Жан Боден (1530-1596) специфика его подходов к историческому знанию, история и юриспруденция

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:17, реферат

Описание работы

В течении XVI столетия гуманистическое направление в историографии возникло во многих западных странах. Во Франции оно развивалась в период становления абсолютизма, которое проходило в напряженной борьбе, достигшей своего апогея в гражданских войнах второй половины века. С точки зрения развития буржуазной исторической мысли особенно интересно творчество крупного теоретика в области политики, истории и права Жана Бодена.

Работа содержит 1 файл

жан боден.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ

Пермский  государственный университет 
 

Кафедра новой и новейшей истории 
 
 
 

Жан Боден (1530-1596) специфика  его подходов к  историческому знанию, история и юриспруденция. 
 
 
 

Выполнила: ст-ка Историко-

 политологического  фак-та,

V курса, 2 группы

Гумерова  Мария.

Проверил: доцент, к. и. н.

Борисов А. А. 
 
 
 
 

Пермь, 2006

 

Введение 

     В течении XVI столетия гуманистическое направление в историографии возникло во многих западных странах. Во Франции оно развивалась в период становления абсолютизма, которое проходило в напряженной борьбе, достигшей своего апогея в гражданских войнах второй половины века. С точки зрения развития буржуазной исторической мысли особенно интересно творчество крупного теоретика в области политики, истории и права Жана Бодена.

     Философия Ренессанса традиционно ассоциируется у нас с именами Н. Макиавелли, Э. Роттердамского, утопистов. В СССР роль и значение Бодена в политико- правовой литературе освещались довольно редко и поверхностно. В других странах Жана Бодена знают лучше. За рубежом проводятся конференции, пишутся работы, посвященные его наследию, издаются книги. Во Франции, на родине Бодена его труды изучали Р. Жизи, А. М. Монтень. Также исследованием его творчества занимались поляк З. Издебски, англичанин Р. Флинт.

     Значение Ж. Бодена велико, его называют родоначальником концепции государственного суверенитета.

 

     

     Жан Боден родился в 1530 году во французском городе Анжере. Он получил юридическое образование в Тулузе, заслужил ученую степень, некоторое время преподавал в университете. Его лекции были популярны среди студентов и обычно заканчивались аплодисментами. Но должность профессора он так и не получил. Вероятно, именно неудача в научной карьере привела его в 1561 году в Париж, где он стал адвокатом. В это время он углубленно изучает историю и право. В 1566 году выходит в свет его книга «Метод легкого познания истории». Она почти сразу стала популярна в Европе. Эта работа его первое знаменитое произведение.

       Одна из главных идей книги  заключается в том, что менталитет человека во многом зависит от тех природных условий, в которых он проживает. Боден утверждает, что общество «формируется под влиянием конкретной среды, состоящей из множества людей, но не всегда в зависимости от них, а более всего от географических условий»1. Он делает выводы об их влиянии на социально-политическое устройство государств. В своей работе он часто цитирует Платона, и это не случайно, так как теория географического детерминизма была известна еще в эпоху античности. Он пишет об особенностях развития науки на севере и на юге, на западе и востоке Европы. При этом он не ограничивается европейскими государствами, его также интересует Восток. В дальнейшем идеи о воздействии географической среды прочно вошли в национальную традицию французской историографии. Сейчас, когда интерес к психологии человека и к поведению его в обществе растет, идея географического детерминизма вновь приобретает вес. Жан Боден создал геополитическую модель нового времени, вывел зависимость духовной жизни человека и целой нации и условий их существования.

     Боден обосновал также идею прогресса  в истории. Он отрицал существование  «золотого века» в прошлом  и порывал с традицией классической гуманистической историографии, видевшей в античности недостижимый образец совершенства2. Современную ему эпоху Боден считал более высокой ступенью цивилизации, указывая на успехи научных знаний, техники, открытие новых земель, развитие мировой торговли.

