Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 19:49, доклад
Тенденции, которые определили развитие литературы «серебряного века», были характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской и мировой культуре. На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров русской живописи Михаила Врубеля. Врубелевские образы — это образы-символы. Они не укладывается в рамки старых представлений
Живопись
«серебряного века»
Тенденции, которые определили развитие литературы «серебряного века», были характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской и мировой культуре. На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров русской живописи Михаила Врубеля. Врубелевские образы — это образы-символы. Они не укладывается в рамки старых представлений. Художник — «гигант, мыслящий не бытовыми категориями окружающей жизни, а «вечными» понятиями, он мечется в поисках истины и красоты». Мечта Врубеля о красоте, которую так трудно было найти в окружающем его мире, который полон безысходных противоречий. Врубелевская фантазия, переносит нас в иные миры, где красота, однако, не освобождается от болезней века, — это воплощенные в красках и линиях чувства людей того времени, когда русское общество жаждало обновления и искало пути к нему.
В творчестве Врубеля фантазия соединилась с реальностью. Сюжеты некоторых его картин и панно откровенно фантастичны. Изображая Демона или сказочную Царевну Лебедь принцессу Грезу или Пана, он рисует своих героев в мире, словно созданном могучей силой мифа. Но даже тогда, когда предметом изображения оказывалась реальность, Врубель словно наделял природу способностью чувствовать и думать, а человеческие чувства безмерно усиливал в несколько раз. Художник добивался того, чтобы краски на его холстах сияли внутренним светом, светились, как драгоценные каменья.
Другой важнейший
живописец рубежа столетий — Валентин
Серов. Истоки его творчества — в 80-х годах
XIX века. Он выступил продолжателем лучших
традиций передвижников и в то же время
смелым открывателем новых путей в искусстве.
Замечательный художник, он был блестящим
педагогом. Многие видные художники девятисотых
годов нового века обязаны ему своим мастерством.
В первые годы своего творчества художник
видит высшую сою цель художника в воплощении
поэтического начала. Серов учился в малом
видеть большое и значительное. В его замечательных
портретах «Девочка с персиками» и «Девушка,
освещенная солнцем» не столько конкретные
образы, сколько символы юности, красоты,
счастья, любви.
Позднее Серов стремился выразить представления о красоте человека в портретах творческих личностей, утверждая важную для русской художественной культуры идею: человек красив, когда он творец и художник (портреты К. А. Коровина, И. И. Левитана). Поражает смелость В. Серова в характеристике его моделей, будь то передовая интеллигенция или банкиры, великосветские дамы, высшие чиновники и члены царской фамилии.
Созданные в первое десятилетие нового века портреты В. Серова свидетельствуют о слиянии лучших традиций русской живописи и создании новых эстетических принципов. Таковы портреты М. А. Врубеля, Т. Н. Карсавиной, позднее — «изысканно стилизованный» портрет В. О. Гиршман и прекрасный, выдержанный в духе модерна, портрет Иды Рубинштейн.
На стыке веков развивается творчество художников, ставших гордостью России: К. А. Коровина, А. П. Рябушкина, М. В. Нестерова. Великолепные полотна на сюжеты древнейшей Руси принадлежат Н. К. Рериху, искренне мечтавшему о новой роли искусства и надеявшемуся на то, что «из порабощенного служащего искусство вновь может обратиться в первого двигателя жизни».
Богатством отличается и русская скульптура этого периода. Лучшие традиции реалистической скульптуры второй половины XIX века в своих произведениях (и среди них памятник первопечатнику Ивану Федорову) воплотил С. М. Волнухин. Импрессионистское направление в скульптуре выразил П. Трубецкой. Гуманистическим пафосом, а подчас и глубоким драматизмом отличается творчество А. С. Голубкиной и С. Т. Коненкова.
Но все эти процессы не могли разворачиваться вне социального контекста. Темы — Россия и свобода, интеллигенция и революция — пронизывали и теорию, и практику русской художественной культуры этого периода. Художественная культура конца XIX — начала XX века характеризуется множеством платформ и направлений. Два жизненных символа, два исторических понятия — «вчера» и «завтра» — явно доминировали над понятием «сегодня» и определяли собою границы, в которых происходило противоборство различных идей и концепций.
Общая психологическая атмосфера послереволюционных лет вызвала у некоторых художников недоверие к жизни. Усиливается внимание к форме, реализуется новый эстетический идеал современного модернистского искусства. Развиваются ставшие известными всему миру школы русского авангарда, в основе которых лежит творчество В. Е. Татлина, К. С. Малевича, В. В. Кандинского.
Художники, участвующие в 1907 году в выставке под ярким символическим названием «Голубая роза», усиленно пропагандировались журналом «Золотое руно» (Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, Н. Н. Сапунов и др.). Они были различны по своим творческим стремлениям, но их объединяло влечение к выразительности, к созданию новой художественной формы, к обновлению живописного языка. В крайних проявлениях это выливалось в культ «чистого искусства», в образы, порожденные подсознанием.
Возникновение
в 1911 году и последующая деятельность
художников «Бубнового валета» обнаруживает
связь русских живописцев с судьбами общеевропейских
художественных движений. В творчестве
П. П. Кончаловского, И. И. Машкова и других
«бубновалетовцев» с их формальными исканиями,
стремлением строить форму при помощи
цвета, а композицию и пространство на
определенных ритмах находят выражение
принципы, которые формировались в Западной
Европе. В это время кубизм во Франции
пришел к «синтетической» стадии, перейдя
от упрощения, схематизации и разложения
формы к полному отрыву от изобразительности.
Русским художникам, которых в раннем
кубизме привлекало аналитическое отношение
к предмету, эта тенденция была чуждой.
Если у Кончаловского и Машкова просматривается
явная эволюция к реалистическому мировосприятию,
то тенденция художественного процесса
других художников «Бубнового валета»
имела иной смысл. В 1912 году молодые художники,
отделившись от «Бубнового валета», назвали
свою группу «Ослиный хвост». Вызывающее
название подчеркивает бунтарский характер
выступлений, которые направлены против
сложившихся норм художественного творчества.
Русские художники: Н. Гончаров, К. Малевич,
М. Шагал – продолжают поиски, делают это
энергично и целеустремленно. В дальнейшем
их пути разошлись.
Ларионов, отказавшийся от изображения
реальной действительности, пришел к так
называемому лучизму. Малевич, Татлин,
Кандинский встали на путь абстракционизма.
Исканиями художников «Голубой розы» и «Бубнового валета» не исчерпываются новые тенденции в искусстве первых десятилетий XX века. Особое место в этом искусстве принадлежит К. С. Петрову-Водкину. Его искусство расцветает в послеоктябрьское время, но уже в девятисотые годы он заявляет о творческой самобытности прекрасными полотнами «Играющие мальчики» и «Купание красного коня».