Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:43, реферат
Начальной формой политической централизации в России явилась сословно- представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV - XVI веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства - земский собор. Дальнейшая история земских соборов на протяжении второй половины XVI - XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата.
Введение …………………………………………………………………….....3
Вопросы терминологии……………………………………………………. …3
Что такое земские соборы…………………………………………………. …3
Возникновение земских соборов…………………………………………… ..5
Типа земских соборов …………………………………………………………5
Периодизация земских соборов…………………………………………….. ..6
Какие вопросы рассматривались на соборах ………………………………...7
Земский собор 1549 года…………………………………………………….. ..7
Избранная рада. Реформы…………………………………………………… ..7
Как проходила земская реформа ……………………………………….…….10
Судебник…………………………………………………………………….… 10
Стоглав………………………………………………………………………... .12
Заключение…………………………………………………………………… .14
Список литературы ……………………………………………………………15
Одновременно
с “Собором примирения” происходили
заседания и церковного собора, который
установил церковного празднования
еще 16 “святых” и рассмотрел жития
этих “чудотворцев”. В условиях роста
реформационного движения церковь
канонизацией своих видных деятелей
стремилась укрепит свой падающий авторитет.
После
февральских соборов
Формирование различных изб происходило по функциональному различию, а не по территориальному. Это свидетельствовало о значительном успехе централизации управления.1 Однако част изб не порывала окончательно с территориальным принципом управления.
1549г.
был годом активного
К
концу 1549г. все настойчивее стали
раздаваться голоса, подталкивающие
правительство на проведение реформ.
Царю подал свой проект Ермолай-Еразм,
предполагавший ценой некоторых
уступок предотвратить
Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты И.С. Пересветова, защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием, - вот некоторые из предложений этого “овинника” - публициста, выражавшего думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно - гуманистическим движением.2
Изначально в царских вопросах ставилась задача издания законов, которые должны были восстановит порядок, существовавший при Иване III и Василии III. Ссылка на “отца” и “деда”, встречающаяся в законодательстве означала, что реформам старались придать вид мероприятий направленных против тех злоупотреблений властью боярами, которыми были ”наполнены” несовершеннолетние годы Ивана IV.
После
постановки об отмене местничества в
проекте изгалялся ряд
К числу финансовых реформ относится проект ликвидации проездных пошлин (мыта) внутри стран. Таможенные перегородки между отдельными землями Русского государства, отражавшие незавершенности процесса изживания экономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию товарно-денежных отношений.
Если
подвести итоги рассмотрению царских
“вопросов”, то можно констатировать
далеко идущие намерения правительства
удовлетворить земельные
Как
проходила Земская
реформа?
Последняя
из реформ к которой приступили в
начале 50-х годов и которой
суждено было приобрести особенно важное
значение, - введение земских учреждений
и переход к отмене кормлений.
“Земскую реформу можно считать
четвертым ударом по кормленной системе,
нанесенным в ходе реформ”.2 Она
должна была привести к окончательной
ликвидации власти наместников путем
замены ее местными органами управления,
выбранными из зажиточных черносошного
крестьянства и посадских людей.
В осуществлении земской реформы были
заинтересованы зажиточные круги посадского
населения и волостного крестьянства.
Усиление классовой борьбы, в форме разбоев,
и неспособность наместнического аппарата
успешно осуществить подавление народных
масс - вот те основные причины, которые
делали проведение реформы местного управления
неотложной. Губная и земская реформы
по мере их осуществления приводили к
созданию сословно - представительных
учреждений на местах отвечавших интересам
дворянства, верхов посада и зажиточного
крестьянства, Феодальная аристократия
поступалась некоторыми своими привилегиями,
но смысл реформы был направлен по преимуществу
против трудящихся масс в деревне и городе.
Судебник
1550 г.
Бесспорно,
самым крупным начинанием правительства
Ивана Грозного было составленное в
июне 1550 г. нового законодательного кодекса,
который заменил устаревший судебник
1497. Из 99 статей нового судебника 37 были
совершенно новыми, а в остальных
текст предшествующего кодекса
подвергался координатной переработке.
