Жизнь и деятельность Николая Ивановича Пирогова

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:52, реферат

Описание работы

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) — российский хирург и анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии, член-корреспондент Петербургской АН (1846). Участник Севастопольской обороны (1854-55), франко-прусской (1870-71) и русско-турецких (1877-78) войн. Впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд хирургических операций. Вел борьбу с сословными предрассудками в области образования, выступал за автономию университетов, всеобщее начальное образование. Мировую известность получил атлас Пирогова «Топографическая анатомия» (т. 1-4, 1851-54)

Содержание

Краткая биография
Научная деятельность
Педагогическая деятельность
Общественная деятельность
Этико-деонтологические взляды учёного
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Пирогов.docx

— 37.94 Кб (Скачать)

Критика сословного профессионального образования: выступал против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, против ранней преждевременной специализации  детей; считал, что она тормозит нравственное воспитание детей, сужает их кругозор; осуждал произвол, казарменный режим  в школах, бездумное отношение  к детям.

Дидактические идеи: учителя должны отбросить старые догматические способы преподавания и применять новые методы; надо будить мысль учащихся, прививать  навыки самостоятельной работы; учитель  должен привлечь внимание и интерес  учащегося к сообщаемому материалу; перевод из класса в класс должен проводиться по результатам годовой  успеваемости; в переводных экзаменах  есть элемент случайности и формализма.

Телесные наказания. В этом отношении он был последователем Дж. Локка, рассматривая телесное наказание  как средство, унижающее ребенка, наносящее непоправимый ущерб его нравственности, приучающее его к рабскому повиновению, основанному лишь на страхе, а не на осмыслении и оценке своих поступков. Рабское повиновение формирует натуру порочную, ищущую возмездия за свои унижения. Н. И. Пирогов полагал, что результат обучения и нравственного воспитания, действенность методов поддержания дисциплины определяются объективным по возможности оцениванием учителем всех обстоятельств, вызвавших проступок, и назначением наказания, не пугающего и унижающего ребенка, а воспитывающего его. Осуждая применение розги как средства дисциплинарного воздействия, допускал в исключительных случаях применение физических наказаний, но лишь по постановлению педагогического совета. Несмотря на такую двойственность позиции Н. И. Пирогова, следует отметить, что поднятый им вопрос и развернувшаяся вслед за этим на страницах печати дискуссия имели положительные последствия: «Уставом гимназий и прогимназий» 1864 г. телесные наказания были отменены.

Система народного  образования по Н. И. Пирогову:

  • Элементарная (начальная) школа (2 года), изучается арифметика, грамматика;
  • Неполная средняя школа двух типов: классическая прогимназия (4 года, общеобразовательный характер); реальная прогимназия (4 года);
  • Средняя школа двух типов: классическая гимназия (5 лет общеобразовательный характер: латинский, греческий, русские языки, литература, математика); реальная гимназия (3 года, прикладной характер: профессиональные предметы);
  • Высшая школа: университеты высшие учебные заведения.
 
 

Общественная  деятельность

Николай Иванович Пирогов  был выдающимся деятелем не только в науке и педагогике, но и в общественной деятельности.

Ряд своих замечательных  статей, посвященных "вопросам жизни", он начал эпиграфом, в котором  на вопрос: "Чем вы готовите быть вашего сына?" содержался краткий, но многозначительный ответ: "Человеком" .Этому человеку он настойчиво предлагал пристально вглядываться в свой внутренний мир, строго проверять свои ощущения и упорно бороться с притаившимися на дне души низменными вожделениями и нечистыми помыслами. Рисуя путь нравственного самоусовершенствования, он ставил в конце его, как Повелительный идеал, любовь к людям, как бы говоря своим читателям и слушателям словами великого польского поэта: "Имейте сердце и глядите в сердце". Являясь настоящим учителем жизни в своих речах, статьях и распоряжениях, он постоянно поучал, что надо не только призывать молодежь знать, где пути правды, но и научить ее ходить по ним, указывая не только на пользу служения нравственному долгу, но и на красоту последнего.

К моменту ухода  из медико-хирургической академии в  журнале «Морской вестник» (июль 1856 г.) была опубликована статья Н. И. Пирогова «Вопросы жизни», в которой говорилось: «Школа должна готовить сознательных членов общества, способных не приспосабливаться  к злу, а бороться с ним». Эта  статья была с восторгом встречена  передовой русской общественностью. Она, очевидно, сыграла немалую роль в том, что 30 сентября 1856 г. Н. И. Пирогов  был назначен попечителем Одесского  учебного округа. Он выступал в газете с программой преобразования школы, поставил вопрос о преобразовании Одесского  лицея в университет и одновременно писал о необходимости широкого доступа в университет представителей всех национальностей и сословий.

Оставленный Пироговым "Дневник старого врача" дает возможность заглянуть в его  душу не как общественного деятеля  и знаменитого ученого: он дает возможность  услышать голос сердца человека, того человека, которого Пирогов хотел  воспитать в каждом юноше. Это  сердце преисполнено глубокой и трогательной веры в высший Промысел и умиления перед заветами Христа. Жизнь учит, что Христос имеет много слуг, но мало действительных последователей. Одним из последних был Пирогов. Таким образом, эта выдающаяся работа является средоточием духовного  наследия Н.И. Пирогова, так как в  ней последовательно изложены метаморфозы  его религиозных убеждений.

Н.И. Пирогов был  руководителем молодых русских  ученых, оставляемых при университетах  и отправляемых в заграничные  командировки для усовершенствования. В этой высокой и нравственно  плодотворной роли пробыл до половины 1866 года.

В течении двухлетнего  управления Одесским учебным округом  Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназии, внушал директорам и учителям учебных заведений  мысль о необходимости гуманного  отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная  деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского  генерал-губернатора подозрение в  свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен  в Киев на должность попечителя Киевского  учебного округа . Здесь продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых. Руководил газетой «Одесский вестник». В 1861 году Порогов был уволен с должности попечителя, прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы.

Одновременно с  назначением Пирогова попечителем  его "Вопросы жизни" были перепечатаны в "Журнале министерства народного  просвещения".

В 1866 г. Н.И.Пирогов в усадьбе Вишня, где построил больницу на 8 коек и аптеку. Он много оперирует в своей деревне и, судя по дневнику, весьма доволен результатами.

В 1870 г. по просьбе  Общества Красного Креста он выезжает на театр франко-прусской войны, где  знакомится с организацией помощи раненым.

После войны его  статья о «вопросах жизни» не менее  успешно печаталась в журнале  «Современник». 
 

Этико-деонтологические взгляды учёного

Этико-деонтологические нормы поведения – формирования конкретного, четкого профессионального поведенческого стереотипа, выявления истоков его порождения в социокультурных пространствах прошлого.

Вопросы по деонтологии  хирурга поставлены Н.И.Пироговым в работах: "Анналы хирургического отделения клиники Дерптского университета" (1837 и 1839), "О трудностях распознавания хирургических болезней и о счастье в хирургии, объясняемых наблюдениями и историями болезней" (1854) "Дневник старого врача" (1879-1881). Важнейшими вопросами деонтологии, которые поставил в своих работах Н.И.Пирогов, являются: требования к профессиональной годности врача, отношение врача к обществу в целом, к больному и коллегам. Обязанностью любого мыслящего врача Н.И.Пирогов считал постоянное приобретение знаний на пользу дальнейшей практической работы. Являясь, образно говоря, генератором многочисленных новых идей, Н.И.Пирогов учился сам всю жизнь и все полезное, подмеченное им в различных ситуациях смело вводил в хирургию. На Кавказе в 1847 г. он подметил у дагестанских народных врачевателей некоторые позитивные способы вправления вывихов и репозиции отломков при переломах и ввел их в медицину. За полтора года до осады Севастополя Н.И.Пирогов наблюдал в мастерской одного скульптора действие гипсового раствора на полотно. Интуитивно он понял перспективность таких повязок при лечении переломов костей и в этот же день наложил бинты и полоски холста, смоченные раствором гипса, на голень после сложного, открытого перелома.

 Результат был  отличный. Этот метод впервые  в мире был использован в  военно-полевых условиях в осажденном  Севастополе. Если при появлении  антисептического метода Листера  Н.И.Пирогов отнесся к нему сдержанно, то потом принял его, усовершенствовал и предсказал необходимость предупреждения инфекции в ране методом обработки ее в глубину, т. е. первичную хирургическую обработку. Будучи крупнейшим ученым-теоретиком, Н. И. Пирогов любил и ценил практическую деятельность врача. Поскольку в период обучения в Московском университете количество операций исчислялось единицами, то для овладения искусством операций он провел бесчисленное их количество в моргах. Заняв кафедру, включился в проведение самых разнообразных оперативных вмешательств по хирургии, травматологии, ортопедии, отоларингологии, гинекологии, проводил глазные и пластические операции. В период Крымской войны Н.И.Пироговым или при его участии сделано более 5000 только одних ампутаций конечностей. Руководя кафедрой госпитальной хирургии, он одновременно консультировал в четырех больницах Петербурга. Н.И.Пирогов большое внимание уделял поликлиническому приёму больных, где, как он считал, оттачивается диагностический навык специалиста. Вынужденный уйти из академии в расцвете творческих сил, Н.И.Пирогов продолжал заниматься практической хирургией. "У себя в деревне я много имел дела с хирургическими больными, почти всякий день оперировал, перевязывал и по 5-6 часов в день принимал у себя больных",- писал он. Со всей ответственностью перед настоящим и будущим относился Н.И.Пирогов к оценке результатов своих исследований и лечения больных. Его мысли остаются актуальными до настоящего времени, ибо и сейчас не так уж редко допускаются искажения фактических данных в научных работах и даже диссертациях, приписки и плагиат. Взгляды Н. И. Пирогова о необходимости повышения научной роли высших учебных заведений, о необходимости льгот для более выдающихся педагогов и учёных в институтах имеют и сейчас актуальное значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников

  • Геселевич А.М. Научное, литературное и эпистолярное наследие Николая Ивановича Пирогова; с предисл. А. Н. Бакулева. - М. : Медгиз, 1956. - 261, с.
  • Журнал. Новая аптека. 2007г. № 6.
  • Современное значение педагогических идей Н. И. Пирогова - СПб. : О-во эксперимент. педагогика, 1911. - 50, с.
  • http://biography.yaxy.ru/01160345.htm
  • http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=8242
  • http://inic-medic.blogspot.com/2010/06/blog-post.html
  • http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks175393#TOC_IDAXS2UDB
  • http://rsmu.ru/5709.html
  • http://www.spio.ru/polovyiev_refleksyi/deyatelnost_pirogova.html

Информация о работе Жизнь и деятельность Николая Ивановича Пирогова