Жизнь и быт русских людей XVI века в «Домострое»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:37, реферат

Описание работы

К началу XVI века на культуру и быт русского народа имела огромное влияние церковь и религия. Православие сыграло положительную роль в преодоление суровых нравов, невежества и архаичных обычаев древнерусского общества. В частности, нормы христианской морали оказывали воздействие на семейную жизнь, брак, воспитание детей.
Пожалуй, ни один документ средневековой Руси не отразил характер быта, хозяйства, экономических взаимоотношений своего времени, как «Домострой».

Содержание

Введение
Семейные отношения
Женщина эпохи домостроя
Будни и праздники русских людей
Труд в жизни русского человека
Нравственные устои
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.03 Кб (Скачать)

У знатных особ, у которых были свои домашние церкви и домовые священнослужители, семья сходилась в церковь, где  молитвы, заутреню и часы служил священник, а пел дьячок, смотревший за церковью или часовней, и после утреннего  богослужения священник кропил святой водою.

Окончив молитвословие, все расходились  к домашним занятиям.

Там, где муж жену допускал до управления домом, хозяйка держала с хозяином совет, что делать в предстоящий  день, заказывала кушанье и задавала на целый день уроки в работах  служанкам. Но не всех жён уделом была такая деятельная жизнь; большею  частью жёны знатных и богатых  людей по воле мужей вовсе не вмешивались  в хозяйство; всем заведовали дворецкий  и ключник из холопов. Такого рода хозяйки после утреннего моления  отправлялись в свои покои и садились за шитьё и вышивание золотом  и шелками со своими прислужницами; даже кушанье к обеду заказывал  сам хозяин ключнику.

После всех домашних распоряжений хозяин приступал к своим обычным  занятиям: купец отправлялся в  лавку, ремесленник брался за своё ремесло, приказные люди наполняли приказы  и приказные избы, а бояре в  Москве стекались к царю и занимались делами.

Приступая к началу дневного занятия, будь то приказное писательство или  чёрная работа, русский считал приличным  вымыть руки, сделать перед образом  три крёстных знамения с земными  поклонами, а если предстоит случай или возможность, принять благословение  священника.

В десять часов служились обедни.

В полдень наступало время обеда. Холостые лавочники, парни из простонародья, холопы, приезжие в городах и посадах  обедали в харчевнях; люди домовитые  садились за стол дома или у приятелей  в гостях. Цари и знатные люди, живя в особых покоях в своих дворах, обедали отдельно от прочих членов семьи: жёны с детьми трапезовали  особо. Незнатные дворяне, дети боярские, посадские и крестьяне – хозяева  оседлые ели вместе с жёнами и  с прочими членами семьи. Иногда семейные члены, составлявшие со своими семьями одно семейство с хозяином, обедали от него и особо; во время  же званных обедов особы женского пола никогда не обедали там, где  сидел хозяин с гостями.

Стол накрывался скатертью, но не всегда это соблюдалось: очень часто  люди незнатные обедали без скатерти и ставили на голый стол соль, уксус, перец и клали ломтями  хлеб. Двое домашних служебных чинов заведовали порядком обеда в зажиточном доме: ключник и дворецкий. Ключник находился в поварне при отпуске кушаний, дворецкий – при столе и при поставце с посудой, стоявшей всегда против стола в столовой. Несколько слуг носили кушанья из поварни; ключник и дворецкий, принимая их, разрезали на куски, отведывали и тогда уже отдавали слугам ставить перед господином и сидевшими за столом

После обычного обеда ложились отдыхать. Это был повсеместный и освящённый народным уважением обычай. Спали, пообедавши, и цари, и бояре, и купцы; уличная  чернь отдыхала на улицах. Не спать  или, по крайней мере, не отдыхать после  обеда считалось в некотором  смысле ересью, как всякое отступление  от обычаев предков.

Вставши от послеобеденного сна, русские  опять принимались за обычные  занятия. Цари ходили к вечерне, а  часов с шести вечера предавались  уже забавам и беседам.

Иногда бояре собирались во дворец, смотря по важности дела, и вечером. вечер в домашнем быту был временем развлечений; зимою собирались друг к другу родные и приятели в  домах, а летом в палатках, которые  раскидывались перед домами.

Русские всегда ужинали, а после  ужина благочестивый хозяин отправлял  вечернее моление. Снова затепливались  лампады, зажигались свечи перед  образами; домочадцы и прислуга собирались на моление. После такого молитвословия  считалось уже непозволительным есть и пить: все скоро ложились спать.

С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение и другие, а также  седьмой день недели – воскресенье. По церковным правилам праздничные  дни следовало посвящать благочестивым  делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось  грехом. Однако бедные работали и в  праздники.

