Женщина в древнегреческом обществе

Автор: g*****@bk.ru, 26 Ноября 2011 в 03:45, реферат

Описание работы

Женщины, возможно, являются самым интересным и увлекательным аспектом для изучения истории не только Древней Греции, но и истории всего мира в целом. Ни для кого не секрет, что положение в обществе, семье, отношение к образованию – все это для каждой цивилизации и эпохи нужно рассматривать как касательно мужчин, так и женщин.
Ведь существенные различия в воспитании, биологической и социальной сущности мужчин и женщин – вполне весомый аргумент в изучении истории. Я считаю, что Древняя Греция – это очень плодотворная почва для изучения этих различий и особенностей.

Работа содержит 1 файл

Женщина в Древней Греции.docx

— 293.29 Кб (Скачать)
 
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального

образования 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ  ИНФОРМАЦИОННЫХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ БЕЗОПАСНОСТИ 

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ 
 
 
 
 
 

Максимова Екатерина Вячеславовна

«Женщина  в Древнегреческом обществе» 
 

Реферат по истории мировых цивилизаций  студента

1-го  курса очной формы обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:

Буданова  В. П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  2011 год 
 
 

Содержание  

Введение   3 

Женщина в Древнегреческом  обществе   3

    

          Роль образования  в жизни древнегреческой  женщины  

          Общественная жизнь  4 

          Семейная жизнь  6

 

          Интересные факты  6 

          

Заключение  8 

Список  источников  9 

Приложение  10

 

 

Введение 

Без женщин начало нашей жизни было бы лишено поддержки,

середина — удовольствий и конец — утешения. (Никола Шамфор) 
 

Женщины, возможно, являются самым интересным и увлекательным  аспектом для изучения истории не только Древней Греции, но и истории всего мира в целом. Ни для кого не секрет, что положение в обществе, семье, отношение к образованию – все это для каждой цивилизации и эпохи нужно рассматривать как касательно мужчин, так и женщин. 
Ведь существенные различия в воспитании, биологической и социальной сущности мужчин и женщин – вполне весомый аргумент в изучении истории. Я считаю, что Древняя Греция – это очень плодотворная почва для изучения этих различий и особенностей.
 
 
 

Женщина в Древнегреческом  обществе.

Роль  образования в  жизни древнегреческой  женщины. 

В Древней Греции, мальчики получали образование в  школах, а девочки - дома. На самом  деле, есть свидетельство того, что  женщины всегда обучались дома, за исключением уроков музыки и танцев. Зачастую обучаемые своими мужьями, братьями или отцами, некоторые гречанки становились знаменитыми, благодаря  своему высокому уровню образования. Но это явление не было очень распространенным. Женщины в Древней Греции были нужны в основном для того, чтобы  заботиться о благополучии семей, и  им не позволялось тратить слишком  много времени на образование. Основной идеей было то, что женщинам не было нужно формальное образование, потому что они не соревновались с  мужчинами. Ошибочность этой идеи заключалась  в том, что женщинам необходимо было поддерживать труд мужчин, а без  образования они не были в состоянии  оказывать достаточную поддержку  и воспитывать своих детей.  
 
Особой категорией древнегреческих женщин, посещавших специальные школы, где они обучались развлечению, ведению бесед и ораторскому искусству, считалась группа Гетера. Вследствие того, что такие женщины сопровождали мужчин во время их бесед и пиршеств, им было необходимо быть более образованными, чтобы соответствовать уровню избранных мужчин. Однако эти женщины не считались городскими жительницами. Те, кто не имел чести получить образование, считались рабами (мужчины или женщины). Интересен тот факт, что если такие люди получали образование до того, как стать рабами, они имели право на работу и могли получить свою свободу обратно. 
 
В основной массе, мальчики изучали грамматику, ораторское искусство и диалектику. Эти предметы были выбраны, чтобы помочь учащимся общаться более эффективно. Помимо этого, классическая образовательная система древности охватывала также изучение литературы и языка, а также арифметику, музыку, геометрию и астрономию. С другой стороны, девочек обучали ткацкому делу и различным домашним делам, например, танцам, музыке и физическому воспитанию. Девочки, которые собирались вступить в группу Гетера, упомянутую выше, также изучали грамматику, ораторское искусство и диалектику. 
 
Хотя современные женщины, прочитав об образовательной системе Древней Греции, могут подумать, что греки не уделяли внимания женщинам, существуют исторические факты, что на самом деле гречанки считались наиболее образованными женщинами среди всех остальных культур, что продолжалось вплоть до 19 века. Как считают социологи и антропологи, культура включает в себя навыки, которые передаются через образование и получают развитие при помощи дисциплины и практики. 
 
