Земская реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:46, реферат

Описание работы

Оценку земской реформе 1864 года дал и В.И. Ленин. В своих работах «По поводу юбилея», «Картинки жизни», «Либеральные земцы уже идут на попятный», «Откровенно» и многих других определил буржуазное содержание реформ 60-70-х годов XIX века и земской реформы в частности. Он говорил о помещичьей социальной природе земства, пытался объяснить значение земской деятельности, отношение самодержавия к земству и сущность земского движения.

Содержание

Введение.
1. Предпосылки Земской реформы.
2. Формирование всесословного самоуправления.
3. Суть реформы, ее основные положения и особенности.
4. Земские сборы и повинности.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 31.85 Кб (Скачать)

 К исключительной  компетенции губернских земских  учреждений относилось: разделение  на уездные и губернские: земских  зданий, сооружений, путей сообщения,  повинностей, заведений общественного  призрения, а также изменения  в этом разделении; дела об  открытии новых ярмарок и о  перенесении или изменении сроков  существующих; дела об открытии  новых пристаней на судоходных  реках и о перенесении уже  существующих; представление через  начальника губернии ходатайств  о перенесении по уважительным  причинам земских дорожных сооружений  в разряд государственных; дела  по взаимному земскому страхованию  имущества от огня; раскладка  между уездами сумм государственных  сборов, возложенная на земские  учреждения по закону или особому  высочайшей властью утвержденному  распоряжению правительства; рассмотрение  и разрешение затруднений, могущих  встретиться в утверждении смет  и раскладок уездных сборов; рассмотрение  жалоб на действия земских  управ.

 Положение 1864 года не содержало четкого  определения функций земств. Основной  их задачей считалось упорядочение  выполнения земских повинностей.  В статье 2 Положения содержался  перечень занятий для земств, в принципе возможных, но не  всегда обязательных. К ним относились: заведование имуществом, капиталами  и денежными сборами земства,  земскими благотворительными заведениями; попечение «о развитии народного продовольствия», местной торговли и промышленности; управление взаимным земским страхованием имущества; участие в попечении о народном образовании и народном здравии (в хозяйственном отношении); раскладка государственных денежных сборов, разверстка которых возложена на земство; взимание и расходование местных сборов.

3. Земские управы  были исполнительными органами  земских учреждений. Их личный  состав избирался на первом  заседании земского собрания  нового созыва. Чиновники местных  казенных палат, уездных казначейств,  лица духовного звания были  лишены этого права.

 Губернская управа  состояла из 6 членов и председателя, выбиралась на три года. Кандидатура  председателя губернской управы  утверждалась министром внутренних  дел.

 Уездная управа  состояла из председателя и  двух членов, кандидатура председателя  утверждалась губернатором.

 В обязанность  управ входило выполнение распоряжений  земских собраний. Кроме того  их обязанности включали: составление  губернских смет, раскладок и  отчетов; подготовка нужных собранию  сведений и заключений; надзор  за поступлением земских доходов  и расходованием земских сумм; представление в суде интересов  земства по имущественным делам;  распоряжение с разрешения губернатора  о своевременном созыве и об  открытии земских собраний.

 В обязанности  губернских управ входило еще  и рассмотрение жалоб на уездные  управы, а также образование канцелярий  при них.

 Важным принципом  деятельности управ была гласность.  Положение 1864 года предусматривало,  что все сметы, раскладки, отчеты  управ, а также результаты ревизий  печатаются для всеобщего сведения  в «Губернских ведомостях». До 1866 года материалы собраний и  управ печатались без предварительной  цензуры, за исключением постановлений,  нуждавшихся в утверждении губернатора.

 В 1867 году был  принят закон, запрещавший любые  сношения между земствами разных  губерний, даже по общим делам  управления. Все печатные издания  были подчинены цензуре губернатора.  Было установлено, что отчеты  земских управ должны печататься  с разрешения губернатора и  в количестве, не превышающем  число гласных. Таким образом,  местное население полностью  утратило возможность контролировать  деятельность земских учреждений. Складывались ситуации, когда вновь  избранные в собрании гласные  не могли ознакомиться с тем,  как работали их предшественники.

 Правительство,  опасаясь влияния земских учреждений, ограничило их компетенцию узким  кругом чисто хозяйственных дел,  из пределов которых земства  не имели права выходить. Отделив  хозяйственную область от общей  администрации, правительство раздробило  местное управление между различными  коронными и земскими учреждениями, что пагубно отражалось на  всем ходе местной деятельности. Часто одна и та же область  местных дел была в ведении  различных инстанций. Земства  могли, например, нанять помещение  для школы и взять на себя  ее содержание, но не имели  права, по закону, руководить обучением  в этой школе, не могли составлять  программы, контролировать учебно-воспитательный  процесс, так как это считалось  функцией государственных органов.