Социальное законодательство, вошедшее
в судебник 1550 г., касается двух важнейших
вопросов - землевладения и зависимого
населения (крестьян и холопов). В
одной из статей речь идет о вотчинном
землевладении в целом. Так как
дворянство все больше и больше начинало
обеспечиваться поместьями, а не вотчинами,
то совершенно ясно, что основное содержание
статьи главным образом касалось
землевладения феодальной знати. Статья
провозглашает, что лица, продавшие
вотчину или их родственники, подписавшие
купчую грамоту, лишаются права выкупа
отчужденной земельной
Второй
закон, относящийся к проблеме землевладения
провозглашал ликвидацию тарханов. Статья
наносили удар по основным группам
привилегированных
Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ожесточилось отношение к холопам.”
Особое
внимание Судебник уделял вопросам центрального
и местного управления. В этом законодательном
памятнике уже намечаются основные
направления, по которым будет проходит
перестройка государственного аппарата
в 50-е годы. Все преобразования начинаются
с местного управления. Судебник 1550г.
наглядно отразил эту особенность:
его преобразования касаются главным
образом наместнического
Стоглав.
В 1551 году состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустившего сборник своих постановлений - «Соборное уложение» или Стоглав - о церковных и государственных реформах.
Также правительство принимало меры к подготовке передачи церковно-монастырской земли в частную собственность дворян. 15 сентября 1550г. правительство обсуждало с Митрополитом Макарием вопрос о церковно-монастырских слободах. Макарий произнес большую программную речь в защиту права монастырей на владение недвижимым имуществом. Однако, несмотря на это выступление главы русской церкви, рядом своих привилегий пришлось поступиться.
Согласно
“приговору” 15 сентября 1550г. духовным
феодалам запрещалось основывать новые
слободы , хотя старые за ними сохранялись.
В целом “приговор” компромиссный
характер, т.к. сохранял за духовными
феодалами слободы и
В
первых царских вопросах изложены три
группы проблем, касающихся церковной
реформы. Критике подверглись церковное
богослужение и распорядок церковной
жизни, говорилось о необходимости
избрать “беспорочных”
Перед
собором был поставлен вопрос
о необходимости организации
государственного выкупа пленных, попавших
к “басурманам”.
Заключение.
В
1684 году состоялся созыв и роспуск
земского собора о вечном мире с
Польшей. Тем самым и закончилась
история земских собраний, созывавшихся
на протяжении более ста лет. Земские
соборы имели очень большое значение
в истории России, этим и объясняется
тот факт, что их изучению посвящено
огромное количество работ различных
ученых - историков. Создание земских
соборов было большим шагом в
совершенствовании
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимин
А.А. Реформы Ивана Грозного : Очерки
соц. - экон. и полит. истории середины
XVI в.- М.: Наука, 1960.
2. Альшиц
Д.Н. Начало самодержавия в
России : Государство
Ивана
Грозного. Л.: Наука, 1988. - 241, [3] с.
3. Альшиц
Д.Н. Общественное сознание, книжность,
литература
периода
феодализма. Новосибирск, 1990. - 421 с.
4. Бахрушин
С.В. Проблемы общественно - политической
истории
России и славянских стран. М., 1963. - 381
с.
5. Валишевский
К. Иван Грозный : Репринт. воспроизведение
изд. 1912
г.: [ Пер. с фр.]. - М., 1989. - 418 [4] с.
6. Зимин
А.А., Хорошкевич А.Л. Россия
Грозного.
- М.: Наука, 1982. - 184 с.
7. Черепнин
Л.В. Земские соборы русского
государства в XVI - XVII веках. М., 1972.
1 Зимин
А.А. Реформы Ивана Грозного : Очерки
соц- экон. и полит. истории
середины XVI в., 326 с.
2 Альшиц
Д.Н. Общественное сознание, книжность,
литература периода феодализма.
1 Зимин
А.А. Реформы Ивана Грозного, 330
с.
2 Зимин
А.А, Хорошкевич А.Л. Россия
времени Ивана Грозного, 82 с.
2 Зимин
А.А., Хорошкевич А.Л. Россия
1 Зимин
А.А. Реформы Ивана Грозного, 355
с.
4 Бахрушин С.В. Проблемы общественно - политической истории России и славянских стран, 191 с.