Земские соборы в XVI-XVII вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:43, реферат

Описание работы

Начальной формой политической централизации в России явилась сословно- представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV - XVI веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства - земский собор. Дальнейшая история земских соборов на протяжении второй половины XVI - XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….....3
Вопросы терминологии……………………………………………………. …3
Что такое земские соборы…………………………………………………. …3
Возникновение земских соборов…………………………………………… ..5
Типа земских соборов …………………………………………………………5
Периодизация земских соборов…………………………………………….. ..6
Какие вопросы рассматривались на соборах ………………………………...7
Земский собор 1549 года…………………………………………………….. ..7
Избранная рада. Реформы…………………………………………………… ..7
Как проходила земская реформа ……………………………………….…….10
Судебник…………………………………………………………………….… 10
Стоглав………………………………………………………………………... .12
Заключение…………………………………………………………………… .14
Список литературы ……………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 32.41 Кб (Скачать)

     Одновременно  с “Собором примирения” происходили  заседания и церковного собора, который  установил церковного празднования еще 16 “святых” и рассмотрел жития  этих “чудотворцев”. В условиях роста  реформационного движения церковь  канонизацией своих видных деятелей стремилась укрепит свой падающий авторитет.  

 После  февральских соборов правительственная  деятельность в 1549г. развернулась  в различных областях. Рост народных  движений в городе и деревне  заставил возобновит проведение  губной реформы, после торжества  Шуйских в 1542г 27 сентября 1549г.  был выдан губной наказ крестьянам  Кириллова монастыря. Этот наказ  свидетельствовал о росте влияния  дворянства. Теперь губные дела  передавались в ведение выборных  губных старост из числа детей  бояр.

     Формирование  различных изб происходило по функциональному различию, а не по территориальному. Это свидетельствовало  о значительном успехе централизации  управления.1 Однако част изб не порывала окончательно с территориальным  принципом управления.

     1549г.  был годом активного наступления  на иммунитетные привилегии духовных  феодалов. 4 июня 1549г. в Дмитров  послали грамоту, согласно которой  ряд монастырей лишался права  беспошлинной торговли в Дмитрове  и других городах. Но крупные  монастыри привилегии сохраняли. 

     К концу 1549г. все настойчивее стали  раздаваться голоса, подталкивающие правительство на проведение реформ. Царю подал свой проект Ермолай-Еразм, предполагавший ценой некоторых  уступок предотвратить возможность  новых волнений. Он начал меры по унификации системы поземельного обложения, по обеспечению землей служивого  люда.

     Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты  И.С. Пересветова, защитника сильной  самодержавной власти. Централизация  суда и финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного  жалованием, - вот некоторые из предложений  этого “овинника” - публициста, выражавшего  думы и чаяния передовой части  дворянства, затронутого реформационно - гуманистическим движением.2

     Изначально  в царских вопросах ставилась  задача издания законов, которые  должны были восстановит порядок, существовавший при Иване III и Василии III. Ссылка на “отца” и “деда”, встречающаяся в законодательстве означала, что реформам старались придать вид мероприятий направленных против тех злоупотреблений властью боярами, которыми были ”наполнены” несовершеннолетние годы Ивана IV.

     После постановки об отмене местничества в  проекте изгалялся ряд соображений  о необходимости навести порядок  в вотчинном и поместном праве. По мнению автора проекта, необходимо было провести проверку земельных владений (вотчин, поместий) и кормлений с  целю выяснения размеров владений и  исполнения воинских обязанностей служилыми  людьми. Нужно было перераспределить имеющийся в распоряжении служебный  фонд, чтобы обеспечить малоземельных  и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал исконные вотчинные права  феодальной аристократии, поэтому проект осуществления не получил.

     К числу финансовых реформ относится  проект ликвидации проездных пошлин (мыта) внутри стран. Таможенные перегородки  между отдельными землями Русского государства, отражавшие незавершенности процесса изживания экономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию товарно-денежных отношений.

     Если  подвести итоги рассмотрению царских  “вопросов”, то можно констатировать далеко идущие намерения правительства  удовлетворить земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию и государственные  финансы.  

     Как проходила Земская  реформа?  

     Последняя из реформ к которой приступили в  начале 50-х годов и которой  суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. “Земскую реформу можно считать  четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ”.2 Она  должна была привести к окончательной  ликвидации власти наместников путем  замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно - представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.  

     Судебник 1550 г.  

     Бесспорно, самым крупным начинанием правительства  Ивана Грозного было составленное в  июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных  текст предшествующего кодекса  подвергался координатной переработке. Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших  вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов). В  одной из статей речь идет о вотчинном  землевладении в целом. Так как  дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие  вотчину или их родственники, подписавшие  купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчинно - боярской земельной собственности.

