Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:23, контрольная работа
Целью данной работы является историческая реконструкция культурного облика и анализ социокультурного типа российской дворянки конца XVIII - первой половины XIX века, изучение роли женщины в дворянской сословной культуре.
Введение…………………………………………………………………. 2
1. Женщина пушкинской эпохи…………………………………………4
2.Женское образование в XVIII начале XIX века ……………………..12
3 . Замужество в жизни русской дворянской женщины конца
XVIII - первой половины XIX века……………………………………..15
Заключение……………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………19
Наличие
более или менее универсальной
системы институтского
При этом
в отечественной историографии
остается мало исследованной проблема
влияния институтского
Художественная проза конца XVIII - первой половины ХIХ века позволяет выявить, в частности, даже различные действовавшие в провинциальной культурной среде «модели» воспитания и образования дворянской девушки. 6
3 . Замужество в жизни русской дворянской женщины конца
XVIII - первой половины XIX века
Замужество являлось важным, если не сказать центральным, событием в жизни русской женщины конца XVIII - первой половины XIX века. Из двух основных потенциально возможных способов социального существования дворянки - выйти замуж или остаться девицей (в миру или в монастыре) - общественное мнение того времени неизменно отдавало предпочтение первому. В событиях, связанных с замужеством, непостижимым образом соединялись дарованная человеку свобода выбора и Промысел Божий о человеке.
Вступление дворянки в брак означало для нее начало собственной семейной жизни, которую условно следует рассматривать как своего рода «поле» социальной и духовной реализации женщины. В православной культурной традиции значение брака заключалось в том, что «живущие с женами не погибнут, но получат жизнь вечную». Замужество могло стать еще одним этапом на пути стяжания дворянкой христианского благочестия.
В современной отечественной историографии
применительно к несколько более раннему
периоду XVIII - начала XIX века изучению подлежали
правовые аспекты заключения брака, в
том числе и представителями дворянства7. Несмотря
на справедливость высказанного ею суждения
о том, что «в XVIII в., а тем более в начале
XIX, венчание стало не просто органичной,
но центральной частью свадьбы», исторические
источники, относящиеся большей частью
к первой половине XIX века, свидетельствуют
о наличии как в столичной, так и в провинциальной
дворянской среде довольно длительной
и довольно значимой в социокультурном
плане процедуры, предшествовавшей непосредственному
совершению церковного таинства венчания.
Заключение
Историческая реконструкция культурного облика отдельных представительниц дворянства позволяет выявить ряд качеств, которые можно считать определяющими с точки зрения описания православного типа провинциальной дворянки конца 18 - первой половины 19 века. Это материнство, семейственность, духовность, хозяйственность, гуманность, «соборность». При всем разнообразии культурного опыта, свойственного конкретным обладательницам этих качеств, можно говорить об известном его универсализме в рамках провинциального дворянского этоса.
Забота
о детях составляла одну из важнейших
сфер повседневного попечения
Вместе
с тем провинциальная дворянка являлась
носительницей семейного
Исповедание
Православной Веры и связанное с
этим религиозное благочестие
Провинциальной дворянке конца 18 - первой половины 19 века было присуще гуманное обращение с крепостными крестьянами. Оно выражалось в стремлении оградить их от возможного разорения, и оказываемой им посильной материальной и молитвенной помощи, и в милосердном отношении к их нуждам. По-видимому, в своем поведении как владелицы «душ» дворянская женщина руководствовалась христианской, а не сословной интуицией.
«Соборный» дух русской культуры в целом, носительницей которого в повседневной жизни зачастую выступала провинциальная дворянка, являлся определяющим для ее поведения и мироощущения. Культурный опыт дворянской женщины, жившей в усадьбе и занимавшейся ведением хозяйства, неизбежно включал в себя представления о быте, нравах, духовном облике крестьян и дворовых. Кроме того, исповедание единой Веры, участие в церковной жизни, знание того, что «Церковь Христова» составляет одно духовное тело», должны были способствовать формированию у дворянской женщины представления о религиозно-нравственном единстве общества и, наконец, приводить ее к осознанию включенности дворянства, к которому она принадлежала по происхождению, наряду с другими российскими сословиями в единый социальный организм. При этом оказание ею посильного содействия человеку более низкого общественного положения было для нее естественным следствием веры в Бога и стремления к стяжанию христианских добродетелей.
Носительницы
данного социокультурного типа провинциальной
дворянки являлись представительницы
достаточно узкой родовитой и образованной
прослойки дворянства. Именно у таких
женщин, регулярно писавших и получавших
письма, аккуратно хранивших официальные
документы могли образовываться личные
архивы как свидетельства не только интенсивного
письменного общения, но и потребности
в самовыражении, и способности к культурной
рефлексии. Черты реальной провинциальной
дворянки часто воплощают идеал благочестия,
формировавшийся под влиянием православного
мироощущения и образа жизни женщины.
Список использованной литературы
1. Белова А.В.
Женщина дворянского сословия
в России конца XVIII - первой
половины XIX века: социокультурный тип
(по материалам Тверской
2. Белова А.В. Оппозиция "столица — провинция"
как элемент культурного кругозора русской
дворянки // Экономика, управление, демография
городов европейской России XV-XVIII вв.: История,
историография, источники и методы исторического
исследования: Материалы Международной
научной конференции. Тверь, 1999. С. 169-176.
3. Белова А.В. Письмо русской дворянки
конца XVIII - первой половины XIX в.: культура
и общение (по архивным документам) // Дни
славянской письменности и культуры: Сборник
докладов и сообщений. Тверь, 1999. Вып. 4.
С. 38-51.
4. Белова А.В. Процедура замужества русской
провинциальной дворянки конца XVIII -первой
половины XIX века // Женщины. История. Общество:
Сборник научных трудов. Под ред. В.Успенской.
Тверь, 1999. Вып. 1. С. 23-33.
5. Белова А.В. Провинциальная дворянка
Елизавета Лихачева // Дни славянской письменности
и культуры: Сборник докладов и сообщений.
Тверь, 1999. Вып. 5. С. 41-49.
6. Белоусов А.Ф. Институтка // Школьный
быт и фольклор: Учеб. материал по русскому
фольклору / Сост. А.Ф. Белоусов; Отв. ред.
С.Н. Митюрев. Таллинн: Таллиннский педагогический
институт им. Э. Вильде, 1999. Ч. 2: Девичья
культура. С. 119-159.
7. Белявский М.Т. Школа и образование //
Очерки русской культуры XVIII века / Под
ред. Б.А. Рыбакова. М.: МГУ, 2000. Ч. 2. С. 258-293.
8. Бокова В.М. Три женщины // История жизни
благородной женщины. М.: Новое литературное
обозрение, 2006. С- 5-12. (Россия в мемуарах).