Женщины Древней Греции всегда были вовлечены в собственную культуру, включающую в себя семейный очаг и воспитание детей. Но интересен тот факт, что женщины всегда принимали участие и в раннем воспитании детей. В соответствии с фактами, в других культурах женщины начали получать образование намного позже, но в Древней Греции различие между мужчинами и женщинами заключалось в том, что для женщин создавалась особая культура, включающая особые религиозные праздники и фестивали, посвященные поклонению женскому духу. На самом деле, музыка была одним из основных аспектов образования среди женщин, и некоторым гречанкам даже удавалось сыграть важную роль в таком развлечении, как древнегреческий театр, где все роли исполнялись мужчинами. В отношении музыки, в Древней Греции было положено начало современной полифонической музыки, поэтому есть вероятность того, что и в этой области гречанки оказали влияние. 

И, наконец, следует  отметить, что школы в Древней  Греции предоставляли настолько  эффективное образование, что им стали широко подражать. Элементы греческой  системы образования присутствуют и в современных школах. Так  же, как и в греческих школах, учебный день делится на предметы, и учителя преподают те или  иные предметы студентам, в зависимости  от их возраста. 

Общественная  жизнь 

Этот вопрос большое  количество разнообразных ответов, потому что ученые до сих пор не пришли к единому мнению на этот счет. Некоторые считают, что женщина в древнегреческом обществе не играла значительной роли. Но я придерживаюсь другой точки зрения. Эта точка зрения базируется на работе ученых из Манчестера, которые исследовали останки жителей древних Микен – первого великого города-государства в Европе, вотчины царя Агамемнона.  

"Раньше считалось,  что в то время в Древней  Греции к женщине относились  едва ли не как к вещи, –  рассказывает профессор Терри  Браун, сотрудник факультета медико-биологических  наук Манчестерского университета. – Наше исследование показывает, что это утверждение неверно".  
 
Микены – один из самых важных и эффектных археологических памятников в Европе. По легенде, именно из Микен Агамемнон повел свою армию к Трое, чтобы возвратить Елену – жену своего союзника Менелая – когда та сбежала с троянцем Парисом.  
 
Местную цитадель обнаружил в 1870-е годы Генрих Шлиман: он раскопал неразграбленные гробницы с останками, которые были украшены драгоценностями и золотыми наличными масками. "Я обнаружил могилы Агамемнона, Эвримедона и их спутников, которых убили на пиру Клитемнестра и ее любовник Эгисф", – заявил он тогда греческому королю.  
 
Однако впоследствии могилы были датированы более древним периодом – здесь не мог бы покоиться Агамемнон. Как бы то ни было, Микены оказались кладезем археологических сокровищ. В последнее время ученые начали применять к ним множество новых технологий, в том числе для восстановления внешнего вида лиц, – эту работу проводили исследователи из Манчестера Джон Прэг и Ричард Нив. Они воссоздали лица семерых человек, чьи скелеты извлекли из круга могил в цитадели.  
 
В результате ученые смогли создать семейный альбом правителей первого крупного европейского города-государства. Генетики пошли в этой работе еще дальше, попытавшись извлечь образцы ДНК из 22 скелетов – всего их было найдено захоронениях 35. "Лица были воссозданы еще десять лет назад, но лишь теперь ученые создали достаточно тонкую технологию, которая позволяет извлекать ДНК из столь старых скелетов, – говорит Браун. – В каждом случае нам приходилось иметь дело с таким количеством ДНК, которое содержится в одной клетке".  
 
Выделенный учеными генетический материал известен под названием "митохондральной ДНК" – ее люди наследуют исключительно от матерей. К сожалению, из 22 исследованных скелетов лишь четыре располагали достаточным количеством материала для полного анализа. Тем не менее, полученные данные потрясли манчестерских ученых.  
 
ДНК двух мужчин показала, что они не являются родственниками, зато генетический материал оставшихся двоих – мужчины и женщины – дал понять, что они брат и сестра. До этого их считали мужем и женой.  
 
"Если быть точным, то результаты исследования ДНК показывают: эти двое состояли в близком родстве. Возможно, они были родными братом и сестрой, возможно – двоюродными. При этом реконструкция лиц Прэгом и Нивом показывает, что они были очень похожи внешне. Это свидетельствует, что они брат с сестрой", – полагает Браун.  
 
Особенно важно, отмечает он, что раньше думали, будто женщину хоронили в богатой могиле из-за того, что она была женой богатого мужчины. Это мнение вполне соответствовало прежним взглядам на Древнюю Грецию, где женщины, как считалось, практически не имели власти и способны были влиять на происходящее лишь через своих мужей.  
 
"Но это открытие показывает, что мужчины и женщины имели равный статус и пользовались равной властью, – уверен ученый. – Как теперь выясняется, древнегреческие женщины получали власть по праву рождения".  
 
"Проблема заключается в том, что до недавнего времени мы трактовали жизнь в Древней Греции, исходя из работы прошлых поколений археологов. Прежде это была преимущественно мужская профессия, и ученые интерпретировали находки с оглядкой на мужчин. Теперь ситуация меняется, и мы начинаем смотреть на женщин Древней Греции в новом свете".

 

Семейная  жизнь

В Древней Греции существовало несколько терминов в  приложении к женщинам разного социального  положения.

