Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:37, реферат
Земская реформа 1864 года — Положение о губернских и уездных земских учреждениях, либеральная реформа, вызванная необходимостью заменить систему бюрократического управления в областных учреждениях, при которой областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям. Главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учета местной специфики.
Земская реформа 1864 года — Положение о губернских и уездных земских учреждениях, либеральная реформа, вызванная необходимостью заменить систему бюрократического управления в областных учреждениях, при которой областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям. Главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учета местной специфики.
История
Проект земской реформы разрабатывался с 1859 комиссией при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 — П. А. Валуев). Подписанное Александром II «Положение о земских и уездных учреждениях» отразило различные интересы дворянских группировок.
Процесс избрания
Согласно «Положению» 1864, создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы - и те, и другие выборные, на началах бессословности. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). От выборов, таким образом, отстранялись рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция. Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков.[источник не указан 290 дней]
[править]
Устройство и
функционирование
Губернские и
уездные земские управы состояли
из 6 человек, назначаемых земскими
собраниями. Собрания созывались один
раз в год, но в чрезвычайных ситуациях
могли собираться и чаще. Управы работали
на постоянной основе. Собрания давали
распоряжения и контролировали их выполнение,
а управы собственно занимались выполнением
решений. Земские собрания можно сравнить
с местными парламентами, а управы - с правительствами
Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.
Земские собрания
и управы были лишены права как
учреждения общаться между собой, они
не имели принудительной власти, так
как полиция им не подчинялась; их
деятельность контролировалась губернатором
и министром внутренних дел, имевшими
право приостанавливать исполнение любого
постановления земского собрания.
Земские собрания
и управы ведали местными хозяйственными
делами: содержанием путей сообщения;
строительством и содержанием школ и больниц;
наймом врачей и фельдшеров; устройством
курсов для обучения населения и устройством
санитарной части в городах и деревнях;
«попечением» о развитии местной торговли
и промышленности, обеспечением народного
продовольствия (устройством хлебных
складов, семенных депо); заботой о скотоводстве
и птицеводстве; взиманием налогов на
местные нужды и т. п.
Земская реформа
проводилась не повсеместно и
не одновременно. К концу 70-х гг. земства
были введены в 34 губерниях Европейской
России, в Бессарабии и в Области войска
Донского (где в 1882 году ликвидированы).
Позже земские органы появились на окраинах:
в Ставропольской, Астраханской, Оренбургской
губерниях. Многие национальные и другие
районы Российской империи земств не имели.
Закон о земстве в западных губерниях
был принят лишь в 1911 г.
Земская реформа
содействовала развитию местной
инициативы, хозяйства и культуры.
1 января 1864 г.
Александр II утвердил “Положение
о губернских и уездных
Надо учитывать,
что для страны, большинство населения
которой составляли крестьяне, только
что освободившиеся от крепостной зависимости,
введение органов местного самоуправления
было значительным шагом в развитии
политической культуры. Избираемые различными
сословиями русского общества, земские
учреждения принципиально отличались
от корпоративно-сословных организаций,
таких, как дворянские собрания. Крепостники
возмущались тем, что на скамье в земском
собрании “сидит вчерашний раб рядом
со своим недавним хозяином”. Действительно,
в земствах были представлены различные
сословия — дворяне, чиновники, духовенство,
купцы, промышленники, мещане и крестьяне.
Члены земских
собраний именовались гласными. Председателями
собраний были руководители дворянского
самоуправления — предводители дворянства.
Собрания формировали исполнительные
органы — уездные и губернские земские
управы. Земства получали право собирать
налоги для своих нужд и нанимать служащих.
Сфера деятельности
новых органов всесословного самоуправления
была ограничена лишь хозяйственно-культурными
делами: содержанием местных путей сообщения,
попечением о медицинской помощи населения,
о народном образовании, местной торговле
и промышленности, народном продовольствии
и т.д. Новые органы всесословного самоуправления
были введены лишь на уровне губерний
и уездов. Отсутствовало центральное земское
представительство, не было и мелкой земской
единицы в волости. Современники остроумно
называли земство “зданием без фундамента
и крыши”. Лозунг “увенчания здания”
стал с той поры главным лозунгом русских
либералов на протяжении 40 лет — вплоть
до создания Государственной думы.
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА
1864 («Положение о губернских и уездных
земских учреждениях 1 января 1864 г.»),
одна из наиболее важных Великих реформ
1860-70-х гг., наиболее тесно связанная с
отменой крепостного права в России. Земская
реформа вводила всесословное выборное
местное самоуправление в уездах и губерниях.
