Женщина пушкинской эпохи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является историческая реконструкция культурного облика и анализ социокультурного типа российской дворянки конца XVIII - первой половины XIX века, изучение роли женщины в дворянской сословной культуре.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 2
1. Женщина пушкинской эпохи…………………………………………4
2.Женское образование в XVIII начале XIX века ……………………..12
3 . Замужество в жизни русской дворянской женщины конца
XVIII - первой половины XIX века……………………………………..15
Заключение……………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………19

Работа содержит 1 файл

Готовая работа по СПб.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Наличие более или менее универсальной  системы институтского образования, охватывающего определенный круг представительниц женской части дворянства, способствовало складыванию своего рода стереотипа начального этапа их жизни, стандарта поведения и мироощущения. Девушки, воспитанные в рамках одних и тех же бытовых правил, на одних и тех же моральных принципах и, наконец, одними и теми же классными дамами, зачастую сходным образом воспринимали и оценивали явление окружавшей их социокультурной действительности, реагировали на возникавшие жизненные ситуации. Даже после окончания института их судьбы внешне складывались схожим образом, как бы по общей схеме: лучшие выпускницы получали так называемый «шифр» - «золотой, украшенный бриллиантами вензель императрицы под короной на банте из андреевской ленты» и могли рассчитывать на придворную карьеру фрейлины с последующей перспективой «составить блестящую партию» Шепелев Л. Е. Придворные чины и звания в дореволюционной России в связи с их значением для исторических исследований., остальные выпускницы, в массе своей, почти сразу выходили замуж и погружались в семейную жизнь, и, наконец, некоторые из них, не связанные узами брака, либо становились учительницами в дворянских семьях, либо посвящали себя уходу за родителями и помощи семьям замужних сестер или женатых братьев, в домах которых они чаще всего жили. Конечно, в каждом конкретном случае результаты одного и того же воспитания и образования могли сильно различаться, тем не менее сохранялось нечто, объединившее дворянок, его получившим.

При этом в отечественной историографии  остается мало исследованной проблема влияния институтского воспитания и образования на формирование культурного облика провинциальной дворянки. Между тем, не вызывает сомнений тот факт, что известную долю контингента воспитанниц ведущих столичных институтов составляли дворянские девушки из провинции. Именно поэтому целью настоящего исследования является изучение той роли, которую должно было сыграть полученное в столице образование в процессе культурного становления женщины, связанной своим происхождением с российской провинцией. Кроме того, определенный научный интерес может представлять выяснение специфики институтского образования провинциальной дворянки в сравнении с ее домашним воспитанием. Проблема домашнего образования провинциальной дворянки, наряду с представительницами других социальных слоев российского общества конца XVIII - начала XIX века, специально рассматривалась

Художественная  проза конца XVIII - первой половины ХIХ  века позволяет выявить, в частности, даже различные действовавшие в  провинциальной культурной среде «модели» воспитания и образования дворянской девушки. 6

               3 . Замужество в жизни русской дворянской женщины конца

                            XVIII - первой половины XIX века

        Замужество являлось важным, если не сказать центральным, событием в жизни русской женщины конца XVIII - первой половины XIX века. Из двух основных потенциально возможных способов социального существования дворянки - выйти замуж или остаться девицей (в миру или в монастыре) - общественное мнение того времени неизменно отдавало предпочтение первому. В событиях, связанных с замужеством, непостижимым образом соединялись дарованная человеку свобода выбора и Промысел Божий о человеке.

          Вступление дворянки в брак означало для нее начало собственной семейной жизни, которую условно следует рассматривать как своего рода «поле» социальной и духовной реализации женщины. В православной культурной традиции значение брака заключалось в том, что «живущие с женами не погибнут, но получат жизнь вечную». Замужество могло стать еще одним этапом на пути стяжания дворянкой христианского благочестия.

          В современной отечественной историографии применительно к несколько более раннему периоду XVIII - начала XIX века изучению подлежали правовые аспекты заключения брака, в том числе и представителями дворянства7. Несмотря на справедливость высказанного ею суждения о том, что «в XVIII в., а тем более в начале XIX, венчание стало не просто органичной, но центральной частью свадьбы», исторические источники, относящиеся большей частью к первой половине XIX века, свидетельствуют о наличии как в столичной, так и в провинциальной дворянской среде довольно длительной и довольно значимой в социокультурном плане процедуры, предшествовавшей непосредственному совершению церковного таинства венчания.  

                                 Заключение

        Историческая реконструкция культурного облика отдельных представительниц дворянства позволяет выявить ряд качеств, которые можно считать определяющими с точки зрения описания православного типа провинциальной дворянки конца 18 - первой половины 19 века. Это материнство, семейственность, духовность, хозяйственность, гуманность, «соборность». При всем разнообразии культурного опыта, свойственного конкретным обладательницам этих качеств, можно говорить об известном его универсализме в рамках провинциального дворянского этоса.

Забота  о детях составляла одну из важнейших  сфер повседневного попечения провинциальной дворянки конца 18 - первой половины 19 века. Воспитывая их в духе православного  благочестия и прививая им первоначальные образовательные навыки, она действовала в соответствии с нормами известной культурной традиции. При этом данную сферу социальной активности дворянской женщины следует рассматривать не только как своеобразный вклад в непрерывный процесс трансляции социокультурного опыта российского дворянства от одного поколения его носителей и носительниц к другому, но и как неотъемлемый факт ее собственного духовно-нравственного бытия.