     Второй  закон, относящийся к проблеме землевладения  провозглашал ликвидацию тарханов. Статья наносили удар по основным группам  привилегированных землевладельцев - тарханников, и была направлена против податных привилегий духовных феодалов.

     Вторую  группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ожесточилось отношение  к холопам.”

     Особое  внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном  памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходит перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным  образом наместнического управления. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.  

     Стоглав.  

     В 1551 году состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустившего сборник своих постановлений - «Соборное  уложение» или Стоглав - о церковных  и государственных реформах.

     Также правительство принимало меры к  подготовке передачи церковно-монастырской земли в частную собственность  дворян. 15 сентября 1550г. правительство  обсуждало с Митрополитом Макарием вопрос о церковно-монастырских слободах. Макарий произнес большую программную  речь в защиту права монастырей на владение недвижимым имуществом. Однако, несмотря на это выступление главы  русской церкви, рядом своих привилегий пришлось поступиться.

     Согласно  “приговору” 15 сентября 1550г. духовным феодалам запрещалось основывать новые  слободы , хотя старые за ними сохранялись. В целом “приговор” компромиссный  характер, т.к. сохранял за духовными  феодалами слободы и предоставлял им даже некоторые возможности для  пополнения их населения со стороны.3 Но такое положение не устраивало руководство русской церкви, поскольку  подобные действия подрывали авторитет  церкви в глазах у миллионов верующих. Встал вопрос о созыве нового церковного собора. Назревало столкновение между  правительством “избранной рады”, стремившейся использовать заинтересованность боярства и дворян в ликвидации земельных  богатств церкви, возглавляемой Митрополитом Макарием. Был отредактирован сборник  соборных решений- Стоглав. Стоглав  написан в виде ответов на вопросы  о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу  реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим.1 Есть все основания  считать автором царских вопросов Сильвестра.

     В первых царских вопросах изложены три  группы проблем, касающихся церковной  реформы. Критике подверглись церковное  богослужение и распорядок церковной  жизни, говорилось о необходимости  избрать “беспорочных” священников  и игуменов, чтобы они внимательно  исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать  неподсудности монашества и духовенства  царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского  землевладения.

     Перед собором был поставлен вопрос о необходимости организации  государственного выкупа пленных, попавших к “басурманам”.  
 

     Заключение.  

     В 1684 году состоялся созыв и роспуск  земского собора о вечном мире с  Польшей. Тем самым и закончилась  история земских собраний, созывавшихся на протяжении более ста лет. Земские  соборы имели очень большое значение в истории России, этим и объясняется  тот факт, что их изучению посвящено  огромное количество работ различных  ученых - историков. Создание земских  соборов было большим шагом в  совершенствовании государственной  системы управления и стало ключевым моментом в развитии нашей страны как демократического государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ЛИТЕРАТУРА  

1. Зимин  А.А. Реформы Ивана Грозного : Очерки  соц. - экон. и полит. истории середины  XVI в.- М.: Наука, 1960.  

2. Альшиц  Д.Н. Начало самодержавия в  России : Государство  

Ивана Грозного. Л.: Наука, 1988. - 241, [3] с.  

3. Альшиц  Д.Н. Общественное сознание, книжность,  литература  

периода феодализма. Новосибирск, 1990. - 421 с.  

4. Бахрушин  С.В. Проблемы общественно - политической  

истории России и славянских стран. М., 1963. - 381 с.  

5. Валишевский  К. Иван Грозный : Репринт. воспроизведение  

изд. 1912 г.: [ Пер. с фр.]. - М., 1989. - 418 [4] с.  

6. Зимин  А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени  Ивана  

Грозного. - М.: Наука, 1982. - 184 с.  

7. Черепнин  Л.В. Земские соборы русского  государства в XVI - XVII веках. М., 1972.  

1 Зимин  А.А. Реформы Ивана Грозного : Очерки  соц- экон. и полит. истории  середины XVI в., 326 с.  

2 Альшиц  Д.Н. Общественное сознание, книжность,  литература периода феодализма., 421 с.  

1 Зимин  А.А. Реформы Ивана Грозного, 330 с.  

2 Зимин  А.А, Хорошкевич А.Л. Россия  времени Ивана Грозного, 82 с.  

2 Зимин  А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени  Ивана Грозного, 119 с.  

1 Зимин  А.А. Реформы Ивана Грозного, 355 с.  
 

4 Бахрушин  С.В. Проблемы общественно - политической  истории России и славянских  стран, 191 с.


Информация о работе Земские соборы в XVI-XVII вв