Живопись
и культура во второй половинеXIX
века
Выполнила: ученица 8
Б класса
Колычева Анастасия.
Проверил: учитель
по истории
Кирильчик А.М.
Вторая
половина XIX в. ознаменовалась расцветом
русского изобразительного искусства.
Оно стало подлинно великим искусством,
было проникнуто пафосом освободительной
борьбы народа, откликалось на запросы
жизни и активно вторгалось в жизнь.
В изобразительном
искусстве окончательно утвердился
реализм - правдивое и всестороннее
отражение жизни народа, стремление
перестроить эту жизнь на началах
равенства и справедливости.
Для русского изобразительного
искусства были характерны романтизм
и реализм. Однако официально
признанным методом был классицизм.
Академия художеств стала консервативным
и косным учреждением, препятствовавшим
любым попыткам свободы творчества.
Русская
живопись второй половины XIX
века.
Вторая
половина XIX в. ознаменовалась расцветом
русского изобразительного искусства.
Оно стало подлинно великим
искусством, было проникнуто пафосом
освободительной борьбы народа,
откликалось на запросы жизни
и активно вторгалось в жизнь.
В изобразительном искусстве
окончательно утвердился реализм
— правдивое и всестороннее
отражение жизни народа, стремление
перестроить эту жизнь на началах
равенства и справедливости.
Но живопись
уже начинала приобщаться к
современным стремлениям - раньше
всего в Москве. Московское Училище
и на десятую долю не пользовалось
привилегиями петербургской Академии
художеств, зато меньше зависело
от ее укоренившихся догм, атмосфера
была в нем более живая. Хотя
преподаватели в Училище в
основном академисты, но академисты
второстепенные и колеблющиеся,
- они не подавляли своим авторитетом
так, как в Академии Ф. Бруни, столп
старой школы, в свое время
соперничавший с Брюлловым картиной
“Медный змий”.
Василий Иванович
Суриков
- Василий Иванович
Суриков (1848—1916) родился в Красноярске,
в казачьей семье.Расцвет его
творчества приходится на 80-е
гг., когда он создал три самые
знаменитые свои истори-ческие
картины: «Утро стрелецкой казни»,
«Меншиков в Березове» и «Боярыня
Морозова». Суриков хорошо знал
быт и нравы прошлых эпох, умел
давать яркие психологические
характеристики. Кроме того, он был
прекрасным колористом (мастером
цвета).
Валентин
Александрович Серов
Валентин
Александрович Серов (1865—1911), сын композитора,
писал пейзажи, полотна на исторические
темы, работал как театральный художник.
Но славу ему принесли, прежде всего, портреты.
Серов стал
модным портретистом. Перед ним
позировали известные писатели,
артисты, художники, предприниматели,
аристократы, даже цари. По-видимому,
не ко всем, кого он писал, лежала
у него душа. Некоторые великосветские
портреты, при филигранной технике
исполнения, получились холодными.
Несколько
лет Серов преподавал в Московском
училище живописи, ваяния и зодчества.
Он был требовательным педагогом.
Противник застывших форм живописи,
Серов вместе с тем считал,
что творческие поиски должны
основываться на твердом владении
техникой рисунка и живописного
письма. Многие выдающиеся мастера
считали себя учениками Серова.
Это - М. С. Сарьян, К.Ф. Юон, П. В. Кузнецов,
К. С. Петров-Водкин.
- Многие картины
Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников»
попали в собрание Третьякова.
Павел Михайлович Третьяков (1832—1898),
представитель старинного московского
купеческого рода, был необычным
человеком. Худой и высокий, с
окладистой бородой и тихим
голосом, он больше походил на
святого, чем на купца. Собирать
картины русских художников начал
с 1856 г. Увлечение переросло в
главное дело жизни. В начале 90-х
гг. собрание достигло уровня
музея, поглотив почти все состояние
собирателя. Позднее оно перешло
в собственность Москвы. Третьяковская
галерея стала всемирно известным
музеем русской живописи, графики
и скульптуры.
- Уважение к рисунку,
к построенной конструктивной форме укоренилось
в русском искусстве.
Александр
Андреевич Иванов
- В первой
половине XIX в. жил и творил художник
Александр Андреевич Иванов (1806—1858).
Всю свою творческую жизнь
он посвятил идее духовного
пробуждения народа, воплотив ее
в картине «Явление Христа
народу». Более 20 лет работал он
над картиной «Явление Христа
народу», в которую вложил всю
мощь и яркость своего таланта.
На переднем плане его грандиозного
полотна в глаза бросается
мужественная фигура Иоанна Крестителя,
указывающего народу на приближающегося
Христа. Его фигура дана в отдалении.
Он еще не пришел, он идет, он
обязательно придет, говорит художник.
И светлеют, очищаются лица и
души тех, кто ожидает Спасителя.
В этой картине он показал,
как говорил позднее И. Е. Репин,
«угнетенный народ, жаждущий слова
свободы».
- В 1898 г. в
Петербурге, в Михайловском дворце
(творение К. Росси) был открыт
Русский музей. В него поступили
произведения русских художников
из Эрмитажа, Академии художеств
и некоторых императорских дворцов.
Открытие этих двух музеев
как бы увенчало достижения
русской живописи XIX века.