Вместе  с тем провинциальная дворянка являлась носительницей семейного начала, роль которого в рамках дворянской сословной культуры трудно переоценить. Будучи женой и матерью, она объединяла семью в единое целое, следя за сохранением в ней материальной и духовной стабильности, занимаясь каждодневным устроением внутрисемейного общежития, поддерживая регулярное общение с многочисленными родственниками. Также в российской действительности имели место случаи, когда женщина становилась старшей в семье и по возрасту, и по значимости и должна была реально возглавить ее после смерти мужа или родителей, приняв на себя ответственность за ее хозяйственное и нравственное благополучие. Особенно явственно созидательная роль женщины в семье проявлялась в ее молитвенном попечении о родных и домочадцах и в организации молитвенного общения между различными ее членами. Последнее следует рассматривать как один из примеров реализации принципа соборности в масштабах провинциальной дворянской семьи.

Исповедание Православной Веры и связанное с  этим религиозное благочестие провинциальной дворянки конца 18 - первой половины 19 века налагали весьма существенный отпечаток на ее повседневную жизнь в которой одним из важнейших занятий была хозяйственная деятельность. Обладая по всей принадлежности к российскому дворянству населенными имениями, достигавшими иногда значительных размеров, женщина являлась не только юридической владелицей земли и крестьян, но и рачительной хозяйкой, бравшей на себя заботу об организации и координировании хозяйственной деятельности поместья, а также заботу по каждодневному упорядочению своеобразного экономического механизма. Тем самым она выполняла устроительную, созидательную функцию. Стремление дворянской женщины к рачительному хозяйствованию было неотъемлемой частью свойственных ей ценностных ориентаций и одним из элементов ее представлений о подобающем жизненном укладе.

Провинциальной  дворянке конца 18 - первой половины 19 века было присуще гуманное обращение  с крепостными крестьянами. Оно  выражалось в стремлении оградить их от возможного разорения, и оказываемой  им посильной материальной и молитвенной помощи, и в милосердном отношении к их нуждам. По-видимому, в своем поведении как владелицы «душ» дворянская женщина руководствовалась христианской, а не сословной интуицией.

«Соборный»  дух русской культуры в целом, носительницей которого в повседневной жизни зачастую выступала провинциальная дворянка, являлся определяющим для ее поведения и мироощущения. Культурный опыт дворянской женщины, жившей в усадьбе и занимавшейся ведением хозяйства, неизбежно включал в себя представления о быте, нравах, духовном облике крестьян и дворовых. Кроме того, исповедание единой Веры, участие в церковной жизни, знание того, что «Церковь Христова» составляет одно духовное тело», должны были способствовать формированию у дворянской женщины представления о религиозно-нравственном единстве общества и, наконец, приводить ее к осознанию включенности дворянства, к которому она принадлежала по происхождению, наряду с другими российскими сословиями в единый социальный организм. При этом оказание ею посильного содействия человеку более низкого общественного положения было для нее естественным следствием веры в Бога и стремления к стяжанию христианских добродетелей.

Носительницы  данного социокультурного типа провинциальной дворянки являлись представительницы  достаточно узкой родовитой и образованной прослойки дворянства. Именно у таких женщин, регулярно писавших и получавших письма, аккуратно хранивших официальные документы могли образовываться личные архивы как свидетельства не только интенсивного письменного общения, но и потребности в самовыражении, и способности к культурной рефлексии. Черты реальной провинциальной дворянки часто воплощают идеал благочестия, формировавшийся под влиянием православного мироощущения и образа жизни женщины.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Список использованной литературы

1. Белова А.В.  Женщина дворянского сословия  в России конца XVIII - первой  половины XIX века: социокультурный тип  (по материалам Тверской губернии) / РГТУ: Автореф. дис. ... канд. культурологии.  М., 1999. 20 с. 
2. Белова А.В. Оппозиция "столица — провинция" как элемент культурного кругозора русской дворянки // Экономика, управление, демография городов европейской России XV-XVIII вв.: История, историография, источники и методы исторического исследования: Материалы Международной научной конференции. Тверь, 1999. С. 169-176. 
3. Белова А.В. Письмо русской дворянки конца XVIII - первой половины XIX в.: культура и общение (по архивным документам) // Дни славянской письменности и культуры: Сборник докладов и сообщений. Тверь, 1999. Вып. 4. С. 38-51. 
4. Белова А.В. Процедура замужества русской провинциальной дворянки конца XVIII -первой половины XIX века // Женщины. История. Общество: Сборник научных трудов. Под ред. В.Успенской. Тверь, 1999. Вып. 1. С. 23-33. 
5. Белова А.В. Провинциальная дворянка Елизавета Лихачева // Дни славянской письменности и культуры: Сборник докладов и сообщений. Тверь, 1999. Вып. 5. С. 41-49. 
6. Белоусов А.Ф. Институтка // Школьный быт и фольклор: Учеб. материал по русскому фольклору / Сост. А.Ф. Белоусов; Отв. ред. С.Н. Митюрев. Таллинн: Таллиннский педагогический институт им. Э. Вильде, 1999. Ч. 2: Девичья культура. С. 119-159. 
7. Белявский М.Т. Школа и образование // Очерки русской культуры XVIII века / Под ред. Б.А. Рыбакова. М.: МГУ, 2000. Ч. 2. С. 258-293. 
8. Бокова В.М. Три женщины // История жизни благородной женщины. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С- 5-12. (Россия в мемуарах). 
 

Информация о работе Женщина пушкинской эпохи