Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:18, лекция
С первых дней февральской революции 1917 г. начались работы по подготовке аграрной реформы, руководство которыми постановлением Временного правительства от 21 апреля 1917 г. было возложено на Главный земельный комитет при Министерстве земледелия. Однако дело двигалось медленно, отставая от потребностей обстановки. Стремление учесть все мнения и все обдумать с крайней основательностью не только замедляло работы по подготовке реформы, но и ослабляло ее размах и энергию реформаторского творчества.
Земельный строй в России в годы советской власти
С первых дней февральской революции 1917 г. начались работы по подготовке аграрной реформы, руководство которыми постановлением Временного правительства от 21 апреля 1917 г. было возложено на Главный земельный комитет при Министерстве земледелия. Однако дело двигалось медленно, отставая от потребностей обстановки. Стремление учесть все мнения и все обдумать с крайней основательностью не только замедляло работы по подготовке реформы, но и ослабляло ее размах и энергию реформаторского творчества.
Соображения государственного характера о постепенности и законности земельной реформы, необходимости принятия ее Учредительным собранием оказались чуждыми крестьянской массе России, задыхавшейся от земельной тесноты и тягот войны. Охваченное мыслью о всеобъемлющем переделе земли, крестьянство стихийно стремилось, невзирая ни на что, овладеть землей, что вынудило Временное правительство издать ряд карательных постановлений. Так, постановлением от 11 апреля 1917 г. «Об охране посевов» на продовольственные и земельные комитеты были возложены обязанности принимать меры против самовольного нарушения чьих-либо земельных и имущественных прав, возмещать убытки, происходившие в результате народных волнений.* Главком Юго-Западного фронта генерал Корнилов издал приказ от 8 июля 1917 г., согласно которому лица, препятствовавшие помещикам убирать урожай в зоне фронта, могли подвергнуться заключению сроком до трех лет.
Несмотря на принимаемые меры, земельные и имущественные правонарушения в стране приобретали все больший размах. Например, в приказе министра продовольствия говорилось, что во многих местах население предпринимает незаконные насильственные действия, препятствующие землевладельцам в уборке полей и посевов, снимает с работ военнопленных, принуждает землевладельцев платить повышенную плату за сельхозработы; захватывает хлеба, покосы, инвентарь и т. п.*
«Подливали масла в огонь» политические
партии, рвущиеся к власти, подстрекая
население к самовольным
Кризис в использовании земель России усугублялся последствиями первой мировой войны, продолжавшей свой разрушительный ход: почти на 1/5 сократились посевные площади,* поля зарастали бурьяном и чертополохом; несмотря на благоприятные климатические условия 1917 г., валовой урожай хлебов, по сравнению с 1913 г. сократился почти на 1/3. Основная часть урожая приходилась на помещичьи и кулацкие хозяйства, которые и в военное время не утратили своей экономической силы.
В этих условиях от крестьянских масс поступило 242 наказа делегатам I Всероссийского Съезда Советов крестьянских депутатов.*
Ознакомившись с ними, В.И. Ленин решил положить их в основу первого земельного закона пролетарского государства.* Как известно, это было реализовано в знаменитом Декрете о земле,** получившем название ленинского.
Основные положения Декрета
сводились к отмене частной собственности
на землю, обращению ее в народное
достояние, приоритетному пользованию
землей трудящимися, принудительному
характеру земельных
Декрет действовал в течение шести лет,* но положения его легли в основу советского законодательства, регулировавшего земельные отношения на протяжении всего периода строительства социализма в России.
Реализация положений Декрета о земле на местах, в губерниях, уездах России была обеспечена заменой земельных комитетов,* посылкой эмиссаров,** созданием посевкомов*** и т.п.
Декрет о земле быстро дополнялся специальными декретами. Так, были приняты Декрет ВЦИК от 9 февраля 1918 г. «О социализации земли»,* Декрет СНК от 29 декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью»** Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах»,*** Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О недрах земли».****
Одновременно с нормативно-правовыми актами, устанавливающими правовой статус земель и других природных объектов, принимались акты о порядке пользования этими объектами, вносившие коренное изменение в систему земельных, водных, горных, лесных и т.п. правоотношений. Например, Положением о социалистическом землеустройстве* вся земля в пределах РСФСР была объявлена единым государственным земельным фондом, что положило начало введению монополии государственной собственности на землю, принесшей немало проблем в использование земель России; устанавливался приоритет общественных форм землепользования; земля была исключена из товарно-денежных отношений, был создан колхозно-совхозный порядок и т. п.