     У Бодена история занимает исключительное место среди других отраслей знания. Он наделил ее полной самостоятельностью, поставив на службу истории географию, астрономию и другие научные дисциплины, наделяя их лишь вспомогательными функциями при изучении опыта прошлого. Боден  изучает теорию и философию истории, одновременно решая вопрос о природе предмета. Он обращается к внутренней критике процесса получения исторического знания, что было закономерно для развития истории в тот период, когда наука получила возможность « посмотреть на себя со стороны»3. В «Методе легкого познания истории» дается узкое и широкое определение термина «история». История в широком смысле, т.е. по форме выражения, есть «правдивое изложение»4. Боден выделяет три вида истории по объективному признаку: человеческая, естественная и божественная. Однако он признает, что тройственное деление использовали  многие ученые до него. Поэтому он предпочел заняться внесением порядка и соразмерности в истории, особенно  в человеческой. Естественная история имеет необходимую и постоянную последовательность причин и следствий, человеческая же намного сложнее, человек должен руководствоваться природой, естественным порядком, а также не отклонятся от божественной истины, дабы не согрешить и не навлечь несчастье. Главное для Бодена в этом деление было показать универсальность истории, а также ее связь с природой и Богом. Характеризуя  «историю» в узком смысле слова, Боден раскрывает многообразие содержание предмета исторических занятий. Он пишет: « Человеческая история – это действия, деятельность людей, ясно и правдиво описанная в повествованиях о событиях давно минувших»5. Боден является новатором среди мыслителей своего времени, выделив в отдельный вид истории математику. Так как, по его мнению, человеческая история развивается на основе гармонической пропорции, а ее изучением занимается именно математика, таким образом, он ставит вопрос о просчитываемости   ритмов исторического развития.

     Таким образом, «Метод легкого познания истории» стал уникальным трактатом с элементами философии исторического процесса.

     В 1576 году Жан Боден стал королевским адвокатом в Лионе, в это же время вышло его главное произведение – «Шесть книг о государстве». Своим политическим учением он открыл новую эпоху в развитии науки о государстве. Это была действительно революция в обществе. После того как работа была переведена на латынь, он стал чрезвычайно популярен  в Европе. Это сочинение Бодена и по-латыни и по-французски выходили многократно. Труд его позднее был переведен на итальянский, немецкий, испанский языки. В своем трактате он рассматривает происхождение государства, его связь с правовыми нормами, исследует механизмы управления как центрального, так и на местах, рассматривает основы социальной общности. Он использует как античные работы, так и средневековые по толкованию римского права. А также обращается к трудам Ксенофонта, Платона, Цицерона, Макиавелли и других мыслителей. Что же для него государство. «Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении». «Государство ничто без той суверенной власти, которая скрепляет всех их членов и позволяет всем семействам и коллегиям стать единым телом»6.

     По  Бодену суверенитет – это право  суверена управлять делами государства  независимо от каких-либо прочих субъектов. Суверен – носитель суверенитета, это может быть один человек, целая нация или коллегия. Суверенитет обладает по Бодену пятью свойствами:

    • суверенитет един и неделим
    • суверенная власть постоянна
    • суверенная власть неограниченна и надзаконна
    • суверенная власть подчиняется только божественным законам, но не религиозным догмам
    • суверенитет может принадлежать либо одному человеку, либо меньшинству населения страны, либо всем дееспособным людям. Но ни в коем случае не допустимо посягательство на суверенитет со стороны папского престола.

     Боден также выделяет пять отличительных  признаков суверенитета: издание  законов (но не создание права); решение  вопросов войны и мира; назначение должностных лиц; действие в качестве суда высшей инстанции; помилование7.

     В зависимости от того, кому принадлежит суверенитет, он классифицирует государства как монархия, аристократия или демократия.

     Концепция государственного суверенитета Бодена при всей ее определенной теоретической  непоследовательности и несостоятельности, тем не менее, до сих пор продолжает служить многими своими элементами развитию современной трактовки суверенитета как понятия и принципа.

