупную земельную собственность, концентрируя в своих руках большие земельные владения.

  Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда, которые сохранились в некоторых районах Древней Руси. В известной мере христианская церковь боролась и против незаконного порабощения людей.  Влияние византийского духовенства сказалось и в разработке на Руси феодального законодательства. Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей: церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Крещение оказало  влияние и на культурную жизнь  Руси, на развитие техники, ремесел  и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения проявилось и в  художественной области. Греческие  художники создавали в новообращенной стране новые шедевры, которые приравнивались к лучшим образцам византийского искусства, к примеру Софийский собор в Киеве, построенный еще Ярославом в 1037 г. В настоящее время он является крупным музеем. Кто бывал в Киеве, не мог не полюбоваться этим шедевром древнерусского искусства. Образцом архитектурного искусства до сих пор является построенный в 1050 г. Софийский собор в Новгороде. Из Византии в Киев проникла и живопись на досках. В связи с крещением появились в Киевской Руси и образцы греческой скульптуры. Заметный след оставило крещение и в области просвещения, книгоиздательского дела. Как утверждал академик М.Н. Тихомиров, книжное просвещение на Руси стало распространяться с введением христианства (8 С. 52). Славянская азбука получила распространение на Руси в начале Х в. Первоначально славянская азбука была представлена двумя алфавитами: глаголицей и кириллицей. Оба эти алфавита были известны на Руси с начала Х в. Письменность в Древней Руси развивалась на основе кириллицы, буквы из которой вошли и в современный русский алфавит. Быстрое развитие русской письменности происходило в XI в., после признания христианства официальной религией на Руси. Потребность в церковных книгах на славянском языке резко увеличилась, так как христианство проникло не только в город, но и в сельскую местность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современной  богословской литературе обращение  Руси в христианство толкуется как  переход от заблуждения к истине, от языческой тьмы к свету новой  веры. Православные идеологи нередко  говорят и о том, что христианство в своем византийском, первозданном виде восторжествовало над язычеством и легло в основу мироощущения русского народа. Историческая действительность расходится с этими радужными представлениями. «Христианство отличалось от язычества не своей религиозной сущностью, а только теми чертами классовой идеологии, которые наслоились за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян или их соседей.» - писал академик Б.А.Рыбаков.

Государственная реформа Владимира пробудила  огромный духовный потенциал народа и дала толчок бурному развитию страны. Вместе с христианством на Русь пришли письменность и книжное просвещение  на доступном для всех славянском языке. В Западной Европе в то же время утвердились богослужение и церковное чтение на латыни, которой владела весьма незначительная часть общества. С принятием христианства изменился гражданский и семейный быт, появились новые нравственные понятия и правила поведения в обществе. Церковь и её иерархи стремились укрепить политический авторитет князей и придать их власти сакральный (священный) характер. Это также способствовало объединению страны и дальнейшему её развитию.

И язычество, и  христианство в равной мере основаны на вере в сверхъестественные силы, «управляющие» миром. Живучесть христианства в значительной степени объясняется использованием в его идеологии древнего языческого представления о загробном мире, о «второй жизни» после смерти. В сочетании с очень древним дуалистическим воззрением на мир, как на арену борьбы духов добра с духами зла, мысль о загробном мире породила учение о таком же дуализме и «потусторонней жизни» — о существовании «рая» для добрых и «ада» для злых.

Принятие христианского  вероисповедания по восточному, «греческому» обряду стало тем выбором Руси, который на тысячелетие вперёд предопределил её духовное, культурное развитие и во многом — место в политической системе европейских стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Аверьянов  Л.А. Хрестоматия по религии – М., 2000

2. Анненкова П.Е. Хрестоматия по истории – М., 2001

3. Лихачев Д.С. «Крещение Руси и государство Русь- Новый мир. 1988. №6

4. Рапов О.М."Русская церковь в IX- первой трети XII вв. Принятие христианства"-М.: Русская панорама, 1998. 2-е изд. 444 с.

6. Рыбаков Б.А.  Христианство и язычество –  М., 2001

7. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://paganism.msk.ru/liter/rybakov01.htm (11.04.2010)

8. М.Н. Тихомиров Религия и церковь в России- М. 1975.

9. Лихачев Д. Крещение Руси и государственная Русь / Д. Лихачев // Хрестоматия по истории России: в 4-х т.т.-Т.1. С древнейших времен до 17 века/Сост.: И.В. Бабевич, В. Н. Захаров, И.Е. Уколова.- М.: МИРОС Междунар. отношения, 1994.- С.45-48

 

1 Магия (лат. magia)- попытка человека достичь определенной цели с помощью действий и обрядов, основанная на вере в возможность подчинения его воле природных или сверхъестественных сил.

2 Анимизм (от лат. anima - душа) - вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы.

3 Прамонотеизм (от пра и монотеизм)-  культ единого бога- возможно древнейшая или одна из древнейших форм богопочитания, позднее утраченная. Косвенные доказательства существования П. есть в Библии.

Информация о работе Значение христианизации Руси