Подготовка реформ
Подготовка земской
реформы началась в 1859, когда полным
ходом шла работа над крестьянской
реформой 1861. Лидером в этой законодательной
деятельности правительства был Н. А. Милютин.
Основные принципы земельной реформы
— выборность, всесословность, самоуправление
в вопросах местных хозяйственных нужд
— были включены в проект еще до отставки
Милютина в апреле 1861. Возглавивший затем
подготовительные работы, министр внутренних
дел П. А. Валуев (оппонент Милютина) был
вынужден считаться с этим проектом и
принять его за основу.
Формирование
местных органов
«Положение 1 января
1864» предусматривало создание земства
в 34 губерниях Европейской части России.
Земская реформа не распространялась
на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую
и Оренбургскую губернии, где почти не
было дворянского землевладения, а также
на национальные окраины России — Прибалтику,
Польшу, Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию.
В 1911-13 земские учреждения, помимо 34 губерний,
были введены еще в 9-ти.
Согласно «Положению»
создавались земские учреждения
в уезде и губернии, состоявшие
из земских собраний и земских
управ. Избирательная система строилась
на сочетании сословного и имущественного
принципов. Каждые три года жители уезда
разных сословий избирали от 14 до 100 с лишним
гласных — депутатов уездных земских
собраний. Выборы проводились по куриям
(частям), на которые разделялось все уездное
население. Первую курию составляли землевладельцы,
имевшие 200 десятин и более земли (включая
надельное землевладение крестьян, еще
не перешедших на выкуп) или другое недвижимое
имущество стоимостью 15 тыс. руб., или годовой
доход в 6 тыс. руб. Тон в этой курии задавали
дворяне (помещики), однако со временем
все большую роль начали играть представители
других сословий — купцы, скупавшие дворянские
земли, богатые крестьяне, приобретавшие
землю в собственность. Вторую курию составляли
горожане, владевшие купеческими свидетельствами,
торговыми и промышленными предприятиями
с годовым доходом не менее 6 тыс. руб.,
владельцы городских недвижимых имуществ
стоимостью не менее чем 500 руб. — в небольших
и 2 тыс. руб. в крупных городах. Третья
курия главным образом состояла из представителей
сельских обществ, крестьян, для которых
не требовался специальный имущественный
ценз. Создание сословного крестьянского
самоуправления (сельского и волостного)
позволило дать выход крестьянам во всесословные
земские учреждения. В результате первых
земских выборов 1865-66 дворяне составили
42% уездных и 74% губернских гласных, крестьяне
соответственно — 38,5% и 10,6%, купцы — 10,4%
и 11%. Гласные уездных земств избирались
в куриях, а губернских — в уездных земских
собраниях. Председателями уездного и
губернского земских собраний являлись
уездный и губернский предводители дворянства.
Земские собрания являлись распорядительными
органами, они избирали исполнительную
власть — губернские и уездные земские
управы (три, пять человек).
Права земств
Компетенция земства
ограничивалась местными хозяйственными
делами (медицина, народное образование,
агрономия, ветеринарная служба, устройство
местных дорог, организация статистики
и др.). Земские сборы обеспечивали
финансовую базу деятельности земских
учреждений. Бюджет утверждался земским
собранием. Он складывался в основном
из налогов на недвижимость, прежде всего
— на землю, при этом главная тяжесть ложилась
на владения крестьян. В пределах своей
компетенции земства обладали относительной
самостоятельностью. Губернатор мог лишь
наблюдать за законностью земских решений.
Он также утверждал председателя уездной
земской управы, членов губернской и уездной
управ. Председателя губернской земской
управы утверждал министр внутренних
дел.
В структуре
земских учреждений не было «мелкой
земской единицы», т. е. всесословного
волостного земства, наиболее близкого
к нуждам местного населения, не был
предусмотрен и общероссийский орган,
который мог бы координировать деятельность
местных земств. В результате земства
оказались «зданием без фундамента и крыши».
Правительство препятствовало и общению
земств друг с другом, боясь конституционных
веяний. У земств не было собственных органов
принудительной власти, что вынуждало
их обращаться к администрации и полиции.
Все это поставило земство с первых шагов
в оппозицию к самодержавной власти и
вместе с тем делало его уязвимым, не защищенным
от пресса могучей государственной машины.
Общий пересмотр земской реформы осуществлен
в царствование Александра III. В 1890 принята
земская контрреформа, существенно ограничившая
права земств.
Значение земской
реформы
Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, она способствовала развитию местного благоустройства. Описанный А. П. Чеховым земский интеллигент — врач и учитель, бескорыстный подвижник и знаток своего дела — стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции.