Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:35, реферат
К началу XVI века на культуру и быт русского народа имела огромное влияние церковь и религия. Православие сыграло положительную роль в преодоление суровых нравов, невежества и архаичных обычаев древнерусского общества. В частности, нормы христианской морали оказывали воздействие на семейную жизнь, брак, воспитание детей.
Введение
Семейные отношения
Женщина эпохи домостроя
Будни и праздники русских людей
Труд в жизни русского человека
Нравственные устои
Заключение
Список литературы
.
Нравственный уклад жизни, являясь составляющей ежедневных забот, экономических и социальных, является столь же необходимым, как и заботы о «хлебе насущном».
Достойные взаимоотношения между супругами в семье, уверенное будущее детей, благополучное положение стариков, уважительное отношение к власти, почитание духовных лиц, радение о соплеменниках и единоверцах есть непременное условие «спасения», успеха в жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, реальные особенности русского быта и языка XVI столетия, замкнутое саморегулируемое русское хозяйство, ориентированное на разумный достаток и самоограничение (нестяжательство), живущее по православным нравственным нормам были отражены в «Домострое», значение которого заключается в том, что он рисует нам жизнь зажиточного человека XVI в. - горожанина, купца или приказного человека.
«Домострой» даёт классическую средневековую трёхчленную пирамидальную структуру: чем ниже на иерархической лестнице стоит существо, тем меньше его ответственность, но также и свобода. Чем выше - тем больше власть, но и ответственность перед Богом. В модели «Домостроя» царь отвечает за свою страну разом, а хозяин дома, глава семьи - за всех домочадцев и их грехи; почему и появляется нужда в тотальном вертикальном контроле за их действиями. Вышестоящий при этом имеет право карать нижестоящего за нарушение порядка или нелояльность к его власти.
В «Домострое» проводиться идея практической духовности, в чём и состоит особенность развития духовности в Древней Руси. Духовность - не рассуждения о душе, а практические дела по претворению в жизнь идеала, имевшего духовно-нравственный характер, и, прежде всего идеала праведного труда.
В «Домострое» дан портрет русского мужчины того времени. Это добытчик и кормилец, примерный семьянин (разводов не было в принципе). Каков бы не был его социальный статус, на первом месте для него - семья. Он защитник своей жены, детей и своего добра. И, наконец, это человек чести, с глубоким чувством собственного достоинства, чуждый лжи и притворства. Правда, рекомендации «Домостроя» позволяли использовать силу по отношению к жене, детям, слугам; да и статус последних был незавидным, бесправным. Главным в семье был мужчина - хозяин, муж, отец.
Итак, «Домострой» есть попытка создания грандиозного религиозно - нравственного кодекса, который должен был установить и внедрить в жизнь именно идеалы мировой, семейной, общественной нравственности.
Уникальность
«Домостроя» в русской
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. - М.: Худож. Лит., 1985
2. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия. поэзия. - М.: Наука, 1996
3. Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность, 1995, № 3. - С. 161-172
4. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питьё, здоровье и болезни, нравы, обряды, приём гостей. - М.: Просвещение, 1998
5. Личман Б.В. История России. - М.: Прогресс, 2005
6. Орлов А.С. Древняя русская литература 11-16 веков. - М.: Просвещение, 1992
7. Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х - начало ХIХ в.). - М.: Просвещение, 1997
8. Терещенко А. Быт русского народа. - М.: Наука, 1997
Информация о работе Жизнь и быт русских людей XVI века в «Домострое»