Относительная замкнутость домашнего  быта разнообразилась приёмами гостей, а также праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно  во время церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался  на Крещение. В этот день митрополит освящал воду Москвы-реки, а население  города совершало обряд Иордани  – «омывания святой водой».

По праздникам устраивались и другие уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи известны ещё в Киевской Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, исполнения песен, представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. В скоморошью труппу входили обычно шарманщик, акробат, кукольник.

Праздники, как правило, сопровождались общественными пирами – «братчинами». Однако представления о якобы  беспробудном пьянстве русских явно преувеличены. Только во время 5-6 наиболее крупных церковных праздников населению  разрешалось варить пиво, а кабаки являлись государственной монополией.

Общественный быт включал также  проведение игр и забав – как  военных, так и мирных, например взятие снежного городка, борьба и кулачный бой, городки, чехарда, жмурки, бабки. Из азартных игр получили распространение  игра в кости, а с XVI века – в  карты, привезённые с Запада. Любимым  развлечением царей и бояр была охота.

Таким образом, жизнь человека в  эпоху средневековья хотя и была сравнительно однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и социально-политической сферами, включала многие аспекты повседневного  бытия, на которые историки далеко не всегда обращают должное внимание. 

ТРУД В ЖИЗНИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Русский человек эпохи средневековья  непрерывно занят мыслями о своём  хозяйстве: «Всякому человеку, богату и убогу, ве – лику и малу, рассудити  себя и сметити, по промыслу и по добытку и по своему имению, а  приказному человеку, сметя себя по государскому жалованью и по доходу, и таков двор себе держати и  всякое стяжание и всякий запас, по тому и люди держати и всякий обиход; по тому и ести и питии и с  людьми сходитися с добрыми»[11].

Труд как добродетель и нравственное деяние: всякое рукоделие или ремесло, по «Домострою», следует исполнять  приготовясь, очистясь от всякой скверны  и руки вымыв чисто, прежде всего  – святым образам поклониться  в землю – с тем и начать всякое дело.

По «Домострою», каждый человек  должен жить согласно своим достаткам.

Все хозяйственные припасы следует  покупать во время, когда они дешевле, и хранить их тщательно. Хозяин и  хозяйка должны ходить по кладовым и погребам и смотреть, каковы запасы, и как они хранятся. Заготовлять и заботится обо всём для дома должен муж, сберегать же заготовленное должна жена – хозяйка. Все припасы рекомендуется выдавать по счёту и записывать, сколько чего выдано, чтобы не позабыть.

«Домострой» рекомендует постоянно  иметь на дому у себя людей, способных  к различного рода ремёслам: портных, сапожников, кузнецов, плотников, чтобы  ничего не надо было покупать на деньги, а всё иметь в доме готовым. Попутно указаны правила, как  надо готовить те или иные припасы: пиво, квас, заготовлять капусту, хранить  мясо и различные овощи и т.д.

«Домострой» является своего рода мирским  обиходником, указывая мирскому человеку, как и когда ему надо соблюдать  посты, праздники и т.д.

«Домострой» даёт практические советы по ведению домашнего хозяйства: и как «устроити хорошо и чисто» избу, как повесить иконы и как  их содержать в чистоте, как приготовить  пищу.

Отношение русских людей к труду  как добродетели, как к нравственному  деянию отражается в «Домострое». Создаётся  настоящий идеал трудовой жизни  русского человека – крестьянина, купца, боярина и даже князя (в то время  классовое разделение осуществлялось не по признаку культуры, а больше по размеру имущества и числу  слуг). Все в доме – и хозяева, и работники – должны трудиться, не покладая рук. Хозяйка, даже если у  неё гости, «всегда бы над рукоделием сидела сама». Хозяин должен всегда заниматься «праведным трудом» (это неоднократно подчёркивается), быть справедливым, бережливым и заботиться о своих домочадцах и работниках. Хозяйка-жена должна быть «добрая, трудолюбивая и молчаливая». слуги – хорошие, чтобы «знали ремесло, кто кого достоин и какому ремеслу учен». родители обязаны  учить труду своих детей, «рукоделию – мать дочерей и мастерству –  отец сыновей».

Таким образом, «Домострой» был  не только сводом правил поведения  зажиточного человека XVI в., но и первой «энциклопедией домашнего хозяйства».

НРАВСТВЕННЫЕ УСТОИ

Чтобы добиться праведного жития, человек  должен следовать некоторым правилам.

В «Домострое» приведены такие  характеристики и заветы: «Благоразумный отец, который торговлей кормиться  – в городе или за морем, - или  в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь » (гл. 20), «любите отца своего и мать свою и старость их чтите и немощь и  страдания всякое от всей души на себя возложите» (гл. 22), « следует молиться о своих прегрешениях и отпущении  грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его, и  о христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении пленных, и о священниках, иконах и монахах, и об отцах духовных, и о болящих, о заключённых в темницу, и  за всех христиан» (гл. 12)[12].