 Несмотря на  эти ограничения и столь надежный  состав земских учреждений, правительство,  предоставив им заботу о местном  хозяйстве, лишило их самостоятельности  даже в указанных пределах. Земские  учреждения не имели своих  исполнительных органов, не обладали  принудительной властью; они должны  были действовать только через  полицию. Они были лишены права  общаться друг с другом, были  поставлены под строгую опеку  и контроль губернатора и министра  внутренних дел, которые могли  приостановить любое постановление  земских собраний.

 Но и в таком  урезанном виде земства внушали  опасение самодержавию. Поэтому  земская реформа была введена  не одновременно и не повсеместно.  Введение земских учреждений  началось с февраля 1865 года  и растянулось на длительный  срок. К концу 70-х годов земства  были введены только в 35 губерниях  Российской империи.

 

4. Земские сборы  и повинности.

 Земства состояли  из уездных и губернских управ,  находились под губернаторским  контролем, решали местные вопросы,  не имея политических прав. Земские  собрания состояли из гласных,  собиравшихся ежегодно под руководством  предводителя дворянства. 12 июня 1890 г. установлена бюрократическая  опека над земствами. Содержались  земства за счёт земских повинностей.  Повинности делились на общегосударственные  и губернские, расходы на которые  определялись соответственно в  центре или на местах, в губерниях.  Частные сборы назначались губернскими  органами власти. Сметы расходов  общих и частных земских сборов  утверждал император. По особым  указам центральных органов власти  вводились особые и отдельные  сборы по губерниям, а иногда  и в целом по стране. В указе  от 9 января 1836 г. Сенат учредил  налог "на содержание земской  полиции" в размере 0,3 руб.  с души, что в 1835-1839 гг. составляло  по реальной мере стоимости  около 0,08 руб. Далее этот налог  был определён в сумме 0,09 руб.  с души. Его оклад в 1840-1870 гг. по реальной мере стоимости  равнялся 0,06-0,09 руб. По отдельным  губерниям периодически объявлялись  временные земские сборы. Так,  в 1814 г. было принято решение  "собрать с крестьян губернии  в пользу г. Архангельска с  окладной души на городскую  почтовую станцию по 6 коп., на  содержание Новодвинской крепости  по 3,5 коп., на квартиры для военнопленных  по 3 коп., на квартиры для военных  с 57 360 душ по 14 коп. и по Мезенскому  уезду по 6,5 коп.". По Мезенскому  уезду общая сумма этого дополнительного  губернского сбора составила  19 коп. с души (по реальной мере  стоимости - 3,8 коп.).

 

  Заключение.

 Подготовка земской  реформы явила собой положительный  опыт согласования позиций в  то время уже политически неоднородного  правившего сословия. В результате  была разработана довольно гибкая  и эффективная избирательная  система, которая способствовала  реализаторской стратегии Александра II, направленной на эволюционную  по своим методам социально-  экономическую трансформацию российского  общества.

 Растущий в  стране капитализм потребовал  упразднения старой системы местного  управления, построенной на крепостнической  основе. Но упразднение это производилось  не снизу, народом, а сверху, бюрократической царской властью,  в порядке вынужденной уступки.  Поэтому буржуазная, по существу, ломка дореформенной системы  местного управления не могла  быть доведена до конца, да и, безусловно, введение конституции и всеобщего избирательного права в России в 60-ых годах было еще преждевременным. Но, так или иначе, ведение выборности, самоуправления, всесословности и независимости от администрации было большим прогрессом.

 Подготовка и  проведение крестьянской и других  реформ (земской в частности) заставили  императора искать союзников,  и эти поиски во многом изменили  социальную ориентацию русской  монархии. Не найдя в первый  момент достаточно прочной поддержки  преобразований в среде дворянства, Александр II вынужден был опереться  исключительно на государственный  аппарат и, прежде всего, на  высшую бюрократию. Ее деятельность  – кабинетная и полу-секретная, - как бы необходима и своевременна  она ни была, отдаляла общество  от верховной власти, порождала  взаимную неприязнь между ними.

  

Список используемой литературы:

1. Георгиев В.  А. История России 19 - начала 20 века. - М., Академия,2004.

2. История России 19 – начала 20 века: Учебник / Под  ред. В. А. Федорова. – М., Академия, 2004.

3. Постовой Н.  В. Муниципальное право России. – М., Новый Юрист, 1998.

4. Великие реформы  в России 1856-1874 / Под ред. Л.Г.  Захаровой - М., МГУ, 1994.

5. Гармиза В.В.  Подготовка земской реформы 1864 года. - М., Изд-во МГУ, 1957.

6. Герасименко Г.А.  Земское управление в России. - М., Наука, 1990.

7. Ленин В.И. Полное  Собрание Сочинений. Том 5. - М., 1972.

Информация о работе Земская реформа