С 1922 г. началась кодификация земельного законодательства, преследовавшая цель «создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле»*. Вначале кодификация была осуществлена на республиканском уровне созданием Земельного кодекса РСФСР 1922 года** и аналогичных кодексов в союзных республиках, а затем – на союзном уровне принятием Общих начал землепользования и землеустройства.*** Впоследствии ход кодификации и изменений законов шел в обратном направлении: вначале кодификация осуществлялась на союзном уровне, а затем – на республиканском. Так, в 1968 году были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик,**** а в 1970 году на базе этих Основ принят Земельный кодекс РСФСР.*****
Правовое регулирование земельных отношений в русле социалистических принципов шло с большими трудностями, поскольку реализация таких принципов осуществлялась вопреки объективным законам общества и природы: не был задействован интерес собственности, производители сельхозпродукции исключались из механизма отношений собственности, ставка делалась на принуждение, апеллирование к сознательности субъектов правоотношений и т.п. Например, начиная с 1928 и по 1986 г. почти ежегодно принимались постановления о мероприятиях по посевным и уборочным работам. Как правило, они принимались совместно правительством и ЦК правящей коммунистической партии. Эти постановления вводили принудительные обязанности.
С неменьшей сложностью проводилась и правотворческая работа по совершенствованию земельного законодательства. Например, Общие начала землепользования и землеустройства, будучи разработанными, свыше года не утверждались, дебатировались положения проекта этого закона; Основы земельного законодательства разрабатывались с 1948 г. и были приняты лишь через 20 лет и т. д.
В основе реформации земельного строя лежала идея приоритетного положения в земледелии крупного государственного хозяйства (совхоза). Сельскохозяйственная кооперация крестьянства – колхозы – должна была в последующем трансформироваться в государственные хозяйства. Таким образом, была бы национализирована земля у крестьян (Декрет о земле не предусматривал национализации крестьянской земли, в противном случае не удалось бы партии большевиков одержать победу в гражданской войне и Удержаться у власти).
Реформа земельных отношений, проходившая в исследуемый период, характеризовалась следующими особенностями:
1) укреплением правового статуса госхозов (совхозов) – государственных сельскохозяйственных предприятий:
а) созданием условий для полного
перехода к коммунистическому
б) созданием и развитием
2) организацией массовой
3) наступлением на частный
4) применением преимущественно
административных методов
5) опорой на добросовестность
людей без увязки с личным
интересом в результатах произв
6) приоритетным применением
7) резким несоответствием между
интенсивностью
8) консерватизмом и бюрократизмом методов регулирования земельных и сельскохозяйственных отношений. Например, в 60–80-е годы были приняты специальные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, обязывающие неуклонно исполнять постановление от 9 марта 1955 г. «Об изменении практики планирования сельского хозяйства», требующие привлекать к ответственности виновных в нарушении этого постановления должностных лиц. Однако положение не улучшилось, сельхозпредприятиям продолжали навязываться не предусмотренные законом плановые задания.
То, что бюрократизм будет
9) порочностью всей системы
Упадок сельского хозяйства достиг критической черты. Доходило до того, что отдельные хозяйственные работники выращивали на своих приусадебных участках больше продукции, чем колхоз или совхоз, предоставившие эти участки.
Свыше 70 лет социалистического строительства в России доказали необходимость и профессивность товарно-денежных отношений и опасность их ущемления.
Возврат рыночных отношений в землепользование начался с 1987 года, когда после длительного запрета была, наконец, предоставлена возможность арендных отношений в земледелии, а также свободной кооперации граждан. Однако расширение сферы товарно-денежных отношений шло медленно, сдерживалось устоявшимися за годы советской власти консервативными традициями. Кроме того, структуры союзного (Союза ССР) уровня долгое время не давали России обрести надлежащий суверенный статус.
Несмотря на препятствия, чинимые реформам, они зрели, чтобы проявиться в нормативных актах, раскрепощающих земельные и хозяйственные отношения в стране. Радикальный перелом наступил в 1990 году с обретением Российской Федерацией суверенитета и началом кардинальной земельной реформы.
Информация о работе Земельный строй в России в годы советской власти