     Жан Боден выделяет три способа происхождения государства.

     Первый - обычный. Семья постепенно превращается в род. Затем старейшины получают власть по неписаным законам, наконец, это фиксируется “на бумаге”. Таким способом происходили государства в эпоху зарождения Древнего Мира и варварские государства на рубеже Древнего Мира и Средних веков.

     Следующий способ - общественный договор. Это идеальный способ. Так обычно из слабых родов складываются могущественные королевства и империи. Так появлялись новые государства в расцвет Древнего Мира а также в средний период Средних Веков.

     Наконец, третий способ - это распад крупных  государств. Он характерен для последнего периода Древнего Мира и для средневековой раздробленности.

     Боден, считал лучшим государственным устройством абсолютную монархию. Она обеспечивает выполнение воли монарха в любом случае кроме тех, которые противоречат естественным или божественным законам. Демократия, по его мнению – худший способ.

     «Шесть  книг о государстве» стали одним  из величайших памятников истории и  юриспруденции эпохи Возрождения. При этом его труд не потерял своей  значимости для нас, так до сих  пор человечество не смогло создать ничего принципиально нового в этой области.

     Опираясь  на античные традиции, Боден пытался  порвать с религиозно-схоластическим мышлением и рассматривать политику, государство и право на основе обобщения действительных фактов, а  не на основе догматических схем.8 Однако, этот подход у Бодена был не вполне последовательным, достаточно вспомнить его рассуждения о «демонологии» и его веру в колдунов, ведьм, астрологию и магию.

     В 1580 году выходит сочинение Бодена «Демономания колдунов». Где он разоблачает сущность религий. Здесь любопытно сочетаются трезвость взгляда на жизнь с суевериями и предрассудками, позволяющими вести охоту на ведьм9. Долгое время эта работа была запрещена церковью. В ней он показывает, что все религии по своей сути подобны и могут быть заменены одной общей. Как показала история, в последующие века, да и в наше время, к попытке объединить основные мировые религии в одну универсальную, человечество обращалось не раз, но распространение подобных идей не вышло за рамки сект. 
Заключение

     Таким образом, нельзя не признать огромный вклад Бодена в историческую науку и юриспруденцию. Его воззрение на государство в корне отличается от существовавших ранее. Государство по Бодену правовое, цель государства - мир, главное для Бодена - умелое управление внутри страны. Это один из самых выдающихся политиков, мыслителей, философов XVI века. Его трактаты, в том числе по юриспруденции, политической теории, экономике, натурфилософии  и теологии, его активная политическая деятельность в государственном масштабе позволяют судить о незаурядности этого человека. Жан Боден очертил пределы государственной власти, вместе с тем доказывая необходимость государственного суверенитета. Идеолог буржуазных верхов третьего сословия, он отстаивал сильную единоличную власть короля, которая, однако, ограничена его обязанностью, уважать «божественные» и «естественные» законы10. В подходе мыслителя к истории нашли свое место и суеверия, и влияние демонических сил на людей. Но это не главное в его наследии. Он принадлежал к числу тех крупнейших представителей исторической мысли позднего гуманизма, которые стремились найти общие принципы человеческих действий. Заслуги Бодена в разработке политико-правовой мысли бесспорны. Он предпринял первые шаги к разрыву с теологическо-схоластическими конструкциями и средневековым политическим идеалом.  
 
 

 

     

     Список  используемой литературы 

     Бобкова М. С. Жизненный путь Жана Бодена// Вопросы  истории 1997. № 9

     Жан Боден – основоположник концепции  государственного суверенитета. М., 1990

     Историография новой и новейшей истории стран  Европы и Америки. М., 1977

     История политических и правовых учений. Средние  века и Возрождение. М., 1986

     Жан Боден. Метод легкого познания истории. М., 2000

     Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. М., 2000

     Хорошилов А. Н. История политико-правовых учений. М., 2002.

Информация о работе Жан Боден (1530-1596) специфика его подходов к историческому знанию, история и юриспруденция