Девочка (kora) жила в  доме (oikos) отца и считалась принадлежащей  его очагу (hestia; отсюда и название богини домашнего очага Гестии). В возрасте приблизительно 14 лет  она становилась parthenos — незамужней девушкой. Ее как можно быстрее  стремились сосватать и выдать замуж, хотя, конечно, существовал некоторый  промежуток между половым созреванием  и браком. Свадебная церемония  заключалась в ночном праздничном  шествии с факелами; родители вели девушку в дом мужа, где отныне находился ее очаг.

Замужнюю женщину  называли «gune», что, собственно, и значило  «женщина». Существовало слово «damar» (жена), но оно употреблялось сравнительно редко. Самым важным событием в жизни  женщины было рождение первого ребенка, в особенности сына. Тогда она  приобретала социальный статус матери — «meter».

Таким образом, классификация  женщин основывалась прежде всего на их биологической роли произведения потомства. Важно было и то, чьему  очагу она принадлежала, — родословная  шла по мужской линии. Для древних  греков физиологические особенности  женщин (менструальный цикл и т.д.) оставались необъяснимыми, и они  обставляли их разнообразными правилами, возводимыми к мифологическим корням или врачебным трактатам, таким, например, как «Peri Parthenoi» («О болезнях девственниц») Гиппократа. Считалось, что истечение менструальной  крови — ненормальное состояние, лучшим средством против которого была беременность.

Мне кажется, что  древние греки рассматривали parthenos как социально нестабильное явление, переходный этап между kora и gune — во-первых, между девочкой и матерью —  во-вторых, а также между состоянием принадлежности к дому отца и дому мужа. Другими словами, это стадия, которую нужно как можно быстрее  миновать.

Интересные  факты

Другая  жизнь

Не всех девушек  воспитывали для роли жены. Некоторые  из них становились гетерами —  подругами богатых мужчин. Они  вели обеспеченную жизнь и могли  присутствовать на пирах вместе с  мужчинами.

Развод

Супруг мог отослать жену обратно в родительский дом, оставив детей у себя. Для этого  ему достаточно было отречься от нее  при свидетелях. Женщине, чтобы развестись, надо было обратиться к архонту, чтобы  тот официально оформил развод при  условии, что для того имеются  веские основания. Развод мог состояться по требованию третьих лиц – отца или брата жены.

Положение женщины

В доме женщина играла главную роль. Она ведала расходами, вела хозяйство, наблюдала за рабами и собственными служанками, пряла  и ткала, а также заботилась о  детях и ухаживала за другими  членами семьи, когда те болели.

Узница  в доме?

Муж после свадьбы  – становился опекуном жены: без  его согласия она не могла распоряжаться  своим 
имуществом. Жизнь богатой замужней женщины в Афинах протекала в кругу семьи. Ей разрешалось посещать подруг или приглашать их к себе в гинекей на обед, но этим и ограничивался круг ее общения. У нее почти не было других предлогов, чтобы выйти из дома. Женщинам из бедных семей чаще удавалось покидать свой дом: они делали покупки на рынке и пополняли запасы воды, что давало возможность ближе познакомиться с настоящей жизнью.

День  бракосочетания

 

В этот день обе семьи  приносили жертвы богам и устраивали праздник – каждая семья в своем  доме. Отец отрекал дочь от родительского  дома и освобождал от всех уз, чтобы  она могла вступить в новую  семью. Жених или жрец («вестник») перевозил невесту, одетую в белое  платье и с покрывалом, наброшенным  на лицо, в новый дом на колеснице. Процессию сопровождали гимны в  честь бога Гименея. Бедняки довольствовались простой повозкой и не нанимали музыкантов. Невеста не должна была входить в  свое новое жилище сама: ее переносил  через порог на руках муж в  знак того, что она присоединяется к культу и домашним богам повой  семьи. Затем новобрачные подходили к домашнему очагу, невесту кропили водой, она прикасалась к огню очага и читала молитвы. Затем вместе с мужем они съедали немного хлеба и фруктов.

Взросление

За день до свадьбы  невеста приносила в жертву богине Артемиде свои игрушки, что символизировало  ее прощание с детством. Потом она  омывалась водой из священного источника, принесенной в специальном сосуде под названием лутрофор.

Брак

Девушка выходила замуж  около 15 лет, но муж ее мог быть значительно  старше. 
Философ Платон считал, что 30-35 лет – самый подходящий возраст для мужчины, чтобы обзаводиться семьей. Мужа для девушки выбирал отец, он же по доброй воле обеспечивал ее приданым -деньгами, недвижимостью или даже землей.

Женщины и семья

Женщины в Древней  Греции вели весьма замкнутую жизнь  даже по сравнению с другими древними цивилизациями. Они не принимали  участия в политической жизни  государства, зато обладали правом собственности  на землю и прочее имущество. Их жизнь  во многом контролировалась родственниками-мужчинами: сначала отцом и братьями, затем мужем и даже сыновьями. 
 
 

Информация о работе Женщина в древнегреческом обществе