В главе 25 «Наказ мужу, и жене, и  работникам, и детям, как подобает жить» «Домостроя» отражены нравственные правила, которым должны следовать  русские люди эпохи средневековья: «Да самому тебе, господину, и жене, и детям и домочадцам – не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить  зла, ни на кого не гневаться, к старшим  быть послушным и покорным, к средним  – дружелюбным, к младшим и  убогим – приветливым и милостивым, всякое дело привить без волокиты и особенно не обижать в оплате работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради бога: и поношение, и укоризну, если поделом поносят  и укоряют, с любовью принимать  и подобного безрассудства избегать, а в ответ не мстить. Если же ни в чём не повинен, за это от бога награду получишь»[13].

Глава 28 «О неправедной жизни» «Домостроя»  содержит в себе следующие наставления: «А кто не по-божьи живёт, не по-христиански, чинит всякую неправду и насилие, и обиду наносит большую, и  долгов не платит, а незнатного человека во всём изобидит, и кто по-соседски не добр или в селе на своих крестьян, или в приказе сидя при власти накладывает тяжкие дани и разные незаконные налоги, или чужую ниву распахал, или лес посёк, или переловил  всю рыбу в чужом садке, или  борти, или перевесище и всякие ловчие угодья неправдою и насилием захватит и ограбит, или покрадёт, или уничтожит, или кого в чём ложно обвинит, или в чём обманет, или ни за что кого-то предаст, или в рабство  неповинных лукавством или насилием охолопит, или нечестно судит, или  неправедно производит розыск, или  ложно свидетельствует, или лошадь, и всякое животное, и всякое имущество , и села или сады, или дворы  и всякие угодья силою отнимает, или задёшево в неволю купит, и  во всяких непотребных делах: в блуде, в гневе, в злопамятстве, - сам  господин или госпожа их творят, или дети их, или люди их, или крестьяне их - обязательно все вместе будут в аду, а на земле прокляты, ибо во всех тех делах недостойных хозяин такой богом не прощён и народом проклят, а обиженные им вопиют к богу»[14].

Нравственный уклад жизни, являясь  составляющей ежедневных забот, экономических  и социальных, является столь же необходимым, как и заботы о «хлебе насущном».

Достойные взаимоотношения между  супругами в семье, уверенное  будущее детей, благополучное положение  стариков, уважительное отношение к  власти, почитание духовных лиц, радение  о соплеменниках и единоверцах  есть непременное условие «спасения», успеха в жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, реальные особенности  русского быта и языка XVI столетия, замкнутое  саморегулируемое русское хозяйство, ориентированное на разумный достаток и самоограничение (нестяжательство), живущее по православным нравственным нормам были отражены в «Домострое», значение которого заключается в  том, что он рисует нам жизнь зажиточного  человека XVI в. – горожанина, купца  или приказного человека.

«Домострой» даёт классическую средневековую  трёхчленную пирамидальную структуру: чем ниже на иерархической лестнице стоит существо, тем меньше его  ответственность, но также и свобода. Чем выше – тем больше власть, но и ответственность перед Богом. В модели «Домостроя» царь отвечает за свою страну разом, а хозяин дома, глава семьи – за всех домочадцев и их грехи; почему и появляется нужда  в тотальном вертикальном контроле за их действиями. Вышестоящий при  этом имеет право карать нижестоящего за нарушение порядка или нелояльность к его власти.

В «Домострое» проводиться идея практической духовности, в чём и  состоит особенность развития духовности в Древней Руси. Духовность –  не рассуждения о душе, а практические дела по претворению в жизнь идеала, имевшего духовно-нравственный характер, и, прежде всего идеала праведного труда.

В «Домострое» дан портрет русского мужчины того времени. Это добытчик и кормилец, примерный семьянин (разводов не было в принципе). Каков бы не был  его социальный статус, на первом месте  для него – семья. Он защитник своей  жены, детей и своего добра. И, наконец, это человек чести, с глубоким чувством собственного достоинства, чуждый лжи и притворства. Правда, рекомендации «Домостроя» позволяли использовать силу по отношению к жене, детям, слугам; да и статус последних был  незавидным, бесправным. Главным в  семье был мужчина – хозяин, муж, отец.

Итак, «Домострой» есть попытка  создания грандиозного религиозно - нравственного  кодекса, который должен был установить и внедрить в жизнь именно идеалы мировой, семейной, общественной нравственности.

Уникальность «Домостроя» в  русской культуре, прежде всего, в  том, что после него уже не предпринималось  сравнимой попытки нормировать  весь круг жизни, особенно семейной.

Информация о работе Жизнь и быт русских людей XVI века в «Домострое»